Украинская
православная церковь — новейшая история
Автор - Георгий Лучников
Во вторник, 28 июля, отмечается День Крещения Руси. Это одна из важных дат для православия на Украине. История православия в уже независимой Украине была непростой
Под конец СССР на Украине осложнилась религиозная обстановка. Руководство местной Компартии пустило на самотек ситуацию с национализмом. В результате на Западной Украине участились нападения на православные церкви. Связано это было в том числе и с возвращением на Украину греко-католической церкви, которая поддерживалась националистами.

В то же время в самом Украинском экзархате Русской православной церкви набирали силу центробежные силы. Там оформилась группа иерархов, которая хотела большей самостоятельности, а в перспективе и автокефалии церкви. Это были, как правило, клирики из Западной Украины.

В итоге 30-31 января 1990 года Архиерейский собор РПЦ принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло Украинскому и Белорусскому экзархатам большее самоуправление, а также право называться Украинской и Белорусской православными церквами.

А позже случилось событие, которое подстегнуло центробежные процессы в украинском православии: в мае 1990 года умер патриарх Пимен. Блюстителем патриаршего престола стал митрополит Киевский Филарет. Казалось бы, ему и быть следующим патриархом.
Однако к тому времени Филарет настроил против себя даже иерархов с Украины.

«Филарет был практически уверен в успехе, тем более, что его заверили в поддержке некоторые государственные деятели. Однако в Церкви его тихо ненавидели, особенно на Украине. Еще в начале 1980-х годов священники рассказали мне, что это «женатый монах». Сам я столкнулся с ним всего несколько раз — но всегда впечатление было отталкивающим. Как-то пришлось у него иподиаконствовать во время церковных торжеств. На службе он был груб, не поздоровался, не попрощался, не спросил даже, как зовут», — вспоминал в своей книге «Вера и жизнь» священник Всеволод (Чаплин).

В итоге он проиграл выборы. Патриархом стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. А Филарет затаил злобу.

Уже через месяц после этого — в начале июля 1990 года — в Киеве состоялось совещание украинского епископата, которое констатировало: на западе УССР продолжаются захваты православных храмов, греко-католики не желают жить в мире, при этом зачастую помогают местные власти. Часть православных священников, не выдерживая давления, но и не желая предавать веру и переходить к униатам, вынуждена переходить в Украинскую автокефальную православную церковь. Иерархи подготовили предложения новому патриарху — Алексию ΙΙ.

Среди прочего для укрепления авторитета церкви на Украине предлагалось увеличить ее самостоятельность. Это обращение поддержал Синод Украинского экзархата. Спустя несколько дней его рассмотрел Синод Русской православной церкви и постановил его рассмотреть на Архиерейском соборе, который был запланирован на октябрь того года.

Этот собор определил предоставить Украинской православной церкви независимость и самостоятельность в управлении, упразднить название Украинский экзархат. Кроме того, постановили, что предстоятель УПЦ избирается епископатом Украины и благословляется патриархом Московским и всея Руси. При этом предстоятель УПЦ становился постоянным членом Священного Синода РПЦ. В свою очередь Синод УПЦ получал право избирать и поставлять правящих и викарных архиереев и утверждать и упразднять епархии в пределах Украины и ряд других прав.

Первым предстоятелем УПЦ стал Филарет. Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ вручил ему грамоту о даровании УПЦ независимости и самостоятельности в Софийском соборе в Киеве. Первый Собор УПЦ прошел в ноябре 1990 года.

Однако провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 года дало Филарету основание требовать большего — автокефалии.
В ноябре того года в Киево-Печерской лавре Филарет собрал второй Собор УПЦ, который вынес определение о полной самостоятельности этой церкви, просившее патриарха Алексия ΙΙ и епископат РПЦ предоставить УПЦ автокефалию.

Примечательно, что позже три архиерея — епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) — дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день после этого решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.

В РПЦ такое поведение Филарета осудили. Священный Синод РПЦ принял обращение к Филарету и УПЦ с требованием пересмотреть решение Синода УПЦ и «внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в церкви».
В итоге Филарета вызвали в Москву, где на Архиерейском предложили снять его с занимаемой должности. Примечательно, что это решение поддержали и некоторые украинские архиепископы, например митрополит Винницкий Агафангел.

