Дорога имела свои металлургические, цементные, кирпичные заводы, мастерские, склады, обозы, постоялые дворы, экскаваторы, бурильные установки и т.д. Вместе с дорогой строились и станции – железнодорожные посёлки, локомотивные депо, водокачки, мастерские, служебные здания и жилые дома, будки стрелочников, церкви и школы, больницы, клубы и библиотеки. Первый поезд всегда приходил к готовому вокзалу. Многие из этих сооружений служат и сейчас, сто с лишним лет спустя.
Крупнейший в Западной Сибири город и мощный транспортный узел возник в далёком 1894 году как небольшая станция «Обь». 1912 год стал переломным в судьбе Ново-Николаевска (первое название Новосибирска), ставшего городом в 1903 году. Строительство железнодорожной ветки в Семипалатинск превратило город в крупный транспортный узел. В 1926 году город был переименован в Новосибирск. Сейчас это третий по численности город России.