«Лифт в будущее»: метапредметный подход и самостоятельность ученика
Образовательные стандарты второго поколения ввели в лексикон российских педагогов новые термины «командное обучение», «проектная работа», «метапредметный подход». За каждым — перестройка подхода к процессу обучения, на которую образовательной системе нужно время. Гораздо мобильней в этом плане оказывается дополнительное образование.
Лидер поддерживаемого АСИ проекта «Школа генеральных конструкторов», разработчик метапредметного подхода в образовании, доктор философских наук Нина Громыко работает в системе экспериментального образования более 25 лет. В качестве эксперта и методолога она уже пятый год принимала участие еще в одном прогрессивном образовательном проекте — проектных школах «Лифт в будущее» благотворительного фонда «Система». Последняя из них прошла в апреле этого года в детском центре «Орленок» в Краснодарском крае.
«В школах «Лифт в будущее» мы учим ребят трем видам деятельности: исследованию, то есть углублению знаний в предметных областях, инженерному конструированию и прорывному проектированию. Максимум, что дает сегодня общеобразовательная школа, это представление о некоторых типах исследований, в то время как современные требования к профессиональным навыкам специалистов куда шире. Парадоксально, но на сегодняшний день дополнительное и общее образование как будто поменялись местами. Так, школы «Лифта» дают детям мощное универсальное образование, в то время как обычная школа сосредоточена лишь на подготовке к ЕГЭ, а результативность измеряется успехами на олимпиадах. Последние две формы являются лишь натаскиванием на решение определенного типа алгоритмов и не развивают никаких иных типов деятельности», — считает Громыко.
Нина Вячеславовна Громыко
Учитель метапредмета
Специфика школ «Лифта» - в создании особой образовательной среды. Сюда приглашаются ведущие эксперты в различных областях — медицине, IT, космической отрасли, нефтехимии, транспорте. Защищая свой проект, учащийся вступает с ними в довольно жесткую профессиональную коммуникацию. «Это многократно перекрывает опыт сдачи экзаменов и тестов, на которые ориентируются школы. Интенсивный режим работы в «Лифте» не только резко повышает уровень теоретического мышления школьников, но и усиливает коммуникативные способности, одновременно развивая рефлексию и понимание», — подчеркивает Громыко.
По ее мнению, школы «Лифт в будущее» заново ставят вопрос о том, в чем сегодня состоит труд педагога, чему и как он должен учить.
«К сожалению, в подавляющем большинстве общеобразовательных школ роль педагога сводится лишь к вербальной передаче информации. Часто учитель включает экран с презентацией и лишь озвучивает текст. Кроме того, школьная система продолжает модель образования XVI-XVII веков, когда предметы оторваны один от другого. Но вся суть обучения прорывному проектированию – как раз в том, что оно строится на стыке разных предметов и специализаций. Без метапредметного подхода тут не обойтись», — поясняет эксперт.
Одним из преимуществ проектных школ считается обучение детей работать в команде. Ключевая мысль, которую эксперты стремятся донести до ребят — то, что, работая вместе, можно создать продукт, превышающий творческие возможности каждого отдельного человека.
«Объединяя усилия, дети учатся поддерживать друг друга. Но главное - работа в команде позволяет не бояться так называемых «открытых» ситуаций, когда результат не гарантирован и не понятно до конца, что именно нужно сделать. По сути, именно из таких ситуаций состоит вся жизнь. Мы учим ребят работать не с алгоритмизированными заданиями, как в обычной школе, а с задачами, которые они ставят перед собой сами», — говорит Громыко.
Ребята проводят в школах «Лифт в будущее» почти три недели. Вечером, после основного рабочего времени, - беседы, игры, развлечения. Это не просто досуг, но и возможность для педагогов заметить перенапряжение, «снять» возникающие проблемы в общении ребят. В непринужденной обстановке вечерних разговоров восстанавливается понимание, зачем ребята сюда приехали. «Если ты хочешь жить в России, работать на ее благо, ты должен не просто найти свое место, но спроектировать под себя новые профессии и специальности. Собственно, в этом и состоит основная цель школ «Лифта в будущее» - свести воедино прорывную образовательную практику и мировоззренческую идентификацию молодого поколения», — резюмирует Громыко.