Великий
Сибирский путь
вчера, сегодня, завтра
«Как без посещения Мекки нельзя быть настоящим мусульманином, так, не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским…»
Министр путей сообщения, граф Сергей Витте
В 1858 г., после подписания договора с Китаем, восточные границы Российской империи были окончательно оформлены. Возникла необходимость связать отдалённые территории с европейской частью страны
На строительство самой длинной железной дороги России, соединяющей Москву и Владивосток, потребовалось 25 лет.
«Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений»
Александр III, 1891 год
Владивосток
Начало пути
Во Владивостоке начинается не только шестидневное путешествие в Москву, здесь начинается многолетняя, тяжёлая и интересная история строительства самой длинной железнодорожной магистрали в мире
Транссибирская магистраль — самая протяженная в мире. Её длина составляет 9288,2 км
Главным идеологом строительства магистрали был министр путей сообщения граф Сергей Витте. Его планы по строительству Великого Сибирского пути поначалу не встретили одобрения в высших государственных кругах. Однако личная поддержка императора позволила претворить их в жизнь. В те годы, как сегодня говорят современники, «страна выглядела целостно только на карте». Стремление связать страну путём вовлечения политически и экономически удалённых сибирских и дальневосточных регионов стояли выше возможных огромных затрат.
сергей юльевич
витте
Император Александр III распорядился все расходы возложить на российскую казну и отказался от любых иностранных инвестиций. В постановлении специально созданного Комитета Сибирской железной дороги, который возглавил цесаревич Николай Александрович, говорилось: «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов».
19 мая 1891 года недалеко от Владивостока – в Куперовской пади, в торжественной церемонии закладки магистрали участвовал наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II). Уникальное фото молодого цесаревича, который лично вываливает первую тачку земли на полотно, сохранилось до сих пор.
Цесаревич Николай Александрович
везёт тачку с землёй к месту начала строительства Транссибирской магистрали. 19 мая 1891 года
Русско-Японская война
1904–1905
В период Русско-японской войны стало особенно очевидно стратегическое значение Сибирского пути. Он позволил быстро перебрасывать войска, артиллерийские орудия и боеприпасы из Центральной России в районы боевых действий Дальнего Востока. В обратном направлении, по этой же дороге, вывозились раненые, которых распределяли по военным госпиталям, развёрнутым в крупных городах, стоящих вдоль магистрали.
Российская Империя, согласно Портсмутскому мирному договору, уступила Японии большую часть Южно-Манчжурской железной дороги.
После войны возникла угроза полной потери контроля над Китайско-Восточной железной дорогой – участком Сибирского пути (до этого проходившим по Манчжурии), а значит, и над восточной частью Транссиба. Возникла необходимость строительства магистрали, которая полностью бы проходила по территории Российской империи.
Уссурийская дорога
Первый участок
Владивосток — Хабаровск
717 верст (765 км)
Начало работ: апрель 1891 г.
начало регулярного сообщения: 1 ноября 1897 г.
Работы по прокладке Транссибирской магистрали начались одновременно с двух сторон – от городов Челябинск и Владивосток. Между ними было восемь тысяч километров малонаселённых, а иногда и безлюдных земель. Строительство велось в крайне суровых условиях – по непроходимой тайге и зоне вечной мерзлоты, через крупные сибирские реки. Первым участком Великого Сибирского пути стала Уссурийская железная дорога общей протяжённостью 769 км, которая была открыта для постоянной эксплуатации уже в ноябре 1897 года.
Уссурийская магистраль стала прародительницей Дальневосточной железной дороги, которая сегодня является основой транспортной системы Дальневосточного региона России.
Ни одна дорога и по сей день не может сравниться с Транссибирской магистралью по протяженности, темпам сооружения и тем трудностям, с которыми пришлось столкнуться строителям и инженерам.
