2С19 «Мста-С»
Мощная «самоходка» для тактических побед
В ближайшие три года российская армия получит 42 модернизированные самоходные артиллерийские установки «Мста-С» – это один из крупнейших контрактов прошедшего форума «Армия-2016». Речь идет о версии 2С19М2, усовершенствованной самоходной гаубице нового поколения.
САУ или танк?
Самоходная артиллерийская установка (САУ, в народе «самоходка») – это артиллерийское орудие на самоходном шасси. САУ могут быть бронированными или нет, на гусеничном или колесном шасси, иметь поворотную башенную или рубочную установку орудия. Некоторые САУ с башенной установкой орудия по виду напоминают танки, но на деле это принципиально разные машины. Главное отличие заключается в основном назначении: танки предназначены для непосредственного участия в боях, в том числе ближних, а самоходные установки осуществляют артиллерийскую поддержку с дальних позиций.
Славная история «самоходок»

Современные САУ – это в основном самоходные гаубицы и зенитные артиллерийские установки. Все они являются «потомками» советских самоходок, которые внесли немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Осенью 1942 года немецкие войска на подступах к Ленинграду впервые испытали в бою свой тяжёлый танк «Тигр» – именно он, по мнению Гитлера, должен был завершить затянувшийся блицкриг. Главным противником немецкого «Тигра» стала советская самоходная артиллерийская установка СУ-122 – опытный образец был изготовлен всего за месяц, а в конце декабря 1942-го первые машины уже ушли на фронт.

Самая первая СУ-76, созданная на основе Т-70, более мощная СУ-85 на базе танка Т-34, легендарная СУ-100 с улучшенной защитой, «героиня» битвы на Курской дуге СУ-152 – советские «самоходки» массово использовались на всех фронтах Великой Отечественной для истребления вражеских танков.

Вместо «цветочной династии»

После войны, с развитием технологий, штурмовые и противотанковые САУ на время уступили место более совершенным ракетным системам. Но ракетное оружие не смогло полностью вытеснить ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, претерпев значительную модернизацию, вернулись в строй. Основное развитие шло в направлении увеличения максимальной дальности стрельбы, повышения скорострельности и точности поражения цели.

В 1989 году на вооружение была принята 2С19 «Мста-С» – дивизионная самоходная гаубица калибра 152 мм. К началу ее разработки границы СССР уже охраняли самоходки с красивыми «цветочными» названия – «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан», но «гонка вооружений» между Советским Союзом и НАТО требовала дальнейшего наращивания боевых характеристик.

Новая машина «Мста-С» получила менее поэтическое наименование. Разрабатывать «самоходку» поручили ОКБ-3 «Свердловского завода транспортного машиностроения». 2С19 создавалась с применением узлов моторно-трансмиссионной установки Т-72 и ходовой части Т-80. «Мста-С» превосходила «Акацию» по ряду технических характеристик, в частности, по дальности стрельбы – 29,06 против 20,3 километров. Впервые на практике были решены несколько важных задач: обеспечена высокая скорострельность, создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную, реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения.

Главные особенности
1
«Мста-С» может выполнять огневой налёт одним орудием, когда несколько снарядов выстреливаются последовательно по разным траекториям и достигают цели почти одновременно.
2
«Мста-С» может вести огонь по видимым целям прямой наводкой, в том числе в горах.
Типы целей: тактические ядерные средства, артиллерийские и минометные батареи, танки и другая бронированная техника, живая сила, средства ПВО и ПРО, пункты управления.
3
«Мста-С» начинает стрельбу без дополнительной подготовки, а после залпа быстро покидает огневую позицию.
4
«Мста-С» может вести огонь возимым боекомплектом из боеукладки, расположенной в башне, и с подачей выстрелов с грунта.
Система подачи снарядов автоматизирована, переход к другому способу подачи боеприпасов происходит без потери скорострельности, которая составляет 8 выстрелов в минуту.
Инновации в деле
«Мста-С» оснащена всеми необходимыми современными электронными бортовыми системами, позволяющими быстро и эффективно решать навигационные, коммуникационные, огневые задачи, что делает её современным высокоэффективным образцом артиллерийского вооружения.
2С19 «Мста-С»
Светлана Аликина
Сергей Жуков
Павел Караулов
Елена Костомарова
Максим Кутейников
Константин Емцев
Павел Шорох

Проект подготовлен на основе данных, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»

Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости (Яков Халип, Василий Савранский, Петр Бернштейн, Глеб Спиридонов, Владимир Гальперин, Давид Трахтенберг, Евгений Биятов, Виталий Аньков, Вадим Жернов, Павел Лисицын)

2С19 «Мста-С»