70 лет Отделу внешних церковных связей
Московского патриархата
«Церковный МИД»
и не только


В этом году 70-летний юбилей отмечает одна из наиболее известных в обществе по сообщениям СМИ структур Русской православной церкви — Отдел внешних церковных связей (ОВЦС). Основные юбилейные торжества пройдут в Москве 19 мая 2016 года. О ключевых моментах внешнего служения Русской церкви в послевоенные советские годы и в наши дни расскажет мультимедийный проект МИА «Россия сегодня», подготовленный на основе материалов ОВЦС.
О юбиляре в двух словах
Когда хотят охарактеризовать область деятельности Отдела внешних церковных связей, его нередко называют «церковным МИДом», но на самом деле сфера ответственности ОВЦС намного шире. В нее входят не только зарубежные контакты, общение с представителями иностранных государств и межгосударственными организациями, связи с соотечественниками за рубежом, но и отношения с другими православными Церквами, с Римско-католической церковью и протестантскими деноминациями, диалог с нехристианскими общинами.
Еще пару десятилетий назад, когда Русская церковь начала восстанавливать свое общественное служение, практически сведенное на нет во время тяжелейших гонений XX столетия, именно в рамках ОВЦС заново зарождались работа с военнослужащими и казачеством, широкая церковная благотворительность, активное взаимодействие с обществом и различными государственными институтами.
В ОВЦС получила начало и современная информационная деятельность Церкви. Отдел создал первый официальный церковный сайт, публиковавший новости о церковной жизни, официальные документы и выступления священноначалия.
Кроме того, ОВЦС заботился о зарубежных учреждениях Русской церкви —представительствах, приходах, епархиях.
Впоследствии все эти направления работы получили дальнейшее развитие в рамках созданных профильных церковных учреждений.
Здание ОВЦС в Даниловом монастыре
Актуальные вопросы
Какие темы и проблемы находятся в центре внимания
Отдела внешних церковных связей сейчас?
Святейший патриарх Кирилл вручает архиепископу Илариону переходящую панагию председателей ОВЦС. Москва, 1 июля 2009 года
Ближний Восток: колыбель христианства, откуда изгоняют христиан
Ситуация в Ближневосточном регионе, где в наши дни происходят тяжелейшие гонения на христиан, не может не быть в центре внимания Церкви. По благословению патриарха Отдел внешних церковных связей ведет работу по разным направлениям, чтобы привлечь к этой проблеме внимание мирового сообщества, которое предпочитает закрывать глаза на разворачивающуюся на наших глазах трагедию. Христиан не только унижают и угнетают, но и физически уничтожают или под угрозой расправы изгоняют оттуда, где они жили на протяжении двух тысячелетий. События в таких странах, как Сирия и Ирак, могут привести к тому, что на земле, где верующих во Христа впервые назвали христианами, просто не будет христианских общин.
Патриарх и папа Римский: «встреча тысячелетия»
Патриарх Кирилл и папа Римский
При активном участии ОВЦС была организована в нынешнем году историческая встреча ‒ впервые предстоятели Русской православной и Римско-католической церквей лично встретились и побеседовали о проблемах современного общества, которые волнуют всех христиан. Среди таких вопросов ‒ разрушение традиционных семей, вопросы войны и мира, миграция, сохранение христианской идентичности Европы и, конечно, ситуация в Ближневосточном регионе. 12 февраля 2016 года в Гаване святейший патриарх Кирилл и папа римский Франциск подписали совместную декларацию, в которой призвали мировое сообщество защитить гонимых на Ближнем Востоке христиан.
«Каждое слово этой декларации — оно продумано и выстрадано
и будет иметь свои добрые последствия для всего мира»

Митрополит
Иларион

«Против терроризма должна быть создана всемирная коалиция, объединяющая всех людей доброй воли. Помимо политиков, которые ради спасения человечества от этой страшной чумы должны отложить в сторону свои внутренние противоречия, сплотиться и единым фронтом выступить против терроризма, в этой коалиции должны быть и религиозные лидеры. Проблема терроризма имеет не только политическое, военное или экономическое, но и духовное измерение, ведь террористы прикрывают свои злодеяния религиозной риторикой. И очень важно, чтобы голос глав крупнейших религиозных традиций и крупнейших христианских церквей — Римско-католической, объединяющей два миллиарда верующих по всему миру, и Русской православной, объединяющей более ста миллионов верующих в разных странах земного шара, в том числе и в Латинской Америке, — звучал как единый».
По словам главы МИД России Сергея Лаврова, в подписанном документе «содержится призыв к международному сообществу предпринять незамедлительные действия, чтобы остановить массовый исход христиан из ближневосточных стран». «Рассчитываем, что этот призыв получит практический отклик, в том числе и в деятельности СПЧ. Мы будем этому способствовать», — подчеркнул министр, выступая на заседании сегмента высокого уровня 31-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) в Женеве.