4 метра над уровнем моря
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ПЕРЕД ВЛАДИВОСТОКОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ 39 КМ ПРОХОДИТ ПО БЕРЕГУ АМУРСКОГО ЗАЛИВА ЯПОНСКОГО МОРЯ. САМАЯ НИЗКАЯ ТОЧКА – ОКОЛО 4 М НАД УРОВНЕМ МОРЯ – НАХОДИТСЯ ТАМ, ГДЕ ДОРОГА ПЕРВЫЙ РАЗ ПОДХОДИТ К БЕРЕГУ (ОКОЛО СТАНЦИИ АМУРСКИЙ ЗАЛИВ).
Мост через Амур
«Амурское чудо»
Река Амур с глубиной 14 метров в районе мостового перехода отличалась быстрым течением и сокрушительной силой ледохода. Но русские инженеры и строители смогли укротить её с помощью уникального моста.
Металлоконструкции для моста изготавливались в Варшаве (Польша), переправлялись в Одессу, затем морем во Владивосток и только потом в Хабаровск.
Амурский мост был построен за три с небольшим года
18 октября 1916 года мост, названный «Алексеевским» в честь цесаревича Алексея Романова, открыли для постоянного движения. Это был последний элемент строительства магистрали. На этом Великий Сибирский путь на территории Российской империи замкнулся. Однако впереди страну и железную дорогу ждали тяжёлые испытания.
Гражданская война 1917–1922
Во время Гражданской войны несколько участков пути были попросту разграблены, мосты взорваны или разрушены. Было приложено немало усилий и средств, чтобы в скорейшем времени восстановить крупнейшую железную дорогу.
Легендарный мост через Амур также был повреждён. Работы по его восстановлению продолжались три года. В 1925 году движение по Транссибирской магистрали было полностью открыто.
В конце ХХ века чудо-мост уже не мог выполнять свои функции. С 1998 года поезда курсируют по новому мосту.
127-метровая металлическая ферма образца 1916 года, которую спроектировал профессор Л. Д. Проскуряков, стала главным экспонатом Музея Амурского моста, напоминающем о труде строителей и инженеров
Амурская дорога
Самая длинная
Амур — сретенск
2096 ВЁРСТ (2236 КМ)
НАЧАЛО РАБОТ: 1907 г.
НАЧАЛО РЕГУЛЯРНОГО СООБЩЕНИЯ: 10 МАРТА 1915 г.
На строительстве этой дороги впервые были механизированы земляные работы в широких масштабах. Использовались одноковшовые и многоковшовые экскаваторы, специально изготовленные на Путиловском заводе. Для перевозки грунта и других материалов также впервые применялись грузовые автомобили.
Постройка этой дороги благоприятствовала развитию золотодобывающей промышленности, лесозаготовок, рыболовства и пушной торговли в Сибири и на Дальнем Востоке.
Сегодня линии Амурской дороги входят в состав Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.
С завершением строительства магистрали проезд между Москвой и Владивостоком сократился от нескольких месяцев до 10 суток, грузы доставлялись в 1,5 раза быстрее, чем при морских перевозках.
Забайкальская дорога
Между Россией и Китаем
СРЕТЕНСК — мысовая
1036 ВЁРСТ (1105 КМ)
НАЧАЛО РАБОТ: 11 АПРЕЛЯ 1895 г.
НАЧАЛО РЕГУЛЯРНОГО СООБЩЕНИЯ: 1 ИЮЛЯ 1900 г.
На строительстве Забайкальской дороги трудились более 20 тысяч человек. Это были и местные жители, и специально приехавшие рабочие из европейской части России.
Сегодня протяжённость Забайкальской железной дороги – более 3 тыс. км (вместе с Амурской железной дорогой, которую объединили с Забайкальской в 1959 г.). Ежегодно по ней перевозится более четырёх млн пассажиров и 100 млн т грузов.
Полюс холода
Полюс холода Транссибирской магистрали находится на участке Могоча – Сковородино. Это не самые северные (географически) участки, но это самые суровые по климату места на дороге: наиболее низкие зимние температуры там достигают -62 °С. Там также расположена сплошная зона вечной мерзлоты. Хотя летом в этих местах температура нередко превышает +40 °С.
Яблоновый хребет
Самая высокая точка
На высоте в 1019 м над уровнем моря железная дорога преодолевает самую длинную горную систему Забайкальского края – Яблоновый хребет.
