Финальная точка интеграции с Россией
Главные факты о Крымском мосте
В конце декабря введена в работу железнодорожная часть Крымского моста – с опережением графика. Первый пассажирский поезд из Санкт-Петербурга в Симферополь отправился 23 декабря, а из Москвы в Севастополь – 24 декабря. В Крым они прибывают 25 декабря. А уже 1 июня 2020 года планируется открыть мост для грузовых поездов
В торжественной церемонии открытия железнодорожной части Крымского моста принял участие президент России Владимир Путин. Он лично проехал по мосту в кабине машиниста – из Керчи в Тамань.
Еще в сентябре по мосту в тестовом режиме проехал поезд, в поездке поучаствовала группа российских журналистов. Время в пути по мосту составило около 30 минут.

А уже в декабре появилось видео с двухэтажным поездом, едущим по Крымскому мосту. Двухэтажные поезда будут курсировать между Москвой и Симферополем.
Поездка в Симферополь в зависимости от спроса будет стоить:
Из Москвы –
Из Санкт-Петербурга –
от 3
до 7,3

тыс. рублей
в вагоне-купе
от 9,9 до 14,3

тыс. рублей
в спальном вагоне
от 3,5 до 4,5

тыс. рублей
в плацкарте
от 3,9 до 8,9

тыс. рублей
в вагоне-купе
Источник: официальный информационный сайт строительства Крымского моста
Участники и инвалиды войны смогут ездить в Крым на поезде бесплатно.

Путешествие на поезде из Москвы с Казанского вокзала займет 33 часа, а с Московского вокзала из Петербурга – 43,5 часа.
Крымский (он же Керченский) мост:
рекорд за рекордом
Крымский мост (также Керченский мост) – транспортный переход через Керченский пролив, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу.
Мост состоит из двух параллельных мостов – автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь – Новороссийск), и железнодорожного, который должен стать частью линии Багерово – Вышестеблиевская.
Общей протяжённостью 19 км, Крымский мост является самым длинным из когда-либо построенных Россией мостов и нередко называется самым длинным в Европе
Начало движения автомобилей изначально планировали на декабрь 2018 года, но работы завершили с опережением. Президент России Владимир Путин открыл автомобильную часть моста через Керченский пролив 15 мая, движение автотранспорта запущено 16 мая прошлого года.
Примечательно, что 15 мая на Украине арестовали на тот момент главного редактора издания РИА Новости Украина Кирилла Вышинского.
Символ интеграции
Крыма в Россию

19 марта 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, президент Владимир Путин поставил перед министерством транспорта задачу построить «и автомобильный, и железнодорожный мост» через Керченский пролив. Проект рассматривался как ключевой элемент интеграции полуострова в Российскую Федерацию

Работы по возведению объекта стартовали в феврале 2016 года.

Открытие автодорожной части перехода состоялось 16 мая 2018 года. Команда Крымского моста, более 10 тысяч человек, смогли выполнить поставленную задачу на полгода раньше запланированного срока.
Мост соединил континентальную Россию с Крымом, полностью обойдя территорию Украины. На открытии моста Владимир Путин говорил, что мост сплотит жителей России.
Крымский мост стал подтверждением фактического присоединения Крыма к России, а также дальнейшего расхождения с Украиной.

На символическом уровне открытие моста было демонстрацией успешного инфраструктурного проекта современной России.
«Улучшится транспортная логистика для Крыма. Огромное количество людей сможет не ехать через территорию Украину, что просто небезопасно, а добираться до крымских курортов по шоссейной дороге через Керченский пролив. Это не только туристы, но и грузоперевозки, это обеспечение безопасности, в том числе и для группировки российских войск в Крыму»
Ростислав Ищенко
Радость простых крымчан и бизнеса
Железнодорожное сообщение должно дать самый мощный толчок развитию полуострова. Работа автомобильной части перехода – лучшее подтверждение этого прогноза.

За год после открытия моста трафик в три раза превысил показатели работы Керченской переправы в 2017 году. Движение по мосту не было остановлено ни на один день. При этом автовладельцы, которые воспользовались транспортным переходом вместо парома, сэкономили за год больше 16 миллиардов рублей, ведь проезд по мосту был и останется бесплатным.
Дешевизна проезда дала сильный толчок для развития крымского бизнеса. Доставка грузов в Крым и обратно стала рентабельней, хотя и не снизила цены на товары, как того ждали многие.