Христианофобия в мире
Гонения на христиан в ряде ближневосточных и североафриканских стран ‒только частный случай все более распространяющейся по миру христианофобии, проявления которой можно увидеть и в Западной Европе, и в Северной Америке, и в других частях света. Сегодня в мире преследованиям и дискриминации подвергаются не менее 100 миллионов христиан.
Во время своей исторической встречи патриарх Московский и всея Руси и папа Римский призвали мировое сообщество к консолидации в противодействии дискриминации верующих во Христа.
Поздравление министра иностранных дел России
Сергея Лаврова патриарху Кириллу
(4 апреля 2016 года в день 70-летия образования ОВЦС):
«В Министерстве иностранных дел высоко ценят плодотворное сотрудничество с Русской православной церковью, в том числе конструктивное взаимодействие с ОВЦС в рамках соответствующей рабочей группы. Готовы к наращиванию общих усилий, направленных на утверждение принципов права
и справедливости в международных отношениях».
Миротворчество
Конфликты в разных регионах мира всегда побуждали Русскую православную церковь возвышать свой голос в защиту мира. С самого основания Отдел внешних церковных связей ведет международные контакты и по этой тематике.
В 1948 году Русская церковь праздновала 500-летие своей автокефалии (независимости). В торжествах участвовали предстоятели и представители многих поместных православных церквей мира и Армянской апостольской церкви. В дни празднования на совещании духовенства было принято «Обращение к христианам всего мира» с призывом противостоять развязыванию конфликтов. Впоследствии Русская церковь была одним из главных участников миротворческих форумов, проводимых в контексте борьбы против гонки вооружений, а высокая оценка этих встреч западными партнерами существенно влияла на отношение советского руководства к Церкви в целом.
«Результаты совещания в известной части определялись переживаемым временем. Как мы все помним, это был печально известный период холодной войны. Участники совещания единодушно приняли «Обращение к христианам всего мира», в котором решительно осуждалось усиливающееся напряжение международной обстановки и содержался горячий призыв жертвенной любовью отстаивать дело мира. В послевоенные годы это был впервые прозвучавший соборный авторитетный голос в защиту международного мира», — вспоминает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В сложных, а порой и конфликтных отношениях между СССР и традиционно православными государствами (Югославией, Румынией) контакты между братскими церквами способствовали созданию атмосферы доверия между народами.
О событиях в Москве в октябре 1993 года. Кадры из фильма «Путь пастыря»
Во время боевых действий в Нагорном Карабахе, Чечне, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии Церковь призывала прекратить кровопролитие, восстановить диалог сторон и вернуться к мирной жизни. По инициативе Русской церкви неоднократно собирались трехсторонние встречи патриарха Московского и всея Руси, Армянского патриарха и Духовного лидера мусульман Кавказа, на которых обсуждался вопрос возвращения мира на землю Нагорного Карабаха. Трехсторонние переговоры, которые регулярно проводились в те годы, привели к конкретным результатам: обмену пленными и к длительной приостановке военного конфликта.
Нагорный Карабах. Архивное фото (Илья Питалев)
Сегодня, когда конфликт в Нагорном Карабахе снова обострился, патриарх Кирилл направил Верховному патриарху и католикосу всех армян Гарегину II и председателю Управления мусульман Кавказа шейху уль-ислам Аллахшукюру Паша-заде послания, в которых призвал религиозных лидеров Азербайджана и Армении содействовать прекращению кровопролития.
Еще одна горячая точка — бывшая Югославия. В 1999 году Отдел внешних церковных связей Московского патриархата организовал визит патриарха Алексия II в Белград, который тогда бомбили самолеты НАТО. С начала 2000-х и по сегодняшний день Русская церковь отстаивает право сербских христиан жить на своей земле в Косовском крае, молиться в стенах своих древних святынь. О необходимости защиты православного наследия в Косово и Метохии неоднократно говорили святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Митрополит Иларион посещал косовские святыни, в том числе те, которые были разрушены экстремистами. При участии ОВЦС передавалась материальная помощь от Московского патриархата храмам и монастырям Косова, а также находящейся в Призрене семинарии.
На развалинах православного храма. Косово, 30 октября 2009 года
Всеправославный собор
На протяжении почти всего последнего тысячелетия соборное общение поместных церквей было затруднено. Одна из причин — тот факт, что в течение многих столетий все древние патриархаты находились под мусульманским владычеством. Обстоятельства ХХ века также не благоприятствовали активизации межцерковного общения: вспомним Балканские войны, Первую мировую войну, революцию в России, распад Османской империи и депортацию христиан из Малой Азии, наконец, Вторую мировую войну.
Более 50 лет длится процесс подготовки к Святому и Великому собору православной Церкви, и самое активное участие в работе над соборными документами принимали представители ОВЦС.