Это уникальный великий водораздел двух мировых океанов: Северного Ледовитого и Тихого, и трёх крупнейших рек планеты: Лены, Амура и Енисея.
Перепад высот на всём протяжении магистрали составляет 1015 м
Кругобайкальская дорога
Самая дорогая
Исторически: МЫСОВАЯ — БАЙКАЛ
Современная: Мысовая — Иркутск
244 ВЕРСТЫ (260 КМ)
НАЧАЛО РАБОТ: 1899 г.
НАЧАЛО РЕГУЛЯРНОГО СООБЩЕНИЯ: 16 ОКТЯБРЯ 1905 г.
Уникальный памятник инженерного зодчества, самый трудный участок магистрали – Кругобайкальскую дорогу – возводили в последнюю очередь. К моменту, когда на остальных участках уже началось движение железнодорожных составов, через озеро Байкал поезда все ещё перевозились на пароме, а зимой — на спецально изготовленных паромах-ледоколах. Это сильно осложняло и замедляло перевозки.
Строителям этого участка приходилось пробивать тоннели в горах и строить железнодорожные мосты через множество каньонов, образованных горными реками, впадающими в озеро Байкал.
На Кругобайкальской дороге построено 12 тоннелей и 4 галереи
Строительство самого сложного участка завершилось почти на год раньше намеченного срока. Отчасти этому поспособствовала чрезвычайная необходимость замкнуть магистраль и ускорить перевозки в связи с Русско-Японской войной. 15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение. Длина этой магистрали составляет восемнадцатую часть общей длины дороги, а её строительство потребовало четвёртой части от всех затрат на дорогу.
Кругобайкальскую железную дорогу назвали «Золотой пряжкой стального пояса России» из-за дороговизны строительства
Самой главной особенностью этой части магистрали является, конечно же, невероятная красота, открывающаяся пассажиру из окна поезда на уникальное озеро Байкал, обрамлённое горами, сопками и лесами.
Мраморный вокзал
Единственный в мире вокзал, выполненный целиком из мрамора, находится на станции Слюдянка. Построен в 1904 г. как памятник, венчающий грандиозный труд строителей и завершающий сооружение уникальной Кругобайкальской железной дороги. Вокзал сохранился до настоящего времени практически в первозданном виде.
Средне-Сибирская дорога
Стратегическая магистраль
Иркутск — РЕКА ОБЬ
1715 ВЁРСТ (1830 КМ)
НАЧАЛО РАБОТ: МАЙ 1893 г.
НАЧАЛО РЕГУЛЯРНОГО СООБЩЕНИЯ: 1 ЯНВАРЯ 1899 г.
Природные условия края оказались сложными и малоизученными. Отсутствовали достоверные данные о многочисленных реках. В связи со слабым развитием промышленности в крае, стройматериалы завозились издалека, а это значительно тормозило строительство.
Средне-Сибирская железная дорога строилась однопутной с пропускной способностью три пары поездов в сутки. В декабре 1895 г. на участке Обь-Красноярск было открыто рабочее движение.
Мост через Енисей
Инженерное чудо света
Для сооружения уникального моста через реку Енисей были привлечены инженеры Проскуряков и Кнорре, которые создали поистине инженерное чудо.
Ученые ЮНЕСКО назвали железнодорожный мост через Енисей «вершиной человеческой инженерной мысли»
В 1900 г. Енисейский мост был удостоен Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Специальное жюри возглавлял знаменитый инженер Гюстав Эйфель. А в 1991 году мост попал в «Атлас чудес света», изданный в США, наряду с Кремлем и Петродворцом.
В 1930-е годы рядом был возведен второй, конструктивно подобный мост. А в 1990-е годы началось строительство третьего.
Легендарный мост был демонтирован в 2007 году. Сейчас движение производится по двум другим мостам
Мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только поездов XIX века, но и составов XX века, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз.
Великая Отечественная война 1941–1945
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».
Железнодорожным транспортом из прифронтовой полосы на восток было вывезено более десяти миллионов человек и около полутора тысяч крупных и средних промышленных предприятий.
Роль этой железной дороги в спасении людей и создании промышленной базы на востоке страны трудно переоценить.
