ДТ «Витязь»
Особенности национального вездехода
Двухзвенный гусеничный транспортер «Витязь» незаменим в отдаленных регионах нашей страны, где шутки про «вторую российскую беду» оправданы климатом. Какие условия и события определили его нынешнюю конструкцию – читайте в нашем проекте.
Первые шаги по бездорожью

Прототипами российских вездеходов ДТ-10П и ДТ-30П «Витязь» можно считать гусеничные артиллерийские тягачи, которые использовали в СССР в 1950-х годах. В это же время начался масштабный процесс освоения северных районов. В Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике просто необходима была высокоманевренная машина, способная преодолевать сложные преграды и перевозить крупногабаритные грузы.

«Интенсификация этого процесса объяснялась и военно-стратегическими целями того времени», – пишет в своей книге главный конструктор машин семейства «Витязь» Константин Осколков. По его словам, в тот период было проведено несколько учений и маневров («Белая Медведица», «Полярная звезда» и других) с участием объединенных вооруженных сил США, Канады и прочих стран и использованием разработанной техники, специально приспособленной для эксплуатации в районах Крайнего Севера. В ходе этих учений было установлено, что техника неэффективна. Основные причины: плохая проходимость и маневренность, низкие надежность и экономичность. Эти же недостатки в полной мере можно отнести и к нашим машинам того периода.

А самым первым в мире сочлененным вездеходом считают экземпляр, представленный на выставке в Лондоне в 1913 году. Англичанин Диплок соединил прицеп, гусеницы которого не были ведущими, с основной машиной с помощью шкворневого шарнира. Механизм поворота секций был основан на действии так называемой «червячной пары». Винт размещался на ведущей машине, сектор — на заднем звене.
По снегам и болотам

В каких же конкретно условиях должен был работать новый механизм? За термином «бездорожье» обычно скрывается болотистая и лесистая местность, снежные заносы, размытые непогодой грунты, различные препятствия (рвы, косогоры и т.д.).

Ситуация осложняется тем, что в отличие от воды и воздуха физические свойства грунтов крайне непостоянны – один и тот же тип грунта может изменять свое состояние в зависимости от влажности. Из-за этого попытки ученых точно оценить «проезжаемость» грунтов с помощью 11 параметров не увенчались успехом. Так что при оценке возможностей внедорожного транспорта грунты стали разделять не по типам, а по состояниям.

Стадии грунта в зависимости от степени водонасыщенности

«С точки зрения эксплуатации машин Пластичная стадия грунта – одно из самых сложных и трудных (тяжелых) условий работы гусеничных машин. В большинстве своем считается непроходимой для наземных транспортных средств и по этой причине практически недоступна для их эксплуатации», – объясняет Константин Осколков.

Покоритель земель

Принципиально новым типом вездеходов, которые справляются с грунтами любой сложности, стали двухзвенные машины семейства «Витязь»: ДТ-10П, ДТ-20П и ДТ-30П.

Серийное производство «Витязей» стартовало в 1982 году. Сегодня АО МК «Витязь» – единственный в России производитель уникальных плавающих двухзвенных гусеничных транспортеров семейства ДТ «Витязь» грузоподъемностью от 3 до  30 тонн. Выпускаемые заводом вездеходы успешно эксплуатируются в условиях сплошного бездорожья, болот, снежной целины, низких и сверхнизких температур Российского Севера, Сибири, Арктики и Антарктики, а также высоких и сверхвысоких температур песчаных пустынь Средней Азии и Аравии, сверхвысокой влажности тропиков и разреженного воздуха высокогорья. Благодаря универсальности конструкции транспортеры «Витязь» применяются в качестве базовых шасси, для размещения на них комплексов вооружений, грузоподъемного, погрузочно-разгрузочного, землеройного и другого технологического оборудования различного назначения.

Двухзвенные гусеничные вездеходы уверенно опережают своих одиночных «собратьев» по показателям грузоподъемности, проходимости и маневренности. За способность передвигаться по любой местности у «Витязя» отвечает уникальная система по складыванию звеньев в продольной и вертикальной плоскостях. Гидравлические цилиндры, расположенные между звеньями, могут работать в нескольких режимах: осуществлять поворот машины, обеспечивать плавность хода, работая в качестве своеобразной пневмоподвески, и блокировать звенья для преодоления преград высотой до полутора метров.
ДТ-10ПМ на полосе препятствий
ДТ «Витязь»
Аликина Светлана
Жуков Сергей
Караулов Павел
Костомарова Елена
Волков Александр
Елена Контузова-Вантула
Емцев Константин
Шорох Павел

Проект подготовлен на основе данных, предоставленных корпорацией «Уралвагонзавод»

Фото: «Уралвагонзавод»; РИА Новости (Яков Рюмкин, Михаил Озерский, Василий Шапошников, Петр Малиновский)

«Витязь» на севере
С недавним усилением российского присутствия в Арктике вездеходы «Витязь» приобрели новую функцию защитника российских интересов в этом стратегически важном регионе. В начале 2016 года стартовали испытания новой модификации «Витязя» ДТ-10МП на базе Арктической бригады ВC РФ в Мурманской области. Как отмечают военные, машина обладает исключительными тактико-техническими характеристиками для эксплуатации в этих непростых условиях.
Кабина ДТ-30ПМ рассчитана на пять человек и оснащена автономными системами обогрева и вентиляции
Эластичные резинотканевые гусеницы в сочетании с поворотно-сцепным устройством исключают «бульдозерный эффект» и срыв грунта под гусеницей, тем самым минимизируя воздействие на почву.
Конструкция позволяет безопасно кренить модули вездехода относительно друг друга, задирать или опускать носовую и кормовую части, поэтому машина легко преодолевает практически любые типы преград.
Два цельнометаллических звена соединяются друг с другом по прицепной схеме. Грузоподъемность первого звена – 12 тонн, второго – 18 тонн (на нем может быть размещен кузов с тентом или платформа для монтажа оборудования).
Четырехскоростная коробка передач с блокируемым дифференциалом позволяет выбрать оптимальный режим движения транспортера в любых дорожных условиях
Масса — 29 т
Грузоподъемность — 30 т
Мощность двигателя — 710 л.с.
Скорость по суше — 44 км/ч
Скорость на плаву — 5 км/ч
Среднее удельное давление на грунт — 0,3 кг/см²
Гражданская модификация
Геофизические исследования и геологоразведка
Аварийно-спасательные работы
Доставка продовольствия и ГСМ в отдаленные районы
первичное обустройство мест добычи полезных ископаемых
создание трасс в зимнее время (устройство зимников)
Строительство и обслуживание объектов топливно-энергетического комплекса в отдаленных районах
Военная модификация
Транспортировка личного состава и военно-технического имущества
База под монтаж вооружения
Условия эксплуатации
температура от -50°С до +40°С
относительная влажность воздуха до 98%
скорость ветра до 20 м/с
атмосферные осадки (дождь, снег, град)
«Витязи» широко используются в Мурманской, Томской, Читинской областях, в Камчатском крае, в Карелии, на Чукотке и в других районах нашей страны. По словам заместителя генерального директора «Уралвагонзавода» Вячеслава Халитова, двухзвенные транспортеры также имеют большой экспортный потенциал. Причем интересуются российскими «Витязями» не приполярные страны, а экваториальные, которым тоже нужна «высокая проходимость» техники.
ДТ «Витязь»