Туристическая отрасль полуострова благодаря мосту в 2018 году получила 30-процентный прирост. Сам мост стал визитной карточкой Крыма и новым туристическим объектом.
А крымчане, не имеющие отношения к торговому или туристическому бизнесу, также ощутили на себе плюсы от появления моста. Жители западной и восточной части полуострова охотно пользуются транспортным переходом, чтобы покупать на материковой части более дешевый и качественный бензин, строительные материалы, одежду и продукты.
Такие «туристы» даже самоорганизуются и небольшими группами на микроавтобусах еженедельно едут в Краснодарский край за покупками, которые позволяют сильно экономить семейный бюджет.
Украина: апокалиптические прогнозы
не сбылись

Всё время строительства моста украинские журналисты, политики, военные и разного рода «эксперты» предвещали мосту вечный недострой, преждевременное разрушение и скорую смерть. В 2014 году политтехнолог и ярый «порохобот» Тарас Березовец уверял, что стройка никогда не будет закончена:
«Самая большая проблема – это технологическое отставание: у россиян нет технологий, которые позволяли бы забивать сваи на достаточную глубину. Но если же Россия мост достроит, то уже что-то произойдет с российской экономикой. Что-то тяжелое и трагичное, и не факт, что что-то от России останется»
Весной 2016 года, когда завершилась подготовка и начался основной этап стройки, выступил представитель Украины в «контактной группе по урегулированию в Донбассе» Роман Бессмертный. В украинском телеэфире он сказал:
«Не будет там никакого моста. Россияне будут эти сваи забивать ещё не одно десятилетие. Был только один человек, который подготовил план и имел реальные достоверные механизмы строительства там моста, – это министр строительства нацистской Германии Альберт Шпеер. Хотите, возьмите в архивах эти документы. Сегодня все знают, что на стыке этих двух плит невозможно строить мост, потому что они движутся всё время. А мы живём этой сказкой. Ответ прост, и он лежит на поверхности. Почему мост не построили? Потому что его невозможно там построить!»
В марте 2018 года на тот момент министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сказал: «Это будет мост, соединяющий украинский Крым с украинской Кубанью».

14 сентября 2018 года бывший украинский замминистра по чрезвычайным ситуациям Василий Кваша в интервью изданию «Сегодня» заявил, что «конструкции Крымского моста сделаны из недостаточно качественных материалов, которые подвержены негативному влиянию окружающей среды, поэтому некоторые его участки разрушатся очень скоро». Он добавил, что «никаких гарантий участникам движения через мост он дать не может, но предупредить об опасности обязан».

А в первую годовщину работы Крымского моста, 15 мая 2019 года, глава украинского аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко дал интервью тому же «Сегодня». Сергиенко сообщил, что «мост могут разрушить частые попадания молний».
«Если молния попадает в мост, она несет разрушение. На конструкцию воздействует высокая температура. По сути это плазма, которая выжигает материал. Если она не выжжет его окончательно, то качество металла или бетона в любом случае ухудшается, и конструкции теряют свои несущие качества»
Александр Сергиенко
Однако ни одно из мрачных или просто бессильных пророчеств не сбылось
«И в ближайшее время, и, скорее всего, в отдаленной перспективе Крымский мост будет объектом информационных нападок со стороны Украины. Будет отрабатываться тема безопасности – постоянно будут вбрасывать сюжеты о том, что мост разваливается, что он может быть уничтожен штормом или разрушится сам. Это тема бесконечная»,
политолог, заместитель директора Института истории и политики МПГУ
Владимир Шаповалов
Керченская провокация от Порошенко
25 ноября 2018 года Военно-морские силы Украины предприняли попытку прорыва через Керченский пролив. Попытка стоила украинским военным морякам свободы, а для остальных украинцев чуть не обернулась диктатурой президента Петра Порошенко.
25 ноября украинские военные суда нарушили границу России. Они опасно маневрировали неподалеку от Крымского моста, не подчинялись законным требованиям пограничников.

Видео Таран украинского буксира российским кораблем Дон (в почте)

В итоге суда – два малых бронированных артиллерийские катера «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу» – с командами задержали. Оказалось, что помимо военных моряков на судах находились сотрудники СБУ. Всего было задержано 24 человека.