Новосибирск
Город, рождённый на магистрали
Дорога имела свои металлургические, цементные, кирпичные заводы, мастерские, склады, обозы, постоялые дворы, экскаваторы, бурильные установки и т.д. Вместе с дорогой строились и станции – железнодорожные посёлки, локомотивные депо, водокачки, мастерские, служебные здания и жилые дома, будки стрелочников, церкви и школы, больницы, клубы и библиотеки. Первый поезд всегда приходил к готовому вокзалу. Многие из этих сооружений служат и сейчас, сто с лишним лет спустя.
Крупнейший в Западной Сибири город и мощный транспортный узел возник в далёком 1894 году как небольшая станция «Обь». 1912 год стал переломным в судьбе Ново-Николаевска (первое название Новосибирска), ставшего городом в 1903 году. Строительство железнодорожной ветки в Семипалатинск превратило город в крупный транспортный узел. В 1926 году город был переименован в Новосибирск. Сейчас это третий по численности город России.
Новосибирский вокзал на момент постройки был крупнейшим в России
Строительство Транссибирской железной дороги стало началом активного промышленного и индустриального развития Сибири и Дальнего Востока. Вдоль магистрали возникали новые города.
За первые десятилетия существования железной дороги население Сибири увеличилось почти в два раза. Кроме Новосибирска, такие города как Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток превратились в крупные промышленные центры.
Западно-Сибирская дорога
Более 100 лет на службе отечеству
РЕКА ОБЬ — ЧЕЛЯБИНСК
1328 ВЁРСТ (1417 КМ)
НАЧАЛО РАБОТ: 7 ИЮЛЯ 1892 г.
НАЧАЛО РЕГУЛЯРНОГО СООБЩЕНИЯ: 1 ОКТЯБРЯ 1896 г.
Участок дороги был построен за 4 года. 1 декабря 1895 года было открыто рабочее движение, а 1 января 1898 года участок принят в постоянную эксплуатацию.
Сегодня Западно-Сибирской железная дорога – это более 6 тыс. км путей. Основная доля грузовых перевозок – уголь (75,4%). Всего по данным за I полугодие 2016 года, на этой магистрали было погружено 130 млн т грузов.
Челябинск
Конец истории
Здесь заканчивается исторический Великий Сибирский путь, фактически им является лишь восточная часть магистрали, построенная с 1891 по 1916 годы.
Первый поезд прошёл участок магистрали от Миасса до Челябинска 5 июля 1892 года. В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург – Москва – Владивосток.
Из Азии в Европу
Обелиск
Обелиск «Европа-Азия», установленный близ станции Уржумка (Челябинская область) на Западно-Сибирском участке Транссибирской магистрали. Автор проекта: Н. Г. Гарин-Михайловский. Фото: В. Л. Метенков, 19 в.
Здесь на 59°46′ восточной долготы Транссибирская магистраль пересекает границу двух частей света
В 1892 году в честь завершения строительства Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали установлен обелиск «Европа-Азия». Он сложен из используемых в облицовке придорожных сооружений гранитных тёсаных «кирпичей».
Москва
Сегодня Великий Сибирский путь носит название «Транссибирская магистраль». Эта крупнейшая в мире железная дорога, объединившая огромную страну, завершает свой путь в Москве на Ярославском вокзале
На пути Транссиба: 11 областей, 5 краев, 2 республики, 1 автономная область Российской Федерации, 88 городов, 16 крупных рек. В настоящее время начальный пункт Транссиба – это Ярославский вокзал Москвы, а конечный пункт – Владивостокский вокзал.
Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная на планете. Её фактическая протяженность по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) – 9288,2 км.
Транссиб сегодня
Сегодня транссибирская магистраль — мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи. На востоке магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе – в европейские страны.
Транссибирская магистраль играет огромную социально-экономическую роль в развитии и процветании страны. В регионах, по которым проходит магистраль, добывается 65% российского угля, осуществляется 20% нефтепереработки и 25% выпуска древесины. На пути Транссиба сосредоточено 80% промышленного потенциала России.
Поделиться
Проект МИА «Россия сегодня»
при участии ОАО «РЖД»