Сам Филарет пообещал уйти.
«Я чувствую, что нужен пророк Иона, и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы в Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведен, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей Архиерейским Собором 1990 г. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у Престола Божия и не отправлять меня на покой», — заявил Филарет.
А Архиерейский Собор РПЦ принял определение об автокефалии УПЦ, в котором указал, что это решение должен вынести Поместный собор.

Но, вернувшись в Киев, Филарет изменил данному слову. 7 апреля 1992 года во время богослужения во Владимирском соборе Филарет сообщил, что, «взвесив сложную обстановку в Церкви и просьбы паствы и епископата УПЦ, решил остаться».
Большинству иерархов нарушение клятвы, да еще данной в Великий пост, не понравилось. 30 апреля 1992 года в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, братств и мирян, которое выразило недоверие Филарету. Примечательно, что на этом собрании присутствовали такие лидеры УПЦ, как митрополит Винницкий Агафангел, архиепископ Житомирский Иов (Тывонюк), епископ Кировоградский Василий (Васильцев), епископ Черновицкий Онуфрий (Березовский), епископ Тернопольский Сергий (Генсицкий), епископ Донецкий Алипий (Погребняк).

В итоге 27 мая 1992 года в Харькове под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима начался Архиерейский собор УПЦ. На нем приняли решение о смещении Филарета с киевской кафедры. Был избран новый митрополит Киевский и всея Украины. Им стал митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), который родился в Хмельницкой области и имел опыт управления епархиями на Украине. Спустя почти месяц — 26 июня 1992 года — в Киево-Печерской лавре начал свою работу первый Собор УПЦ под председательством Владимира. В нем принял участие весь епископат УПЦ, представители мирян, духовенства, монастырей.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. 2009 г.
«Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными», — постановил Собор и внес правки в текст Устава УПЦ, внесенные в Харькове.

Собор отдельно обратился к президенту Украины Леониду Кравчуку, призвав его помогать митрополиту Владимиру «во всех служебных делах по наведению порядка и мира в церкви».

Кроме того, Собор назвал все решения состоявшегося накануне «Всеукраинского православного собора» незаконными. Это событие произошло практически одновременно с Собором — 25-26 июня.

На этом мероприятии Филарет с немногочисленными сторонниками из УПЦ с одной стороны и УАПЦ с другой создали «Украинскую православную церковь Киевского патриархата». Ее главой стал предстоятель УАПЦ Мстислав, получив титул патриарха Киевского и Всея Руси-Украины.

Филарет же принялся налаживать связи с Константинопольским патриархатом. Примечательно, что информационные ресурсы «Киевский патриархат» в свое время публиковали информацию, согласно которой уже тогда Филарет направился в Стамбул на переговоры с Константинопольским патриархом Варфоломеем, при этом заручившись поддержкой Кравчука.
«Митрополит Филарет привел аргументы в пользу автокефалии на Украине. Патриарх Варфоломей, выслушав все эти аргументы и ознакомившись с письмом президента Украины, сказал: 1) Украина, поскольку она стала независимым государством, согласно с церковными канонами имеет право на свою автокефальную церковь; 2) для того, чтобы признать автокефалию Украинской православной церкви нужно, чтобы она сначала объединилась; сегодня она, к сожалению, разъединена на две части; 3) он хотел бы сохранить хорошие отношения с Московским Патриархатом. Таким образом дело автокефалии Украинской православной церкви полностью зависит от ее объединения. Таким было содержание переговоров митрополита Филарета с Патриархом Варфоломеем», — отмечалось в публикации на одном из сайтов «Киевского патриархата».
Варфоломей начал «игру вдолгую». Он не стал сразу признавать «Киевский патриархат». Но воспользовался намечающимся расколом в УАПЦ. В 1993 году Варфоломей принял в свою юрисдикцию «УПЦ в США» и УАПЦ в диаспоре. В 1995 году — «УПЦ в Канаде».

В 1993 году патриарх Константинопольский Варфоломей принял в свою юрисдикцию УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре. В 1995 году была принята УПЦ в Канаде. А в 1996 году Константинопольский патриархат восстановил действие отмененного им же томоса от 1923 года в отношении Эстонской апостольской православной церкви, чем вызвал резкое осуждение РПЦ.

