Что влияет на экологию мегаполиса?
Основных источников загрязняющих веществ два — автотранспорт и предприятия
Объемы выбросов в атмосферу от транспорта и предприятий Москвы в 2015 году
Автотранспорт выбрасывает в атмосферу в 14 раз больше веществ, чем предприятия
На автотранспорт приходится более 90% всех вредных выбросов в атмосферу Москвы
На автомобили приходится и большая часть выбросов взвешенных частиц, а также шумового загрязнения. Однако общий объем автомобильных выхлопов зависит не только от количества машин, но и от того как устроена дорожная сеть в городе. Пробки сегодня — одна из самых насущных транспортных и экологических проблем в мегаполисах. Логично, что самый загрязненный воздух — вблизи транспортных развязок с большим потоком машин или при заторах, где концентрация вредных веществ увеличивается. Ситуация может усугубиться, например, летом, когда химические реакции усиливаются под воздействием температуры и солнечного излучения. Опасности в этом случае подвергаются в первую очередь сами автовладельцы, особенно в машинах без кондиционеров.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рядом с автомобильной пробкой могут быть превышены в 2-3 раза (в Москве). Также высокие концентрации могут наблюдаться в автомобильных тоннелях.
Как заставить город дышать?
(и что уже делается для этого)
Во многих странах мира, включая Россию, существуют экологические стандарты, регулирующие объем вредных веществ в выхлопных газах
Экологические стандарты распространяются как на двигатели новых автомобилей, так и на моторное топливо. В России стандарты на уровне Евро-5 (5-й экологический класс) действуют на все новые типы автомобилей с 1 января 2016 года. Требования к топливу на уровне Евро-5 вступили в силу в Москве с 1 января 2016 года, а по всей России — с 1 июля 2016 года.
В 2015 году страны Евросоюза приняли новый экологический стандарт для двигателей автомобилей — Евро-6. Но в действительности изменения коснулись только автомобилей с дизельными двигателями, где существенно сократились выбросы углеводородов (HC) и оксидов азота (NOx). Показатели выбросов от автомобилей с бензиновыми двигателями стандартов Евро-5 и Евро-6 абсолютно идентичны, поэтому в Москве, где 90% легковых машин работают на бензиновых двигателях, выбросы не превышают установленных норм.
В России для улучшения экологической ситуации также внедряются новые классы топлив, по аналогии с европейскими стандартами
Снижение выбросов вредных веществ благодаря использованию новых экологических топлив хорошо видно на примере Москвы, которая перешла на Евро-5 на полгода раньше страны.
По экспертным данным, в 2014 году до 50% моторных топлив на московском рынке уже соответствовало классу Евро-5. При этом их выпуск начался еще раньше. К примеру, Московский НПЗ, который является основным поставщиком топлив для столичного региона с долей рынка 34%, наладил выпуск Евро-5 еще в 2013 году. По мнению городских властей, после перехода части автопарка на топлива МНПЗ выбросы загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона от автомобильного транспорта сократились на 30%.
На сегодняшний день проблема уже не столько в топливе, сколько в количестве транспортных средств и суммарном количестве выхлопов, которые они производят. А парк автомобилей от года к году только продолжает расти.
Еще одна неотъемлемая часть городского организма, прямо влияющая на экологию — предприятия
К «предприятиям» относят организации самых разных типов — от торговых центров до нефтезаводов
По объективным причинам наибольшее беспокойство среди горожан вызывают промышленные предприятия. В то же время они — неотъемлемый элемент городской среды.
Структура выбросов от предприятий в Москве
Некоторые типы предприятий физически не могут быть вынесены за городскую черту, так как играют ключевую роль в функционировании города. Такими являются предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. В Москве на 2016 год их насчитывается более двух тысяч.
На ТЭЦ в Москве приходится около трети выбросов от всех предприятий (22655 тонн). Но даже это количество в среднем на 70% ниже нормативных значений. Этого удается добиться благодаря тому, что все 11 московских ТЭЦ используют при работе природный газ, который считается самым чистым видом органического топлива.
В городах зачастую базируются и другие типы предприятий, например, нефтеперерабатывающие. Часто они оказываются в черте города исторически, в процессе присоединения новых территорий. Например, на окраине Вены нефтеперерабатывающий завод соседствует с жилым районом, а в Москве НПЗ находится на территории бывшего поселка Капотня, который был включен в черту города в 1960 году. Помимо исторического аспекта, расположение предприятий часто обосновано требованиями логистики. Так, в Роттердаме группа нефтеперерабатывающих компаний расположена в городском порту (одном из крупнейших в Европе).
Для Москвы НПЗ также является важным элементом городской инфраструктуры. Завод производит почти 5 млн. тонн топлива ежегодно и обеспечивает им крупные нефтебазы и московские аэропорты. Топливо доставляется на эти объекты по трубопроводам компании «Транснефть». Для транспортировки производимых МНПЗ объемов топлива из других регионов бензовозам пришлось бы совершать почти 2000 рейсов в день. А это дополнительная нагрузка на дороги и увеличение выбросов в атмосферу. Следует отметить, что Московский НПЗ постоянно снижает воздействие на окружающую среду за счет внедрения современных технологий контроля и очистки.
По данным Мосгорстата, 2014 г.
«Чем больше на московском рынке будет топлив местного производства, тем меньше их потребуется завозить из других регионов, что снижает риск попадания на столичный рынок некачественной или суррогатной продукции»
Леонид Багдасаров
Кандидат технических наук, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
«Правительство Москвы проводит целенаправленную политику в отношении промредприятий — в городе остаются только те компании, которые готовы модернизировать свое производство. Среди крупных предприятий можно назвать Курьяновские и Люберецкие очистные сооружения, Московский нефтеперерабатывающий завод. Результаты их модернизации заметны уже сейчас, хотя реконструкция еще продолжается»
Антон Кульбачевский
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Несмотря на эволюцию технологий, главным и естественным инструментом достижения экологического баланса остаются зеленые зоны
Зеленые насаждения являются естественными и действенными воздушными фильтрами
Тополь — рекордсмен по очистке воздуха. Его широкие и клейкие листья активно задерживают пыль, фильтруя воздух. Очень полезен в городских условиях клен. Он почти так же неприхотлив, как тополь. При этом взрослое дерево за год очищает от выхлопных газов и пыли около 20 кубометров воздуха. Хорошо справляются с поглощением вредных веществ из воздуха шиповник, сирень, акация, вяз мелколистный. Эти растения тоже выживают в условиях высокой запыленности.
Гектар лиственных деревьев задерживает в год до 100 т пыли и взвешенных частиц
В Москве уровень озелененности определен строительными нормами и правилами и должен составлять не менее 40% территории. Но важно не только количество зелени, но и равномерность ее распределения в городской среде. За этим должны следить экологические службы.
Зеленые зоны нужны городу не только для защиты от загрязнений воздуха
Деревья и кустарники вырабатывают жизненно важный для человека кислород. В Москве крупный поставщик O2 — национальный парк «Лосиный остров», который буквально вклинивается в мегаполис четвертью своей территории. Зеленые насаждения поддерживают необходимый человеку уровень влажности воздуха: листья деревьев испаряют большое количество влаги, а кроны затеняют землю, замедляя ее высыхание. Кроме того, деревья и кустарники в городе обеспечивают безопасность жилых районов, создавая санитарно-защитные зоны вокруг заводов.
Как улучшается экологическая обстановка и какое будущее ждет мегаполисы?
Над проектом работали:
Руководитель проекта: Павел Шорох
Продюсер: Сергей Сыров
Дизайнер: Денис Золотарев
Редактор: Федор Вяземский
Программист: Константин Емцев
Верстка: Владимир Кузнецов
Видео: Елена Контузова-Вантула