До появления «Арматы» у современной России не было своего танка, ведь все стоящие на вооружении машины родом еще из Советского союза. Тем примечательнее факт, что Т-14 придумала и отправила на испытания команда специалистов, средний возраст которых – 30-40 лет.
Разработка Т-14 началась в 2009 году в «Уральском КБ транспортного машиностроения», входящем в состав корпорации «Уралвагонзавод». Впервые «Армата» была представлены публике на параде Победы в Москве в 2015 году.
Презентация нового российского танка стала громким событием для всего мира. Накануне парада многие западные СМИ активно спорили о новинке. Так, Jane’s Defence Weekly отметил, что «Армата» имеет «принципиально новый дизайн и представляет собой самое существенное изменение в семействе военной техники России со времен 60-х — 70-х годов». А The Telegraph, ссылаясь на российских экспертов, предположил, что «Армата» способна оставить позади американский «Абрамс», британский «Челленджер» и немецкий «Леопард».
«У нас есть концепция развития машин на базе платформы «Армата», состоящая из 28 единиц перспективных видов вооружения. — рассказал в интервью РИА «Новости» генеральный директор УВЗ Олег Сиенко. – Они должны быть интегрированы на одной платформе: для ПВО, тяжелых бронированных машин. Тогда будет один ремкомплект, один зип (запасные инструменты и принадлежности), чтобы быстро менять те или иные узлы и агрегаты».
Также на базе «Арматы» будет создана боевая машина «Терминатор-3», чьи предшественники — «Терминатор-1» и «Терминатор-2» — являются аналогами танка Т-72 и идут только на экспорт.
Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.
Кроме того, в «Армате» заложено дублирование любого процесса. Например, в системе управления огнем предусмотрена возможность вручную управлять орудием и производить выстрелы. «Армата» устойчива даже к непредвиденным действиям экипажа, - говорит Сиенко. - Машина сама предупреждает о возможной поломке благодаря информационно-управляющей системе».
Примечательно, что танк устроен таким образом, что если вдруг появится новое вооружение или более совершенный узел-агрегат, то их можно будет быстро интегрировать в машину. В УВЗ подчеркивают, что такой возможности пока нет ни у одного танка в мире.
Т-14 стал первым в мире танком, который идеально вписывается в концепцию «сетецентрической войны», то есть предназначен, в первую очередь, не для одиночного боя, а для работы в составе группы боевых машин.
Сетецентрическая война (от англ. Network-centric warfare) — концепция ведения войны, при которой все участники боевых действий (командование, военная техника, живая сила, разведка) объединяются в единую информационную сеть. Это позволяет синхронизировать действия, оперативно получать и доводить до всех участников информацию в режиме реального времени. Результат – оперативное управление силами и средствами, повышение темпа операций, эффективности поражения сил противника. Сетецентрическая война предполагает активное использование беспилотников, высокоточного оружия, хорошо защищённых устойчивых каналов связи с высокой пропускной способностью и средств радиоэлектронной борьбы. Первыми к практическому осуществлению концепции сетецентрической войны в конце 90-х годов прошлого века приступили вооружённые силы США.
После появления «Арматы» зарубежные производители военной техники всерьез занялись аналогичными разработками. По сообщениям СМИ, немецкая корпорация Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter готовятся создать совместное предприятие по производству сухопутной военной техники. Еще в прошлом году они заявили, что в ближайшем будущем займутся созданием нового танка, который в перспективе заменит французский Leclerc и германский Leopard 2.
В УВЗ скептически относится к сообщениям о попытках догнать российским разработчиков, так как считают, что опередили зарубежных коллег минимум лет на десять.
Немецкое издание Stern пишет, что новейшие разработки российского военно-промышленного комплекса заставят западные страны поторопиться с модернизацией армий. По мнению издания, танк «Армата» Т-14 является первой реальной инновацией России после распада СССР. При этом «Армата» использует лучшие достижения российского танкостроения — танк очень быстрый и маневренный.
«Армату» в будущем продолжат модернизировать и усовершенствовать, тем более конструктивные особенности машины позволяют это сделать довольно легко.
Проект «Армата» продолжает свое развитие. Сейчас штатная пушка на «Армате» — 125 миллиметров, однако возможна и установка пушки калибра 152 миллиметра. Все зависит от заказчика, говорят разработчики. «Поставим что угодно, - отметил в интервью РИА Новости генеральный директор УВЗ Олег Сиенко. - Мы привыкли делать определенные заделы на будущее, и у нас много разработок, которые мы в инициативном порядке делаем, естественно, по согласованию с военными. Пушка 152 — пушка повышенного могущества. Мы надеемся, что скоро под эту пушку появится новый боеприпас. По своему потенциалу она на 30% совершеннее предыдущей. Например, внутреннее легирование канала ствола позволяет повысить количество выстрелов без замены для ремонта».
Кроме того, в будущем новейший российский танк «Армата» станет беспилотным. По словам главы УВЗ Олега Сиенко, оборудование «Арматы» уже сейчас позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше приходилось делать экипажу вручную, в том числе и дистанционное управление движением машины. «Не исключено, что будущие войны будут уже без участия человека, поэтому мы предусмотрели в «Армате» возможность роботизации. Беспилотная «Армата» — это машина будущего, мы не сомневаемся».
В рамках государственной программы вооружений размещён государственный заказ на изготовление 2300 танков Т-14 до 2020 года. В 2015 году была изготовлена опытно-промышленная партия из 20 танков, а спустя год началось серийное производство танков. Одновременно начата процедура военной приемки и устранения недостатков. Генеральный директор УВЗ не исключает, что «Армата» пойдет в серию в 2017 году.
Проект подготовлен на основе данных, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»
Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости
В проекте использован фрагмент видео, предоставленного Минобороны