К тому времени «Киевский патриархат» уже возглавил Филарет, который в свое время договаривался с Варфоломеем по поводу признания его церкви.

Но спустя год — в 1997 году — Варфоломей пошел на сближение с РПЦ, заявив, что раскол на Украине — внутрицерковный вопрос РПЦ.

Как показало будущее, Варфоломей не отказался от планов оторвать Украину от России и усилить свою церковь, превратив Константинопольский патриархат из стабмульско-греческой церкви с «островками» в Америке и Европе, в одну из крупнейших православных церквей.

Юбилейный Архиерейский собор РПЦ, который прошел в августе 2000 года, и на котором присутствовали все правящие архиереи УПЦ, принял особое определение: «Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году».

Спустя восемь лет — в июле 2008 года — состоялся визит Варфоломея на Украину, где президент Виктор Ющенко, после того как церковь оставили в покое во времена его предшественника Леонида Кучмы, решил заняться религиозным вопросом.
Примечательно, что позже Ющенко говорил, что уже тогда Варфоломей был готов создать новую церковь на Украине.
«Процедурная часть, как она в финале выглядела, исходила из того, что каждый владыка Автокефальной церкви, Украинской православной церкви Киевского патриархата, пишет петицию на имя Константинопольского патриарха по поводу его поддержки и желания образования единой украинской поместной церкви», — сказал Ющенко.
Однако, по словам Ющенко, получить томос тогда помешал патриарх Алексий ΙΙ, который прилетел в Киев и встретился с Варфоломеем.

Спустя несколько месяцев — в декабре 2008 года — Алексий ΙΙ умер. Митрополит Киевский Владимир был одним из фаворитов на выборах патриарха РПЦ, однако сам он отказался в них участвовать.

«Сегодня много разговоров идёт про то, кто вскоре займёт овдовевший патриарший престол. Среди возможных кандидатов говорят и про меня, видя в моём лице преемника святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор», — заявил Владимир в январе 2009 года.

Ему оставалось жить пять весьма нелегких лет. Так, с декабря 2011 по май 2012 года созывал и председательствовал в заседаниях Священного Синода УПЦ в связи с болезнью предстоятеля УПЦ митрополит Агафангел.
В то же время в УПЦ начала восходить звезда молодого викария Киевской митрополии Александра (Драбинко). Еще в 1998 году он стал референтом митрополита Владимира. В 2004 году Александра рукоположили в сан диакона. А с 2007 года он стал архиереем — епископом Переяслав-Хмельницким. Он считался лидером той группы священников и архиереев УПЦ, которые жаждали большей самостоятельности — автокефалии УПЦ.
Спустя несколько месяцев после госпереворота, в разгар войны в Донбассе — 5 июля 2014 года, — умер митрополит Владимир. 13 августа у УПЦ появился новый предстоятель — им был выбран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий — тот самый, которого в свое время сильно невзлюбил Филарет. Онуфрий с 24 февраля 2014 года был местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры. Ему пришлось нелегко: нападки на каноничную церковь после госпереворота усилились. Ее видели в числе главных своих врагов майдановцы.
И было отчего: четвертый президент Украины Виктор Янукович был демонстративно набожен. И в отличие от Ющенко, заигрывавшего с греко-католиками и «Киевским патриархатом», Янукович был прихожанином УПЦ. В день инаугурации в 2010 году он сначала направился в Киево-Печерскую лавру и лишь потом в Верховную Раду Украины. И самое главное: УПЦ не поддерживала ни Майдан, ни последующую войну, в отличие от тех же греко-католиков и «Киевского патриархата».

Частично подзабытые с конца 80-х — начала 90-х нападения на православные храмы вспыхнули с новой силой. Вряд ли тогда кто-то мог предположить, что это еще не самые жесткие нападения. И это притом что в мае 2014 года президентом Украины стал прихожанин УПЦ Петр Порошенко. Прихожанин настолько ревностный, что был даже в сане иподиакона.
Однако именно при Порошенко церковь испытала такое давление, которого не знала в другие годы независимой Украины.
Как ответ на усилившееся давление ко Дню крещения Руси УПЦ провела всеукраинский крестный ход «за мир, любовь и молитву за Украину». Верующие с 3 по 27 июля 2016 года добирались из разных уголков страны в столицу — Киев, чтобы там объединиться в многотысячную колонну. Изначально формировались две большие колонны. Одна двинулась на столицу 3 июля с востока — из Святогорской лавры, что в Донецкой области, другая — 9 июля из Почаевской лавры, что в Тернопольской области.

