Школьники и проекты:
как не ошибиться
с выбором вуза.

Примерно к 7-8 классам, когда большая часть учебной программы остается позади, родители школьников задумываются о поступлении своего чада в вуз. Прагматично оценивая риски, сопоставляя требуемые баллы и отметки в дневнике, они не подозревают, что совершают стратегическую ошибку в планировании его будущего. Вовсе не вузовские «корочки» определяют профессиональную успешность молодого человека. Только такие личностные качества как любознательность, упорство, способность работать в команде, а также предметные склонности способны привести ребенка к карьерному олимпу. Чтобы они проявились в полной мере, имеет смысл дать ребенку возможность уже в средней школе заниматься проектной работой.
«У моего ребенка математические способности, значит ему дорога в технический вуз» — неочевидность этой причинно-следственной связи редко приходит
в голову мамам и папам, обрадованным, что, наконец, забрезжил свет
в конце туннеля под названием «Школа».
На самом деле, «математические способности» — довольно расплывчатое определение. И применить их можно почти где угодно, начиная от промышленного дизайна и юриспруденции, и заканчивая квантовой физикой и теоретической механикой. Способности проявляются только в соответствующей конкретной деятельности человека, поэтому здесь критически важен прикладной контекст.
Проще говоря, это то, что ребенку интересно делать. А для того, чтобы понять, что именно интересно, нужно… делать. Точнее — заниматься проектной работой.
Пятый год в России функционируют детские выездные инженерно-конструкторские школы «Лифт в будущее». Их основная специализация — проектная деятельность, необходимая для формирования профессиональных качеств будущих студентов — ученых, технологов, инженеров.

Первое, с чем поможетт определиться участие в проектах, — это интеллектуальные склонности ребенка. Как правило, дети весьма абстрактно представляют себе, чем конкретно занимается представитель той или иной профессии. Они видят его деятельность «крупными мазками», зачастую фокусируясь на отдельных деталях, которые сами додумывают. Например, профессия инженера включает в себя множество специализаций. Это и инженер связи, и инженер-конструктор, и инженер-разработчик, и много кто еще. Только окунувшись в реальную работу, ребенок может понять свое профессиональное предназначение.
«Современному подростку не так просто понять, из чего «состоит» работа, которой он потенциально хотел бы заниматься. Ни лекции, ни книги, ни описания профессий не могут дать ему полноценного понимания в этом вопросе. Приезжая в наши инженерно-конструкторские лагеря, дети получают возможность поработать в условиях максимально приближенных к реальности, получить свой собственный уникальный опыт, который им поможет определиться и с профессией, и с вузом»
говорит директор
НП «Лифт в будущее»
Юлия Селюкова.
Второй важнейший элемент проектной работы, без которого невозможно достичь ощутимых результатов почти ни в одной области жизни, — это командный подход. «Сегодня в любой отрасли и структуре, будь то бизнес, техническое производство, конструкторское бюро или рекламное агентство никто не работает в одиночку. Победа компаний, или в нашем случае, проектов — это победа команд. Научиться групповому взаимодействию критически важно для достижения даже собственных амбициозных целей. Ребята учатся слушать и слышать, творить сообща, используя «коллективный разум». Этот навык бесценен в любой сфере жизни» , — поясняет Юлия.
Способность к работе в команде, в свою очередь, выявляет ту роль, которую ребенок в ней органично займет. «Много лет наблюдая за проектной работой ребят, я вижу, как распределяются роли в рабочих группах. Всегда есть генераторы идей, руководители, идеологи, исполнители и оформители. Причем, в зависимости от проекта, эти роли меняются. Например, в одном проекте ребенок фонтанирует идеями, а в другом видит себя в качестве исполнителя. Такая работа дает более точную настройку на понимание своей будущей профессии», - говорит заместитель генерального конструктора концерна «Радиотехнические и информационные системы» Дмитрий Ступин.

Сегодня большинство сильных технических вузов России предлагают довольно широкий набор специализаций. Чтобы в них разобраться, недостаточно прочитать рекламные буклеты учебных заведений. Не имея возможности погрузиться в реальное понимание профессиональных контекстов, родители, выбирающие за ребенка вуз, полагают, что наставляют его на путь истинный. Парадоксально, но таким образом они скорей сбивают его с пути.