Предполагается, что Всеправославный собор пройдет в июне нынешнего года на острове Крит. В отличие от древних Вселенских соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Собор не внесет никаких изменений в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй, но может способствовать укреплению межцерковного взаимодействия и послужить уточнению ответов, которые православная Церковь на основании своего многовекового предания дает на вопросы современности.
Духовная поддержка по всему свету
Отдел внешних церковных связей Московского патриархата внес важный вклад в подготовку визитов предстоятеля Русской православной церкви в зарубежные страны. Особо значимым стало посещение Антиохийского патриархата (Сирия, Ливан) в 2011 году, во время которого была высказана поддержка сирийскому народу, страдающему от военного конфликта. В ходе визита в Польшу в 2012 году святейший патриарх Кирилл и председатель Польской епископской конференции архиепископ Юзеф Михалик подписали историческое «Совместное послание народам России и Польши». Большой резонанс вызвали состоявшиеся впервые в истории визиты предстоятеля Русской православной церкви в Японию и Китай. В 2016 году в ходе поездки по странам Латинской Америки патриарх посетил Кубу, Парагвай и Бразилию, а также побывал на российской станции «Беллинсгаузен» на острове Ватерлоо в Антарктике.
Всемирный совет церквей
Участие в работе такой значимой межхристианской организации, как Всемирный совет церквей (ВСЦ), стало для Русской православной церкви, в советское время находившейся в общественном гетто, возможностью доносить до мировой общественности свою позицию в сложное богоборческое время. Появился шанс противостоять изоляции и гонениям, совместно с другими христианскими общинами отстаивать справедливость, участвовать в деле защиты мира — все это во времена холодной войны, когда супердержавы стояли на пороге ядерного противостояния, было более чем актуально.
«Наша Церковь внимательно следит за деятельностью Всемирного совета церквей, отмечая в нем такие моменты, которые при известных условиях могут послужить великому делу христианского воссоединения. Одной из них мы считаем заявление ВСЦ о наличии в мире таких социальных, политических, экуменических и моральных условий, которые обязывают всех христиан бороться за справедливость, свободу, мир. Другим положительным фактом является осуждение Всемирным советом церквей ядерного оружия», — отмечал первый председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) в 1958 году.
Спустя четыре десятилетия, когда православные участники обстоятельно обсуждали возможность и формат дальнейшего участия в работе ВСЦ, делегаты от поместных православных церквей на встрече в Салониках свидетельствовали: «Православное участие в экуменическом движении всегда основывалось и основывается на православном Предании, на решениях Священных Синодов поместных православных церквей и всеправославных встреч… Участники единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в разных формах межхристианской деятельности. Мы не имеем права отказываться от миссии, возложенной на нас Господом нашим Иисусом Христом, — миссии свидетельства Истины перед неправославным миром. Мы не должны прерывать отношений с христианами других конфессий, готовыми сотрудничать с нами».
Диалог с католиками и протестантами
Христианский мир во многом расколот, но идея первоначальной общности и единства в жизни и вере продолжает существовать в памяти разделенных братьев. ОВЦС сотрудничает с инославными христианами (католиками и протестантскими деноминациями) в деле сохранения в обществе традиционных норм нравственности.
Начало современному этапу православно-католического диалога положил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).
«Научно-богословский православный экуменизм, чуждый крайностей конфессионализма, отнюдь не означает уравнительного отношения ко всем христианским конфессиям. Отсюда естественно вытекает наше практическое стремление к такому братскому общению с христианами других исповеданий, в котором в процессе совместного выполнения задач общехристианского свидетельства и служения совершалось бы взаимное сближение, ознакомление и обогащение опытом духовной жизни с тем, чтобы истина древней неразделенной Церкви со временем могла стать общим достоянием всей христианской "экумены", восполнив в конфессиях, отступивших от единства, все недостающее или утраченное» (из доклада митрополита Никодима (Ротова) «Внешняя деятельность Русской православной церкви» на Поместном соборе 31 мая 1971 года).
В настоящее время в нашей стране ОВЦС ведет работу по развитию контактов с инославными христианами в рамках Межхристианского совета России и на двусторонней основе. Основными темами сотрудничества стали благотворительность и отстаивание христианских ценностей в современном обществе.
Сотрудничество с древними восточными церквями
Многолетнее сотрудничество с иерархами и богословами древних восточных церквей убеждает в наличии общих или весьма близких позиций по многим вопросам, составляющим основу искомого единства.
Братские отношения между Русской и Армянской церквами восходят к XI веку. В апреле 2015 года делегация Русской православной церкви участвовала в памятных мероприятиях в Ереване, посвященных 100-летию геноцида армянского народа.
В феврале этого года в Каире прошло заседание комиссии по диалогу между Русской православной церковью и Коптской церковью — первое в истории двусторонних взаимоотношений. Договоренность о создании комиссии была достигнута между святейшим патриархом Кириллом и святейшим патриархом Коптским Тавадросом II в ходе визита предстоятеля Коптской церкви в Россию в 2014 году.
