Проектная работа в школах:
эффективная мотивация к учебе

Как построить катапульту, чтобы снаряд, запущенный ею, облетел препятствие по определенной траектории? Как сбросить с третьего этажа яйцо, чтобы оно не разбилось? Информации в школьных курсах физики и геометрии достаточно для решения этих несложных задач. Однако, на практике редкий первокурсник технического вуза в состоянии с ними справиться.
То, что школьных навыков совсем не достаточно для того, чтобы успешно начать обучение в вузе, многим родителям, да и самим ученикам, ясно давно. Пробелы в теоретическихе знаниях они традиционно компенсируют занятиями с репетиторами, а практические навыки получают во всевозможных студиях, кружках и мастерских дополнительного образования, которые в последнее время пользуются огромной популярностью. После провальных постперестроечных десятилетий это безусловный прорыв, но и здесь присутствует определенная разрозненность и раскоординированность знаний и умений. Выход из ситуации - проектная работа. Она дает не только мощнейший синергетический эффект, но и наглядно объясняет подростку, как устроен мир.
Проектный подход как способ развития деятельностных компетенций учащихся используется уже довольно давно. На Западе он применяется с середины прошлого века. В России этот метод также существовал, правда, не назывался столь сложно. В современной педагогике он, в частности, отражен в системе развивающего образования Эльконина-Давыдова, а корнями уходит еще в концепцию трудового воспитания Макаренко.
Суть проектного метода и сложна, и проста одновременно. Она состоит в том, что, кроме теоретического освоения предметных дисциплин, школьники должны иметь некоторую среду, в которой они могли бы применять свои знания в контексте реальной деятельности. В развитие подобных компетенций у учеников средней школы заинтересованы, прежде всего, сами вузы. Получив в студенты молодых людей, уже способных к самостоятельной практической работе, высшие учебные заведения могут существенно продвинуться не только в образовательной, но и в научно-исследовательской деятельности.
Декан факультета повышения квалификации МАМИ
Андрей Андрюшков много лет курирует образовательные программы НП «Лифт в будущее» благотворительного
фонда «Система», специализируясь на проектной работе
со школьниками:

«В инженерно-конструкторских школах «Лифт в будущее», которые мы проводим для одаренных детей со всей России уже пятый год, мы берем для проектов только актуальные темы. Как только ребенок принимается за исследование, он погружается в реальную жизнь. Начинает копать дополнительные источникии, иногда впервые, разбирается в сути привычных вещей. Ведь дети приходят в мир, где предметы, законы, явления просто есть. Они не понимают, откуда все это взялось. Хотя вроде изучают естественные науки, обществознание. Но спроси почти любого, почему, например, курс валют именно такой, и ответом станет недоуменное пожимание плечами. Такая же история с инженерным делом. Школьник обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями, чтобы собрать, например, грузовик. Но когда перед ним оказывается пятьдесят настоящих деталей, достаточных для выполнения этой задачи, он теряется».
К сожалению, без возможности применить их на практике, заученные в школе формулы, определения и прочая информация оседают грузом в головах подрастающего поколения. Зато обратный эффект от проектной работы вполне ощутим: дети, почувствовавшие восторг от конкретного результата своего труда, обретают качественно новую мотивацию к учебе. Сухие факты и цифры перестают быть абстракциями, получают зримое материальное воплощение, да еще и сделанное своими руками.
Согласно новым образовательным стандартам, к 2020 году проекты станут обязательным элементом учебного процесса. Часть российских школ ввели проектную работу в свои учебные планы уже сейчас. Несмотря на то, что, в отличие от программ «Лифт в будущее», обычные школы не используют в проектных работах строгих форматов доведения рабочего процесса до конкретного продукта, а 90% подобной деятельности в школах заканчивается лишь презентацией, они вносят огромный вклад не только в интеллектуальную деятельность ребенка, но и в значительной степени формируют его мировоззрение.