Проектная деятельность
школьников — игра в «науку»
или вклад в развитие страны?

Насколько серьезными и применимыми на практике могут быть инженерные решения школьников? Ответ на вопрос очевиден, если взглянуть
на внушительный список инновационных разработок школьников — участников инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее», завершившей весеннюю сессию в Детском центре «Орленок» в Краснодарском крае.
Идентификация для входа в защищенную систему по кодовому слову, произнесенному мысленно, — вовсе не идея из фантастического романа, а одна из наиболее интересных разработок в области нейрофизиологии человека и систем безопасности. Ее авторы — команда из семи школьников 8-11 классов из разных городов России.

Проект, получивший Специальный приз Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики в категории Neuro/SafeNET, — реально работающая система аутентификации с применением нейро-интерфейса.
Совсем другой взгляд на принципы защиты систем представлен проектом «Система безопасности жизни человека в орбитальном городе». Главная награда жюри в этом направлении досталась именно ему. Школьники разработали концепцию магнитного поля, защищающую от солнечной радиации город, который может появиться в будущем на орбите Земли.
Эти и другие не менее потрясающие разработки - результат работы подростков от 14 до 17 лет, приехавших в «Орленок» из 45 регионов России. Под руководством лучших специалистов ребята со всей страны уже пятый год создают проекты, способные не только произвести техническую революцию в существующих промышленных отраслях, но и создать новые, уникальные индустрии.
«Мы увидели отличные результаты. Уверена, что через пять-десять лет ребята, так увлеченные инженерным делом, способны предложить еще более выдающиеся технологические проекты и стать настоящей инженерно-технической элитой страны», - говорит директор НП «Лифт в будущее» Юлия Селюкова.
По мнению руководителя образовательных программ НП «Лифт в будущее» Андрея Андрюшкова, школьные проекты отличаются высокой технической проработанностью и актуальностью для развития России.
«Например, проект «Космический дежурный», получивший главный приз в направлении Aero&SpaceNet, решает актуальную проблему удешевления ремонтных работ в открытом космосе при поломках спутников. Учащиеся 9-11 классов предложили проект роботизированного спутника-ремонтника. В отличие от существующих аналогов, проект предполагает новые функции, в том числе диагностику космического аппарата. Причем была разработана не только концепция такого спутника, но и создан прототип стыковочного интерфейса», — поясняет Андрюшков.
Над этим проектом ребята работали с преподавателями Лицея «Вторая школа», специалистами компании «СпутникС», Московского политехнического университета и Института опережающих исследований.

Видимо, в связи с тем, что на период проведения школы в этом году пришлось празднования Дня космонавтики, космосу уделялось повышенное внимание. Даже в направлениях, не связанных с ним напрямую, инженерные решения касались освоения внеземных пространств.
Победителем в направлении Auto Net стала полуавтоматическая система передвижения по Марсу и Луне с возможностью установки исследовательских модулей и использованием роевых технологий. Созданная командой школьников система состоит из трех частей: передвижной станции, способной развивать достаточную скорость для исследования больших поверхности планеты, а также робота-исследователя и системы его погрузки/разгрузки. Такой транспорт может заряжаться от солнечного света. Ребята не только создали прототип системы, но и произвели все экономические и технические расчеты для воплощения проекта на практике. Проект реализован под руководством декана транспортного факультета Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Пабло Эмилио Иттуралде.
Участники направления HealthNET разрабатывали решения для особых условий жизни человека в космосе и Арктике. Проект «Технология активации генов морозоустойчивых растений» — технологический ответ на задачу выращивания в условиях Крайнего Севера свежих овощей. Работая в лаборатории биоинформатики под руководством Дмитрия Щербинина (НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича»), Анастасия Барышкина, Людмила Кононова и Анна Шорникова разработали технологию выделения и встраивания гена морозоустойчивого растения в растительную клетку помидоров. Согласно расчетам участников проектной группы, первое морозоустойчивое растение можно получить уже через год - в пять раз быстрее, чем позволяет метод селекции.
Темы проектов, реализованных в этом году в школе «Лифт в будущее» поражают разнообразием и нестандартным подходом к привычным проблемам. Это и разработка сайта по трудоустройству для слепых людей, и коммуникативные перчатки для глухонемых, и полная автоматизация «Почты России», и даже «мотивационный» браслет как способ борьбы со сквернословием.