Межрелигиозные отношения
Контакты с представителями различных религиозных общин получили особенное развитие в конце 90-х годов. В декабре 1998 года на совместном заседании глав православной, мусульманской, иудейской и буддистской религиозных общин страны был образован Межрелигиозный совет России. В его президиум входит председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, а почетным председателем Межрелигиозного совета России является святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В рамках этой организации представители традиционных для Российской Федерации религий ‒ православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма ‒могут выработать и предложить обществу консолидированную позицию по таким проблемам современного мира, как прикрывающийся религиозными лозунгами терроризм, сохранение межнационального и межконфессионального мира, защита традиционных ценностей.
В 2004 году был создан Межрелигиозный совет СНГ, который представляет собой уникальную площадку для диалога между государствами, народами и религиозными традициями.
Украина
Положение верующих канонической Украинской православной церкви Московского патриархата — предмет постоянного внимания ОВЦС.
Отдел отслеживает случаи дискриминации верующих, попытки отнять у общин храмы, предпринимаемые раскольническим Киевским патриархатом и униатами. Выступления представителей ОВЦС на различных международных площадках с заявлениями, касающимися соблюдения прав прихожан канонической Церкви, привлекает к этим случаям внимание международной общественности.
Помощь беженцам и страдающим от вооруженных конфликтов
В 1992 году при ОВЦС был создан Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, призванный развивать контакты с зарубежными партнерами, в частности, в сфере благотворительности. Он стал первым подобным опытом сотрудничества Русской православной церкви, Всемирного совета церквей и агентств межцерковной помощи.
По благословению святейшего патриарха Кирилла ОВЦС разработал и реализовал масштабный проект «Гуманитарная благотворительная помощь пострадавшим в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины на территории Российской Федерации». Проект был реализован при содействии благотворительной организации «Сума самарянина» (Samaritan'sPurse), Евангелистской ассоциации Билли Грэма и при поддержке Донской и Белгородской митрополий. Помощь беженцам на территории Ростовской и Белгородской областей оказывалась с апреля по сентябрь 2015 года. В рамках проекта в Донской и в Белгородской митрополиях раздали свыше 63 тысяч наборов — продукты, гигиенические и постельные принадлежности, а также детские подарки с канцелярскими товарами, развивающими играми и мягкими игрушками.
Еще один важный гуманитарный проект — сбор и передача гуманитарной помощи жителям Сирии, страдающим от войны. Проект в настоящее время реализует Императорское православное Палестинское общество при содействии Отдела внешних церковных связей.
Церковь и общество
Значимое место в деятельности Отдела внешних церковных связей в 90-е годы занял диалог с обществом и государством. Впоследствии на основе соответствующего секретариата ОВЦС был создан Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (сейчас это направление находится в ведении Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ).
Из фильма «Путь пастыря».
Огромное внимание привлекла разработка «Основ социальной концепции Русской православной церкви», которой руководил тогдашний председатель ОВЦС митрополит Кирилл (сейчас патриарх Московский и всея Руси). Концепция была представлена в 2000 году. Никогда ранее не существовало официального церковного документа, в котором была бы сформулирована и систематизирована церковная позиция по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества, причем не только в Русской церкви, но и в других автокефальных православных церквах. В условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в конце второго тысячелетия, оказалась необходимой долгосрочная программа общественного служения Церкви. В документе 16 разделов, в том числе такие, как «Церковь и нация», «Церковь и государство», «Христианская этика и светское право», «Война и мир», «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности», «Проблемы биоэтики».
При активном участии ОВЦС также велась разработка положений богословского и этического толкования светской концепции прав человека.
Большое значение в начавшейся церковно-общественной дискуссии получил созданный в мае 1993 года Всемирный русский народный собор, вдохновителем которого стал митрополит Смоленский и Калининградский, сейчас глава ВРНС святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Православные храмы —
от Пекина до Парижа

Свято-Николаевский кафедральный собор в Ницце
В 1860 году в центре Ниццы на улице Лоншам была построена церковь святых Николая и Александры. В то время этот регион был территорией Сардинского королевства. В 1865 году уже во французской Ницце в память об умершем здесь наследнике русского престола цесаревиче Николае Александровиче была выстроена часовня святителя Николая. В 1912 году было закончено строительство Свято-Николаевского собора, который стал духовным центром всей русской колонии на юге Франции. С 1923 года управление собором осуществляла Русская православная культовая ассоциация, представлявшая приход перед французскими властями и c 1931 года перешедшая под временную юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 2010 году решением суда здание собора было признано находящимся в собственности Российской Федерации, в 2011 году снова передавшей храм в пользование Русской православной церкви.
Свято-Троицкий храм в Пхеньяне
Российская духовная миссия в Корее была учреждена в 1897 году и продолжала свою деятельность вплоть до 1949 года, когда южнокорейские власти выдворили из страны последнего главу миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), а все имущество и земли арестовали. После изгнания архимандрита Поликарпа из Южной Кореи фактически деятельность миссии на корейском полуострове была прекращена.
