Современные САУ – это в основном самоходные гаубицы и зенитные артиллерийские установки. Все они являются «потомками» советских самоходок, которые внесли немалый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Осенью 1942 года немецкие войска на подступах к Ленинграду впервые испытали в бою свой тяжёлый танк «Тигр» – именно он, по мнению Гитлера, должен был завершить затянувшийся блицкриг. Главным противником немецкого «Тигра» стала советская самоходная артиллерийская установка СУ-122 – опытный образец был изготовлен всего за месяц, а в конце декабря 1942-го первые машины уже ушли на фронт.
Самая первая СУ-76, созданная на основе Т-70, более мощная СУ-85 на базе танка Т-34, легендарная СУ-100 с улучшенной защитой, «героиня» битвы на Курской дуге СУ-152 – советские «самоходки» массово использовались на всех фронтах Великой Отечественной для истребления вражеских танков.
После войны, с развитием технологий, штурмовые и противотанковые САУ на время уступили место более совершенным ракетным системам. Но ракетное оружие не смогло полностью вытеснить ствольную артиллерию, и самоходные артиллерийские установки, претерпев значительную модернизацию, вернулись в строй. Основное развитие шло в направлении увеличения максимальной дальности стрельбы, повышения скорострельности и точности поражения цели.
В 1989 году на вооружение была принята 2С19 «Мста-С» – дивизионная самоходная гаубица калибра 152 мм. К началу ее разработки границы СССР уже охраняли самоходки с красивыми «цветочными» названия – «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан», но «гонка вооружений» между Советским Союзом и НАТО требовала дальнейшего наращивания боевых характеристик.
Новая машина «Мста-С» получила менее поэтическое наименование. Разрабатывать «самоходку» поручили ОКБ-3 «Свердловского завода транспортного машиностроения». 2С19 создавалась с применением узлов моторно-трансмиссионной установки Т-72 и ходовой части Т-80. «Мста-С» превосходила «Акацию» по ряду технических характеристик, в частности, по дальности стрельбы – 29,06 против 20,3 километров. Впервые на практике были решены несколько важных задач: обеспечена высокая скорострельность, создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную, реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения.
Проект подготовлен на основе данных, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»
Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости (Яков Халип, Василий Савранский, Петр Бернштейн, Глеб Спиридонов, Владимир Гальперин, Давид Трахтенберг, Евгений Биятов, Виталий Аньков, Вадим Жернов, Павел Лисицын)