Их арестовали, а суда отбуксировали в Керчь.
Тем временем на Украине Порошенко при помощи Совета национальной безопасности и обороны попытался ввести в стране военное положение и тем самым отменить предстоящие выборы президента (у самого Порошенко был крайне низкий рейтинг).

Однако Верховная Рада не дала Порошенко воплотить задуманное в жизнь: режим военного положения ввели, но не на всей территории Украины, да и в урезанном формате. Выборы отменять не стали.

В конечном итоге Порошенко проиграл выборы, а дело по керченской провокации стало одним из тех, которые возбудили в отношении теперь уже бывшего главы государства.
К концу лета 2019 года переговоры Украины и России по освобождению моряков увенчались успехом. 7 сентября 2019 года моряки в рамках обмена задержанными между странами вернулись на Украину. Их суда пришли на Украину попозже – 18 ноября. Тогда на Украину вернулись «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу»
Но история не закончилась. На первом заседании межгосударственного арбитража в Гааге, которое состоялось 21 ноября, представителям России и Украины не удалось разрешить ни одного разногласия по процессу в отношении произошедшего 25 ноября 2018 года в Керченском проливе.

В итоге арбитраж должен будет самостоятельно определиться по таким вопросам, как необходимость разделения процесса на два этапа – юрисдикционный и по существу (на этом настаивает РФ), определить график предоставления документов и степень открытости процесса для общественности.
Строили-строили: история Крымского моста длиною в 100 лет
Предложения по строительству моста через Керченский пролив прорабатывались ещё до Октябрьской революции. Затем В годы Великой Отечественной войны оккупационная германская администрация начала подготовительные работы по строительству мостового перехода, однако строительство было остановлено в связи с наступлением советских войск.

Весной 1944 года, после освобождения Крыма советскими войсками, началось строительство Керченского железнодорожного моста, к эксплуатации которого приступили в ноябре 1944 года. Но в конце февраля 1945 года нагнанный ветром из Азовского моря лёд нанёс мосту значительные повреждения. Правительственная комиссия, оценив масштабы разрушений, дала рекомендацию мост разобрать.

Скоро после разрушения моста началась проработка вариантов строительства новой переправы. Был запроектирован высоководный двухъярусный мост на два железнодорожных пути и две полосы для автотранспорта от Еникале до косы Чушка длиной 6 км и стоимостью сооружения 850 млн рублей. 18 мая 1949 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве моста, хотя строительные работы велись ещё с 1947 года. В 1950 году строительство моста было прекращено, и началось сооружение паромной переправы.

В 1970-х годах вопрос о сухопутной связи через пролив был поставлен вновь, но не хватало денег.

В начале 1990-х годов был объявлен конкурс на участие в реализации проекта транспортного перехода через Керченский пролив; в это время существовало 4 проекта перехода (два мостовых и два тоннельных). Крымские власти полагали, что реализация этого проекта будет способствовать контактам с Россией и закреплению «промежуточного» (а не сугубо украинского) положения Крыма между соседними государствами.
Кроме того, долгое время, вплоть до присоединения Крыма к России, мост выдвигался в качестве одного из элементов кольцевой автодороги вдоль черноморского побережья, проект которой обсуждался в рамках ОЧЭС, или же как часть «возрождённого Великого шёлкового пути».
Вопрос строительства моста обсуждался в правительстве Украины в 2006 году. По словам министра транспорта и связи Украины Николая Рудковского, такое строительство было бы «плюсом для Крыма» и дало бы «возможность каждому туристу, приезжающему на русский Кавказ, обязательно приехать в Крым»
Возможность строительства моста в 2008 году обсуждали премьер-министры России и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко. В том же году проектирование и строительство моста включили в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года».

В 2010 году вопрос обсуждали президенты Украины и России – Виктор Янукович и Дмитрий Медведев. По итогам переговоров они подписали декларацию о строительстве крымского моста.
17 декабря 2013 года было подписано соглашение между правительством России и кабинетом министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Кабинет министров Украины утвердил соглашение в январе 2014 года, однако в связи с крымскими событиями переговоры о строительстве моста прекратились.
«Для всех, в том числе, для украинцев, очевидно, что открытие железнодорожного движения – большой плюс в плане свободы перемещения. Негативная реакция на такое позитивное событие в очередной раз дискредитирует Украину»
политолог, кандидат политических наук
Иван Чихарев
Какие компании строили Крымский мост
30 января 2015 года исполнителем работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив было назначено ООО «Стройгазмонтаж», а также была ограничена стоимость проекта суммой в 212,5 млрд рублей в ценах 2015 года.
По заказу ООО «Стройгазмонтаж» разработку проектной документации осуществило ЗАО «Гипростроймост – Санкт-Петербург». В апреле 2015 года началось возведение временных технических сооружений. К февралю 2016 года проект прошёл экспертизы и получил разрешение на строительство. Летом 2016 года ФКУ Упрдор «Тамань» утвердило общую смету проекта в размере 227,92 миллиарда рублей.
Санкции, которые не помешали
В декабре 2014 года вступили в силу «крымские» санкции Евросоюза. Санкции запрещают гражданам и компаниям ЕС импортировать продукцию из Крыма и инвестировать в экономику полуострова.

Также введены ограничения на экспорт товаров и технологий для энергетического сектора полуострова, транспорта и телекоммуникаций, разведки, добычи и переработки нефти, газа и других полезных ископаемых.

Запрещено оказание финансовых и страховых услуг для этих секторов.
В июле 2018 года Европейский Союз расширил «крымский» санкционный список в отношении компаний из России. В списке оказались АО «Институт Гипростроймост» (Санкт-Петербург), ПАО «Мостотрест» (Москва), судостроительный завод «Залив» (Керчь), ООО «Стройгазмонтаж» (Москва), ООО «Стройгазмонтаж – Мост» (Москва) и АО «ВАД» (Вологда).
В то же время, новые санкции не повлияли на строительство моста, заявила пресс-секретарь ФКУ Упрдор «Тамань» (заказчик проекта) Алина Черноиванова.
Пропускная способность и другие
главные цифры

Транспортный переход состоит из двух параллельных мостов – автодорожного и железнодорожного. Они начинаются на Таманском полуострове, проходят по Тузлинской косе и острову Тузла, пересекают фарватер, огибая мыс Ак-Бурун, и завершаются в Керчи.
19 км

длина транспортного перехода
в границах проектирования
18,1 км

железнодорожного моста
17 км

длина автодорожного моста (без насыпей на керченском берегу)
Как сообщают проектировщики, Крымский мост не потребует ремонта как минимум в ближайшие 100 лет. Проектная сейсмоустойчивость транспортного перехода должна обеспечить сохранность Крымского моста при землетрясениях до 9 баллов.

Железнодорожный мост должен стать бесстыковой двухпутной железной дорогой II категории. Он рассчитан на движение поездов массой до 7,1 тыс. тонн со скоростью до 120 (для пассажирских поездов) или 80 (для грузовых) км/ч.

Ожидаемая пропускная способность в первый год эксплуатации – 47 пар поездов в сутки.
Построенная ранее автомобильная дорога соответствует категории 1Б с пропускной способностью 40 тыс. автомобилей в сутки по четырем полосам (две в направлении Крыма, две в направлении Кубани).

В 2018 году для движения сухопутным путем между Крымом и Краснодарским краем суммарно воспользовались больше автомобилистов, чем Керченской паромной переправой в 2016 и 2017 годы вместе взятые (объем перевозок морским путем за 2 года составил 3,17 млн транспортных средств).
Рекорд суточного трафика по Крымскому мосту поставлен в воскресенье 12 августа 2018 года: за 24 часа по нему проехали 33 359 автомобилей (абсолютный рекорд Керченской паромной переправы – 12 241 транспортных средств).
« Крымский мост» в корне поменяет логистику, которая сейчас есть на полуострове. Это финал грандиозного проекта, который окончательно ставит точку в вопросе интеграции полуострова в состав России»
крымский политолог
Владислав Ганжара
Рекорды Крымского моста
Крымский мост – самый длинный в Европе.
Материалы и конструкции моста – 12 миллионов тонн. Это вес 2 пирамид Хеопса.

Металлоконструкции пролётов – 260 тысяч тонн. Это вес 36 Эйфелевых башен.

Арматура четырёхполосной дороги – 13 000 километров. Это протяжённость авиамаршрута Москва-Сидней.

Арочный пролёт – 227 метров. Это длина 2 футбольных полей.