24 июня 2003 года состоялось освящение первого камня храма в честь Живоначальной Троицы в Пхеньяне. Первоначальный импульс строительству церкви исходил от тогдашнего главы КНДР Ким Чен Ира, который в 2002 году посетил Иннокентиевский храм в Хабаровске и после этого заявил о своем желании построить в Пхеньяне православную церковь, которая станет «символом дружбы русского и корейского народов».
13 августа 2006 года освящение храма совершил председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сейчас патриарх Московский и всея Руси).
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в ЮАР
Община во имя преподобного Сергия Радонежского была создана в 1998 году. Сначала русскоязычные верующие на богослужения собирались в маленькую домовую церковь, но со временем удалось собрать средства на приобретение участка земли для строительства храма. Закладка первого камня состоялась в 2001 году в присутствии министра иностранных дел Российской Федерации Игоря Иванова. Основные работы по возведению храмового комплекса, включающего в себя также приходской центр, удалось закончить за два года.
Великое освящение храма совершил в марте 2003 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сейчас патриарх Московский и всея Руси).
Храм неоднократно посещал предстоятель Александрийской православной церкви, в каноническую территорию которой входит ЮАР. Здесь совершаются регулярные богослужения, также действует воскресная школа для детей и курсы по изучению основ православия для взрослых.
Свято-Николаевский собор Нью-Йорка
Первый православный приход на восточном побережье Северной Америки возник в Нью-Йорке в 1870 году. Храм, устроенный в частном доме на Второй авеню, посещали и греки, и сербы, и сирийцы, но главным образом служащие консульства России. Храм даже назывался «консульским». В 1894 году епископ Алеутский и Аляскинский Николай основал в Нью-Йорке новый домовый храм, освященный в честь святителя Николая Мирликийского.
В конце XIX века, когда поток переселенцев из России усилился и скромная по размерам домашняя церковь была уже не в состоянии вместить всех желающих, встал вопрос о строительстве в Нью-Йорке большого собора. На участке в 150 сажен между Мэдисон и Пятой авеню предполагалось возвести храм, который мог бы вместить 900 человек. Первый взнос на строительство — 5 тысяч золотых рублей — поступил от императора Николая II.
Краеугольный камень в основание собора был положен 22 мая 1901 года. На всем протяжении следования крестного хода из церкви на Второй авеню к 97-й улице дома были украшены российскими и американскими флагами. В присутствии тысяч верующих, прибывших из Вашингтона представителей русского посольства во главе с графом Кассини, генерального консула в Нью-Йорке Теплова, офицеров и матросов строящегося в Филадельфии броненосца «Ретвизан», а также мэра Нью-Йорка Сета Лоу епископ Алеутский и Аляскинский Тихон освятил краеугольный камень.
Через полтора года лучшая американская строительная фирма того времени «Джон Доуни и сын» под наблюдением архитектора Бергессена возвела здание Свято-Николаевского собора. Первое богослужение в нем состоялось в ноябре 1902 года.
В 1905 году Свято-Николаевский собор становится кафедральным, приняв на себя миссию духовного центра русского православия в Северной Америке.
Екатерининский храм в Риме
Впервые идея строительства русского храма в Риме появилась в конце XIX века, но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. В начале 90-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек был выделен участок под будущее строительство церкви во имя великомученицы Екатерины.
В 2006 году малое освящение строящегося храма совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (будущий патриарх). На следующий год он освятил церковь святых Константина и Елены, расположенную в цокольном этаже.
24 мая 2009 года по благословению святейшего патриарха Кирилла состоялось великое освящение Екатерининского храма в Риме. При нем действуют секретариат администрации приходов Московского патриархата в Италии, паломническая служба, детская приходская школа, общедоступный лекторий.
Свято-Троицкий храм в Антарктиде
Троицкий храм — единственный постоянно действующий в Антарктиде. С идеей его создания в 1990-х годах выступили начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин и капитан женской полярной команды «Метелица» Валентина Кузнецова. Идея строительства получила поддержку патриарха Алексия II.
Храм был срублен из древесины кедра и лиственницы. Зданию храма дали отстояться почти год, затем разобрали, перевезли на грузовиках в Калининград, а оттуда в Антарктиду, где его вновь собрала бригада из восьми человек за 60 дней. Деревянный резной иконостас создали подмосковные мастера из Дмитрова.
Место расположения будущего храма освящено 20 января 2002 года, а сам храм освящен в честь Святой Троицы 15 февраля 2004 года. Первым настоятелем антарктического храма стал 30-летний иеромонах Каллистрат (Романенко) (ныне епископ Горноалтайский и Чемальский), бывший в то время насельником Троице-Сергиевой лавры. Он провел больше года на антарктическом острове, отбыв в Россию в марте 2005 года.