Верующим пытались мешать. Некоторые города, вроде Борисполя, в которых большинство в местных советах принадлежало сторонникам власти и радикалом, запрещали прохождение крестного хода по своей территории.

Участников крестного хода атаковали националисты. Однако сорвать его не удалось. Масштаб его был впечатляющим. По данным властей, которые занизили численность на порядок-два, в столице ходом прошлись десять тысяч верующих. По данным же СМИ, речь шла о сотнях тысяч верующих.
«Киевский патриархат» организовал альтернативный крестный ход, который был гораздо малочисленнее. В нем принял участие и Порошенко.

Тем временем Верховная Рада обратилась к Варфоломею с просьбой предоставить Украине «независимую церковь», что было грубым нарушением Конституции Украины, предусматривающей разделение церкви и государства.

Практические одновременно стали предприниматься шаги для того, чтобы дискредитировать УПЦ. Так, украинский парламент взялся за законопроект, который бы переименовывал церковь, если бы центр ее управления находился за рубежом.

В итоге по просьбе митрополита Онуфрия в ноябре 2017 года Архиерейский собор Русской православной церкви внёс в Устав Русской православной церкви изменения, в частности: в Уставе РПЦ была выделена отдельная глава, посвящённая УПЦ; добавлено положение, гласящее, что «Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве», за митрополитом Киевским был закреплён титул «блаженнейшего» на уровне всей РПЦ (ранее — только в пределах УПЦ); список кандидатов в предстоятели УПЦ отныне не должен предварительно утверждаться руководством РПЦ (при этом оставалась норма об утверждении патриархом Московским и всея Руси уже избранного предстоятеля) и ряд других новшеств.

Таким образом, церковь юридически была прикрыта от давления украинских властей. Впрочем, от нападок радикалов, а также связанных с властью СМИ и сетевых активистов церковь это не спасло. Что касается государственного давления, то через Кабмин начали поднимать вопрос о лаврах и том, насколько правомочно нахождение там монастырей УПЦ.
Тем временем, в дело решил вмешаться Варфоломей. При этом ряд СМИ утверждал, что это произошло в том числе и благодаря помощи американских дипломатов, установивших прочную связь с так называемым «зеленым патриархом» (Варфоломей получил это прозвище за внимание к вопросам экологии). Синод Константинопольской православной церкви в октябре 2018 года заявил о возвращении православной церкви на Украине, а в январе 2019 года Варфоломей предоставил «Томос об автокефалии Православной церкви на Украине». Последняя была создана на так называемом «объединительным соборе» 15 декабря 2018 года. Возглавил ее митрополит Переяславский и Белоцерковский «Киевского патриархата» Епифаний (Думенко).

Примечательно, что ожидаемого перехода «пронационалистически» настроенной части УПЦ в новую церковь не состоялось. Туда перешел лишь митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) и митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий).
Новая церковь, несмотря на поддержку государства, так и не стала подобной хотя бы тому же «Киевскому патриархату», который позже из-за обиды Филарета на отстранение от власти снова обособился в отдельную религиозную структуру. Напротив, «ПЦУ» лишилась еще немногочисленных зарубежных епархий, часть из которых отошла к Константинопольскому патриархату, а часть не признала новой церкви, оставшись в «Киевском патриархате».
УПЦ выдержала очередную атаку на верующих и храмы и продолжает оставаться самой большой христианской церковью Украины и сегодня.
В проекте были использованы фотографии из следующих источников:

CC BY 3.0 / Tim Adams
CC BY-SA 4.0 / Sergeevskyy
pravenc.ru
AP Photo / Aris Saris
Пресс-служба президента Украины / Микола Лазаренко
РИА Новости
РИА Новости / Олег Макаров
РИА Новости / Юрий Кавер
РИА Новости / Антон Денисов
РИА Новости / Сергей Старостенко
РИА Новости / Евгений Котенко
РИА Новости / Сергей Пятаков
РИА Новости / Алексей Вовк
Made on
Tilda