С тех пор лаврские насельники менялись в храме каждый год примерно по такому же графику, как и работники антарктических научных станций. В число обязанностей священника входит духовная поддержка персонала российской и других близлежащих станций, в том числе поминовение 64-х российских полярников, погибших в ходе изучения Антарктиды.
Храм Всех святых в Страсбурге
Идея строительства храма возникла в начале 2000-х годов после учреждения прихода Всех святых в Страсбурге и представительства Русской православной церкви при Совете Европы. В 2011 году муниципальный совет Страсбурга выделил земельный участок. В непосредственной близости от него расположены европейские международные институты — Совет Европы, Европейский суд по правам человека и Европейский парламент.
В Страсбурге и его окрестностях проживают тысячи россиян, украинцев, белорусов, молдаван, представителей других народов, окормляемых Русской православной церковью. Часто регион посещают верующие Московского патриархата: туристы, паломники, дипломаты, политики, бизнесмены и студенты. В настоящее время община храма арендует бывший гараж, переоборудованный для проведения богослужений. Сейчас его помещения не отвечают потребностям прихода, так как количество прихожан с каждым годом увеличивается.
Закладка храма Всех святых состоялась 30 сентября 2014 года. Он будет свидетельствовать в центре Западной Европы об идеалах Святой Руси и представлять ее общественные и культурные традиции в Европе. Помимо храма, на участке строится приходской дом, который станет русским культурным центром.
Трехсвятительское подворье и Свято-Троицкий храм в Париже
В Париже в марте 1931 года вместе с небольшой группой эмигрантов, оставшихся верными Московскому патриархату, епископ Вениамин (Федченков) провел епархиальное собрание, на котором было принято решение о создании прихода. С 1931 года при храме начало работать издательство, которое выпускало духовную и просветительскую литературу.
Со временем храм получил статус патриаршего подворья и стал известен как Трехсвятительское подворье. С 1946 года, несмотря на свои скромные размеры, за отсутствием другого храма в Париже церковь подворья получила статус кафедрального собора Западноевропейского экзархата Русской православной церкви.
В 1958 году жилой дом, в части которого размещалась церковь, был разрушен. Владельцы земли согласились разместить храм во вновь возводимом здании при условии, что ни один элемент внешней архитектуры не напоминал бы о сакральном значении помещения.
Уже в наше время, в марте 2010 года, Российская Федерация приобрела у французского государства участок земли на набережной Бранли в Париже для строительства духовно-культурного центра, который должен соответствовать не только традициям Русской православной церкви, но и отвечать духу знаковых архитектурных решений набережных Сены.
Завершить строительство планируется осенью 2016 года.
Успенский храм в Пекине
Православные верующие в Китае есть, по крайней мере с XVII века, с тех пор, как пограничная крепость Албазин была взята китайскими войсками, а ее гарнизон вместе с «соборным белым попом» Максимом уведен в китайский плен. Фактически с этого священника и началась история Российской духовной миссии в Китае, официально учрежденной Петром I в 1712 году.
Кстати, эта миссия полтора столетия выполняла и роль дипломатического представительства, а нынешнее российское посольство в Пекине расположено на ее территории. Фактически русские миссионеры в Китае заложили основы отечественного востоковедения и немало сделали на поприще дипломатии.
Деятельность миссии прервалась в 1954 году вследствие тогдашних политических обстоятельств. В тот период в ведении миссии находилось около 100 православных храмов в разных частях Китая. Большая часть из них была разрушена в годы культурной революции. После упразднения миссии Священный Синод в Москве принял решение об учреждении Китайской автономной православной церкви. Ее главой стал коренной китаец епископ Пекинский Василий (Шуан), он скончался в 60-е годы. Последний китайский священник, который совершал общественные богослужения, отец Григорий Чжу умер в 2000 году.
В настоящее время церковная жизнь в Китае возрождается. Богослужения совершаются, например, в Харбине, Шанхае, Гонконге, а также в храме Успения Богородицы на территории российского посольства в Пекине. Успенский храм — единственный действующий православный храм на территории китайской столицы. Здание этого храма было построено в 1903 году вместо разрушенной во время восстания ихэтуаней церкви. В 1957 году строение переоборудовали под гараж посольства СССР.
В 2002 году православные верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу по восстановлению Успенского храма. Благодаря совместным усилиям Московского патриархата и МИД России было принято решение о возрождении Успенского храма. Особое внимание восстановлению Успенского храма уделил президент России Владимир Путин, неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами по просьбе приснопамятного патриарха Алексия II.
Непосредственная работа по реконструкции объекта началась в июне 2008 года, а в октябре 2009-го отреставрированный храм был освящен.
Николай-До в Токио
Собор Воскресения Христова является кафедральным собором Японской автономной православной церкви. Храм известен в Японии также под названием «Николай-До».
Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда японская православная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио.
Сразу после хиротонии во епископа святитель Николай стал собирать средства на строительство собора в Токио. В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с православной миссией была совершена закладка соборного храма, в феврале 1891 года собор Воскресения Христова был освящен.
Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года, нанесло огромный урон храму. На экстренном соборе, состоявшемся 20 октября 1923 года, было постановлено, несмотря на резко сократившееся количество прихожан, возродить Воскресенский храм. Освящение возобновленного собора состоялось 15 декабря 1929 года.
В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорайгакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество, а 7 октября 1954 года вновь открылась духовная семинария.
В 1962 году Воскресенскому собору был присвоен официальный статус важного памятника культуры японского государства.
Статус кафедрального собора Японской автономной православной церкви храм получил 22 марта 1972 года.
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ. НАЧАЛО
Связи с внешним для Церкви миром искони являлись обязанностью и долгом епископа наравне с его трудами по сохранению церковного единства, по воссозданию общения с отделившимися. Впоследствии в Византии эта функция была отнята у Церкви властью и император стал именоваться «епископом внешних дел». Такое же положение возникло и в России в Синодальный период.
Однако впоследствии Церковь возвратила себе свое исконное служение в области внешней деятельности, в котором она призвана быть совершенно самостоятельной, не зависящей ни от каких особенностей времени и от воли власть имущих или иных мирских сил.
Возрождение внешней церковной деятельности в ХIХ веке было связано прежде всего с оживлением в это время поисков христианского единства. Русская Церковь уже в XIX — начале ХХ века вела весьма серьезные переговоры с англиканами, старокатоликами и восточными дохалкидонитами о единстве и восстановлении общения. Эти отношения и богословские собеседования велись в духе братской любви, но одновременно на основе исторической верности и внутренней целостности свидетельства о вере, жизни и предании единой древней Церкви. Дальнейшее сближение прервали Первая мировая война и революция.
Развивая эти традиции и опыт, Всероссийский поместный собор 1917-1918 годов образовал в своем составе особый Отдел по соединению Церквей, в первую очередь для соединения англикан и старокатоликов с православной церковью и с конечной целью содействия достижению единства всех христиан на основе веры и предания единой древней Церкви.
Поместный собор на своем последнем заседании 7/20 сентября 1918 года предоставил Синоду право организовать постоянно действующий Синодальный орган с отделениями в России и за границей «для дальнейшего изучения старокатолического и англиканского вопросов, для разрешения путем сношений со старокатоликами и англиканами трудностей, лежащих на пути к единению, и для возможного содействия к скорейшему достижению конечной цели», — то есть то, что теперь называется Отделом внешних церковных связей. Претворению в жизнь этого и других постановлений Собора в то время помешали атеистическая власть, гражданская война, церковная смута и изоляция Церкви от внешнего мира.
Создание ОВЦС
Отдел внешних церковных связей Московского патриархата (до 2000 года — Отдел внешних церковных сношений) был организован постановлением Священного Синода Русской православной церкви от 4 апреля 1946 года. В то время ОВЦС занимался вопросами, связанными с заграничными церковными учреждениями, контактами с православными церквами и другими христианами. В ведении Отдела были взаимоотношения с религиозными организациями, обработка иностранной корреспонденции, а также подготовка информационных материалов для патриарха по всем вопросам, возникающим в ходе внешней деятельности Русской православной церкви.
Митрополит Ювеналий представляет патриарху Пимену отчет о работе ОВЦС. Патриаршая резиденция в Чистом переулке, середина 1970-х годов
Со временем ОВЦС стал играть важнейшую роль в координации церковной деятельности. Отдел обеспечивал взаимодействие нашей Церкви с другими церквами, международными организациями, с обществом в целом. Он сосредотачивал в себе и развивал все многообразие церковных служений, которое сегодня определяет лицо русского православия.
Противостояние гонениям
Кому-то может показаться удивительным, но внешняя, особенно международная, деятельность Церкви в 1960–1970-е годы имела важнейшее значение для того, чтобы в условиях давления со стороны атеистического государства сделать затруднительным закрытие храмов, монастырей, духовных школ. Диалог с зарубежными Церквами в эти годы помогал Русской церкви противостоять давлению атеистического государства, поддерживать приходское служение, воспитывать новые кадры, окормлять паству за рубежом.
«Никодим (Ротов) был искуснейшим защитником Церкви в неравной борьбе с государством за выживание народа Божия, когда курс партии и правительства предполагал в ближайшей исторической перспективе показать по телевидению последнего священнослужителя на территории огромной страны. [...] Благодаря владыке Никодиму Русская православная церковь обрела голос, звучавший во всем мире, и поэтому разрушать ее тело властям было уже не так-то просто», вспоминал о третьем председателе ОВЦС
митрополит Минский и Слуцкий
Филарет (Вахромеев).
Митрополит Никодим с группой иностранных студентов духовных школ
Русской православной церкви
«Власти не могли прямо запретить митрополиту участвовать в ночных богослужениях или выходить на крестный ход, не могли они запретить ему и привлекать учащуюся молодежь, среди которой, кстати, были и приглашенные на ночное богослужение студенты так называемого иностранного факультета Ленинградской духовной академии. Этот факультет был создан митрополитом специально для того, чтобы защитить академию от закрытия. На нем обучались студенты из африканских стран, принявшие православие. Появление темнокожих иподиаконов производило на толпу молодежи огромное, неописуемое впечатление […] Этот иностранный фактор в течение многих лет обеспечивал не только относительную безопасность школы, но и помогал ей развивать международные связи, получать литературу из-за рубежа, посылать своих студентов и аспирантов для повышения квалификации в зарубежные учебные заведения» (из воспоминаний святейшего патриарха Кирилла о митрополите Никодиме (Ротове))
Святейший патриарх
Кирилл
1000–летие Крещения Руси
ОВЦС внес исключительный по объему, сложности и важности вклад в подготовку и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси. Это торжество пробудило историческую память народа, приобрело характер общегосударственного события и дало сильнейший импульс к восстановлению должного места Русской православной церкви в жизни общества.
В дальнейшем при активном участии ОВЦС в России, на Украине, в Белоруссии проводились масштабные празднования 1020-летия и 1025-летия Крещения Руси. Участие в торжествах высокопоставленных гостей из поместных православных церквей стало свидетельством единства православия.
Воссоединение с русским зарубежьем
В начале XX века после революции в России и гражданской войны произошло разделение Русской православной церкви, в результате которого образовалась Русская зарубежная церковь. В 2000-е годы Отдел активно участвовал в диалоге Московского патриархата с Русской зарубежной церковью, который завершился восстановлением единства внутри поместной Русской православной церкви. В праздник Вознесения Господня 4/17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Высокопреосвященнейший митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении и впервые после многолетнего разделения совместно совершили Божественную литургию.
Кадры из фильма студии «Неофит» «Единство верных».
Вновь обретенное церковное единство сплотило наших соотечественников, некогда разделенных годами гражданского противостояния.
История в лицах
С 1946 по 1960 год ОВЦС возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Этот период деятельности отдела во многом определил характер внешних связей Русской православной церкви на современном этапе, углубил традиционные формы межцерковных отношений, положил начало целому ряду новых направлений церковной деятельности. Миротворческая активность Церкви, ее первые контакты с общественными организациями привели к тому, что она начала постепенно выходить из изоляции, навела первые мосты с государством, миром политики, науки, культуры.
С 1960 по 1972 год председателем ОВЦС был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), сочетавший богатство идей, насущно необходимых Церкви, с решительностью и настойчивостью в их претворении в жизнь. Внешняя, особенно международная, деятельность Церкви в годы гонений имела важнейшее значение для того, чтобы остановить их расширение. Добиваясь назначения молодых епископов на зарубежные кафедры, он создавал возможности для дальнейшего перевода их на каноническую территорию Церкви, в результате чего епископат Русской православной церкви значительно омолодился и расширился.
С 1972 по 1981 год пост председателя ОВЦС занимал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Его жизнь оказалась связана со сферой внешних связей Церкви гораздо раньше — еще когда он совмещал обучение в Московской духовной академии с исполнением обязанностей референта ОВЦС. Будущий митрополит в разные годы был настоятелем православного храма в Тегеле (Западный Берлин) и начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Как заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений он принял на себя обязанности по окормлению православных приходов в Японии. Устроение церковной жизни в этой стране завершилось дарованием Русской православной церковью в 1970 году автономии Японской церкви.
С 1981 по 1989 год председателем ОВЦС был митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев). Он руководил отделом в длительный период подготовки Русской православной церкви к празднованию 1000-летия Крещения Руси и во время самого этого торжества. Под его руководством ОВЦС внес исключительный по объему, сложности и важности вклад в общецерковную работу, связанную с проведением празднования в июне 1988 года великого юбилея. В 1973 году он стал Патриаршим экзархом Средней Европы, архиепископом Берлинским и Среднеевропейским. Эти обязанности митрополит Филарет выполнял одиннадцать лет, а в 1985 году ему было поручено окормление православных приходов в Финляндии.
С 1989 по 2009 год Отдел возглавлял архиепископ (с 1991 года митрополит) Смоленский и Калининградский Кирилл, сейчас — патриарх Московский и всея Руси. В этот период произошли качественные изменения в структуре и деятельности ОВЦС. На принципиально новый уровень вышел диалог с государственной властью, в результате чего была достигнута оптимизация церковно-государственных отношений. Расширились контакты с политическими, общественными, научными организациями.
После кончины святейшего патриарха Алексия II, на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Кирилл был избран святейшим патриархом Московским и всея Руси. Интронизация святейшего патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя.
Избрание митрополита Кирилла патриархом Московским и всея Руси.
Кадры из фильма «Путь пастыря».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года председателем Отдела внешних церковных связей назначен епископ Венский и Австрийский Иларион (сейчас митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии).