Черкассы
от Богдана Хмельницкого
до Анатолия Бондаренко.
Что стало
с витриной СССР
Авторы - Дмитрий Ковалевич, Андрей Лубенский, Илья Богачёв
Во время карантина небольшой город Черкассы стал на Украине одним из центров сопротивления Киеву и «форпостом» децентрализации. Мэр Черкасс Анатолий Бондаренко выступил одним из лидеров этого движения, самовольно ослабив карантин
Противостояние между президентом Владимиром Зеленским и мэром Анатолием Бондаренко, которого президент обозвал «бандитом», является лишь частным проявлением глубокого раскола между центром и регионами. В беднеющей стране не могут не усиливаться такие противоречия и борьба за стремительно тающие ресурсы.

Президент Зеленский в июне назвал бунт мэров ряда городов «сепаратизмом». «Не могут мэры быть против президента, против вертикали власти. Это против государства. Это чистый сепаратизм, который они прикрывают децентрализацией», — заявил президент.

Тем не менее, жители Черкасс, города, расположенного в самом центре Украины, нередко считают свой город отнюдь не центром сепаратизма, а скорее вероятной столицей будущей Украины. Идеи о переносе столицы в Черкассы или Черкасскую область, чтобы «разгрузить» Киев, витают в украинской политике уже долгие годы. Такие идеи высказывали в разное время политики из «Оппозиционного блока», Михаил Саакашвили и отдельные «Слуги народа».
СПРАВКА
Черкасская область образована 7 января 1954 г. из окраинных районов Винницкой, Киевской, Кировоградской и Полтавской областей. Является одной из наиболее молодых областей Украины. Ее площадь составляет 20,9 тыс. кв. км (3,5% от территории Украины). Численность населения — 1463,7 тыс. человек (2,9% населения Украины), в том числе городское — 801,1 тыс. человек (54,7%), сельское — 662,6 тыс. человек (45,3%). Плотность населения — 70,7 человек на кв. км.
Город на правом берегу Днепра расположен на своеобразном «острове» — между нынешним руслом Днепра и старым заболоченным руслом (меандром) — ныне Ирдынском (Ордынском) болоте. На старинных картах Украины писали просто и без затей — Черкасы. Так называли казаков (например, можно вспомнить, что столица донских казаков — Новочеркасск). Именно воины-казаки (черкасы), в представлении некоторых картографов, населяли территорию нынешней Украины — точнее, центральную её часть. В российских документах XVІ-XVІІ столетий черкассами называли уже всех украинцев, читаем в исторической справке историко-генеалогической базы данных Украины «Бекет».

Город Черкассы и прилегающий регион расположены в самом сердце Украины, да, собственно, и являются в определённом (историко-культурном и, отчасти, географическом) смысле сердцем страны.
История. «Черные клобуки»
Город Черкассы известен с XIII века, первое упоминание датируется 1305 годом (Густынская летопись), однако дату основания города отмечают, отсчитывая от 1286 года (в 1986 году с размахом отпраздновали 700-летие Черкасс).

Обратимся к Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «По преданию, Ч. основан «черкасами» (казаками) в конце XIII в. или в начале XIV в. В 1386 г. Ч. стали столицей украинских гетманов; в 1523 г. выдержали осаду крымским ханом; в 1557 г. Дмитрий Вишневецкий защищался в Ч. от хана Девлет-Гирея. До Богдана Хмельницкого Ч. были главным казацким городом. В 1637 г. город сожжен шайкой Павлюка. После смерти Хмельницкого, перенесшего столицу гетманов в Чигирин, Ч. переходили из рук в руки и образовали особое староство. В 1768 г. Черкасский замок был взят и уничтожен во время крестьянского восстания Железняка. В 1797 г. Ч. назначен уездным городом Киевской губернии. Остатков замка и вообще исторических памятников в Ч. не сохранилось».

Доктор исторических наук, профессор Анатолий Чабан в монографии «История Среднего Приднепровья» пишет, что непрерывное развитие города прослеживается с конца XIII века — об этом свидетельствуют выявленные археологические материалы. В источниках 1320-1322 годов Черкассы упоминаются как город совместно с другими городами южной Руси.
Макет Черкасcкого замка
О происхождении названия города (и обширной области) историки спорят, есть несколько версий.

«Археолог Дмитрий Куштан считает, что Черкассы возникли в довольно трагический период истории Украины, когда ее земли едва оправились после опустошительного нашествия монголо-татар в 1237-1241 годах. Русские люди, а также «черные клобуки» — жители степей, которых киевские князья селили вдоль Роси для защиты от их кочевых соплеменников, понесли большие потери от этого нашествия. Выжившие после нашествия, очевидно, и основали город на берегу Днепра. Кстати, об участии в создании Черкасс «черных клобуков» может свидетельствовать и неславянское название города», — отмечает журналист Максим Степанов. Он приводит слова археологов, утверждающих, что главные открытия ещё впереди — ведь археологическое изучение Черкасс находится на начальной стадии, и новые находки могут внести коррективы. Но и имеющихся данных вполне достаточно для того, чтобы утверждать: Черкассы и Черкасский край сыграли (и продолжают играть) важную роль в истории всей Украины. «В свое время город пользовался Магдебургским правом, был центром формирования казачества. Горожане принимали непосредственное участие в Хмельнитчине и Колиивщине», — читаем в исторической справке.
«Земля Богдана и Тараса»
О Черкасчине говорят — «земля Богдана и Тараса». И на то есть причины. Воссоединивший Украину с Россией гетман Богдан-Зиновий Хмельницкий родился в Субботове, а скончался в Чигирине. Кстати, письмо царю Алексею Михайловичу о желании запорожского казачества перейти под руку русского царя было послано Хмельницким из Черкасс, в частности из разрушенного впоследствии Черкасского замка, находившегося на Замковой горе, на месте нынешнего сквера Богдана Хмельницкого.
Нынешние украинские власти этого Хмельницкому не простили. Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) переименован в Переяслав. А вот памятник Богдану Хмельницкому в Черкассах (воздвигнутый в 1995 году) пока устоял.

Согласно преданию, гетмана похоронили в Субботове в Ильинской церкви, которую он сам построил. Точное местоположение могилы неизвестно. Историки предполагают, что во время взятия Субботова польскими войсками в 1664 году могила гетмана могла быть уничтожена.

А вот могила Тараса Шевченко является местом всенародного поклонения. Поэт был похоронен 12 марта 1861 года на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге у здания Церкви Смоленской иконы Божией Матери. Спустя два месяца, 22 мая 1861 года, в соответствии с его завещанием, прах поэта перезахоронили на территории Украины — на Чернечей горе в Каневе.
Шевченко и Черкассы
Тарас Григорьевич несколько раз бывал в Черкассах в 1845—1846 годах. «Здесь жили его верные друзья, в кругу которых он с удовольствием проводил время, — читаем в исторической справке. — Находясь в городе, поэт записывал народные песни, рассказы старика Цехмистренко о давних событиях, особенно о гайдаматчине. Здесь написано стихотворение «Сестры», поэма «Гайдамаки», изображено несколько местных пейзажей. Документальное подтверждение пребывания Т.Г. Шевченко в Черкассах имело место в 1859 году при трагических для него обстоятельствах. В июле вблизи с. Прохоровки Каневского района он был арестован по приказу черкасского пристава Табачникова, который в рапорте Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору 15 июля писал: «…Шевченко кроме богохульства говорил еще, что не надо ни царя, ни господ…». Через несколько дней из Прохоровки через поселок Мошны Т. Г. Шевченко под стражей доставили в Черкассы. Здесь его держали под арестом в доме, который сохранился и поныне по ул. Верхняя Горовая (Фрунзе), 1 у Дома Природы. В 1964 году на нем установлена мемориальная доска».
В Черкассах также есть уникальный в своём роде музей одной книги — «Кобзаря» Тараса Шевченко. Музей расположен в мемориальном доме (особняк Цибульских), в котором в июле 1859 года несколько дней проживал сам Шевченко.
Черкассы в войнах и революциях
С конца XIX века в городе начался промышленный бум благодаря сахарозаводчикам, построившим в центре города ряд исторических зданий, в частности визитную карточку города — здание нынешнего ЗАГСа, основанное в 1892 году, как особняк сахарозаводчика А. Щербины, а после 1919 года — Ревком.

Благодаря сахарным заводам, расплодившимся здесь в конце ХХ века, Черкассы называют «сладким городом».

Формированию местного класса зажиточных людей способствовало и строительство железной дороги, обогатившей десятки местных коммерсантов, поставлявших стройматериалы. Еще одной визитной карточкой города было неоготическое здание дореволюционной гостиницы «Славянская», в 1919-м — штаб красных повстанцев, затем — детское кафе, а после независимости — банк.
До революции Черкассы были известны как провинциальный город-курорт, пользовавшийся особой популярностью в Польше, входившей тогда в состав Российской империи. В начале ХХ века на окраине города в лесу выросли десятки деревянных двухэтажных дач для отдыхающих, которых привозил специальный курортный поезд Варшава-Черкассы.

В начале ХХ века город практически напополам делили между собой украинская и еврейская общины. Одним из наиболее известных уроженцев города в этот период стал Моисей Урицкий, один из лидеров революции 1917 года. Мемориальную табличку в память об Урицком сняли со здания музыкального училища (бывшей мужской гимназии) в 2015 году. В годы Гражданской войны значительная часть еврейского населения города была вырезана в ходе погромов, учиненных петлюровцами, но особым зверством прославились банды атамана Григорьева, захватившие Черкассы в 1919 году.

Летом 1941-го в Черкассах была на удивление грамотно и организованно проведена эвакуация — вывезено практически всё промышленное оборудование, целые рабочие коллективы, сельскохозяйственная техника колхозов. Вместе с частями Красной армии из города успело эвакуироваться большинство еврейских жителей, что спасло их от уничтожения нацистами.

С осени 1941-го и до момента освобождения в Черкасском лесу действовал партизанский отряд Савченко-Палёхи, занимавшийся преимущественно ночными рейдами на полицейские участки, уничтожавший коллаборационистов, старост и полицаев в радиусе 100 километров вокруг города. О действиях черкасских партизан повествует и роман современного российского писателя Александра Шепеля «Забытый батальон», 2012.
Герой Советского Союза Пётр Леонтьевич Вернигора
В годы Великой Отечественной войны город был почти полностью разрушен. В центре уцелело буквально несколько домов. Железнодорожный вокзал в ноябре 1943-го несколько раз переходил из рук в руки. Об ожесточенных боях здесь напоминает артиллерийское орудие у нового здания вокзала и привокзальная улица Петра Вернигоры, уроженца Таращи Киевской области. Петр Вернигора — герой Советского Союза, командир батареи, форсировавшей в конце ноября 1943 года Днепр вместе с пехотным десантом и разгромившей крупное подразделение дивизии СС «Викинг» на окраине Черкасс. В бою за железнодорожный вокзал Вернигора пытался прорваться к станции на танке, но был подбит и заживо сгорел. К сожалению, украинец, героически сражавшийся за освобождение украинского города и погибший в нем, не является героем для нынешних властей города и страны.
Об ожесточенных боях 1943 года до сих пор напоминают стены детской музыкальной школы, сохранившие следы пуль и осколков снарядов. При таких масштабах разрушений город пришлось восстанавливать практически с нуля, что существенно изменило его архитектурный облик, сформированный в далеком 1815 году шотландско-российским архитектором Вильямом Гесте.
Черкасская область как «витрина»
После ликвидации разрушительных последствий войны в 1954 году Черкассы стали областным центром, а Черкасская область — самой молодой областью на Украине (тогда — УССР).
В период 1959-1961 годов в новообразованной Черкасской области строилось Кременчугское водохранилище — рукотворное море на Днепре. В связи с его строительством жители десятков сел были отселены из зоны затопления, получив бесплатные квартиры в новом областном центре. С 1960 по 1970 год население города выросло в три раза, а в последующее десятилетие — еще вдвое.
Как говорят осведомлённые люди, новую область образовали с целью создать «витрину» успехов советского сельского хозяйства. Действительно, полки черкасских продовольственных магазинов долгое время разительно отличались от полок таких же магазинов во многих других городах.
Впрочем, область демонстрировала успехи не только в сельском хозяйстве, она быстро стала развитым промышленным регионом, включённым в технологические и хозяйственные цепочки всего огромного Советского Союза. Ведущими отраслями промышленности были химическая, машиностроительная, приборостроительная, перерабатывающая и пищевая. Черкассы стали крупным промышленным, научным и культурно-образовательным центром. Население города к 1990-м годам достигло 300 тысяч человек (в конце XIX века в Черкассах проживало всего 29 тысяч человек).
В 1960-х годах киевские архитекторы разработали уникальный проект лесо-гидропарковой зоны города площадью около 250 га — цепочку связанных парков, встроенных в реликтовые дубовые рощи и днепровские острова. По плану, намеревались создать вдоль всего побережья города островные парки, соединенные подвесными мостами и разъединенные искусственными поймами, озерами и базами отдыха. Размах проекта был впечатляющим — строить собирались чуть ли не висячие сады Семирамиды, но полностью проект не был реализован. Удалось создать только парк «50-летия Октябрьской революции» (сейчас парк «Сосновый бор») на 40 га и ряд скверов, не связанных единой концепцией. Реализация даже этой части проекта потребовала неимоверных усилий — гранитные глыбы завозились из устья реки Рось и карьеров Крыма, прокладывались искусственные ручьи и системы водопадов, высаживались экзотические растения из дендрариев. Одесские архитекторы создали ажурный мост (так называемый «Мост влюбленных»), соединяющий обрывы каньона. Строили парк не только сотрудники лесного хозяйства и архитекторы, но и тогдашние городские власти — чиновники горсовета после рабочего дня и в выходные лично копали траншеи, перетаскивали валуны, бетонировали площадки. В 1972 году на Всесоюзном конкурсе паркового искусства парк был признан лучшим проектом и награжден золотой медалью.
После 1991 года парк стал приходить в запустение, были распилены и проданы металлические детали аттракционов и мостов, украдена бронзовая статуя русалочки (впоследствии заменена пластиковой копией). Тем не менее, до сих пор созданный тогда парк является настоящей жемчужиной города.
Столица химии и шёлка
Масштабы производства в Черкассах в советские годы сегодня способны поразить воображение граждан независимой Украины. Планету Земля можно 40 раз обернуть в шёлк, произведённый в Черкассах, — такие подсчёты публиковала местная пресса в советские годы. И это не преувеличение. Черкасский шёлковый комбинат (ЧШК) начали строить в 1965 году, а уже в декабре 1967 года предприятие дало первую продукцию. В 1971 году был выпущен стомиллионный метр ткани, в 1987-м — миллиардный метр. Ничего удивительного, ведь продукция ЧШК обеспечивала весь СССР и другие страны.

Сотням и тысячам заказчиков уходила и продукция химических предприятий города. Построенные в 60-х годах прошлого века «Азот», «Химволокно», «Химреактив» стали визитной карточкой города большой химии. Конечно, была и обратная сторона медали — загрязнение окружающей среды. В перестроечные годы одной из первых неформальных общественных организаций в Черкассах стало общество «Экология», требовавшее закрытия «грязных» производств. В конце концов химпредприятия (за исключением «Азота») прекратили свою деятельность, но вовсе не по требованию экологов, а по экономическим причинам.
Черкассы славились не только химией и шёлком. Советские космические аппараты снабжались устройствами, разработанными и произведёнными специалистами конструкторского бюро «Сокол» и сотрудниками завода «Фотоприбор». С начала 70-х здесь велись разработки и изготовление изделий точной механики, оптико-механики и оптико-электроники специального назначения. В 90-е завод (точнее, научно-производственный комплекс) освоил производство прицельных танковых комплексов. Если раньше специалисты предприятия крепили оборону всего СССР, то постмайданная история внесла свои кровавые коррективы: в 2015 году тут получили госзаказ на приборы ночного видения и тепловизоры для украинских военных в зоне АТО.
В конце 80-х на весь Союз гремела слава черкасского НПО «Ротор» (гендиректора этого предприятия Алима Чабанова генсек Михаил Горбачёв назвал «прорабом перестройки»). На предприятии делали станки с ЧПУ, сверлильные станки с очень высокой точностью, товары народного потребления (ТНП). Широкую известность приобрели арифметико-логические устройства «Робик», которые для многих стали первым в жизни компьютером.

Примета того времени: за этим устройством и за другими ТНП в Черкассы массово приезжали поляки. Теперь, напротив, многие черкащане едут в Польшу в поисках заработка. Да и не только в Польшу… А тогда на «Роторе» развивали кооперацию с европейскими производителями, искали инвесторов, строили далекоидущие планы. Но этим планам не суждено было сбыться — их похоронило обрушение Союза.

После перестройки
Развал СССР имел серьёзные последствия для социально-экономической сферы Черкасс и региона. «После получения Украиной независимости промышленность в городе частично приходит в упадок, частично же происходит переориентация городской экономики», — меланхолично отмечают составители исторической справки.

В 1998 году закрылся Черкасский сахарорафинадный завод — старейшее предприятие, давшее в 1854 году старт промышленному развитию города. Прекратили деятельность ряд производств, в частности завод им. Петровского, Черкасский деревообрабатывающий комбинат (ДОК). И хотя эти предприятия были приватизированы, новые собственники не смогли наладить их работу в новых экономических условиях и обанкротились. Похожая судьба постигла и когда-то мощные предприятия ВПК — «Импульс», «Приборостроительный завод», «Завод СТО», «Фотоприбор», «Радиозавод».

В этот же период начался упадок химической промышленности — закрылись «Химволокно», «Химреактив». Еще в 2002 году завод «Химволокно» производил половину всех химических волокон Украины, но потом пошло постепенное повышение цены на газ. В 2006 году предприятие стало крупнейшим должником перед НАК «Нафтогаз», и газоснабжение было остановлено. Демонтаж оборудования начался уже после Евромайдана, а в 2015 году территория завода была отведена под свалку бытовых отходов.
Черкасский «Азот» вскоре может разделить судьбу большинства черкасских предприятий из-за массового импорта удобрений из Белоруссии, Турции и Польши, а также из-за роста цен на газ, составляющих основу цены на минеральные удобрения. На днях председатель Федерации профсоюзов Черкасской области Петр Шевченко предложил защищать свои права на акциях протестов. Уже объявлено о сокращении 5% работников предприятия, а до конца этого года возможно дополнительное сокращение еще 40%.

Черкасский шелковый комбинат до 2014 года балансировал на грани банкротства, пока не был внесен в список стратегических предприятий, и на данный момент несколько десятков работников изготавливают там униформу для Нацгвардии и ВСУ.

Стоят разрушенными и заброшенными бывший завод телеграфной аппаратуры и машиностроительный «Машбуд». На месте бывшей трикотажной фабрики в самом центре города — торговый центр. Черкасские швеи сейчас преимущественно работают на мелких кустарных предприятиях, выполняя работу на дому. Карантин практически никак не коснулся таких «кустарей-надомников». В давно закрытую табачную фабрику переместили часть непомерно разросшегося аппарата городской бюрократии, не умещавшейся в здании советского горисполкома.
Закрытие промышленных предприятий в Черкассах сопровождалось обещаниями развития туризма международного масштаба, тем не менее французы, немцы и итальянцы не ломятся на турбазы города.
Речной порт, с середины ХIХ века являвшийся важным транспортным узлом и принимавший пароходы из Нидерландов, Великобритании и Германии, прекратил свою работу в конце 1990-х. Ряд прибрежных сел остались без дешевого и удобного средства сообщения.

Один человек, который посетил Черкассы после очень долгого отсутствия, сказал в беседе с журналистами издания Украина.ру, что сразу же заметил перемены, которые, быть может, не так заметны местным жителям. Какие именно?— «Днепр пустой». Не видно когда-то регулярно ходивших «Ракет» и «Метеоров», не слышно гудков туристических теплоходов, не везут свои грузы трудяги-баржи, застыли краны в речном грузовом порту. На данный момент из некогда загруженного речного порта Черкасс можно совершить только часовую прогулку по акватории города.

Печальная судьба постигла и аэропорт Черкасс. С 1990-х годов все сменяющиеся президенты и местные власти обещали его возродить, но дальше «дерибана» выделенных средств дело не шло. Не стал исключением и президент Зеленский, обещавший год назад возродить Черкасский аэропорт, а в этом году предложивший заняться этим вопросом властям Израиля.
Для Черкасской области в последние годы характерна тенденция снижения численности населения, на что наибольшее влияние оказывает естественная убыль населения (миграционный отток оказывает меньшее влияние). Город и область «стареют»: по сравнению со среднеукраинскими показателями возрастной состав Черкасской области характеризуется более низкой долей трудоспособного населения и более высокой долей лиц старше трудоспособного возраста. В переживающей деиндустриализацию области основой экономики вновь становится сельское хозяйство, а в области, как грибы после дождя, растут только ликеро-водочные заводы.
Жемчужина на Днепре
В круговороте ускорившейся истории Черкассы по-прежнему прекрасны. Особенно остро это ощущаешь, когда подъезжаешь к городу через Кременчугское водохранилище по 12-километровой дамбе — это самое протяжённое гидротехническое сооружение в Украине. Если стоит безветренная погода, в воде отражаются огни города — это действительно город-жемчужина на Днепре.
Здесь сохранилась атмосфера уютной провинции, которая раньше органично соединялась с динамикой развития. Прежняя динамика ушла, распад Союза сбил Черкассы на взлёте. Но город живёт. Несмотря на потери, понесённые вследствие распада хозяйственных связей и рыночных реформ, в Черкассах сохраняются производства, и город может похвастаться своими брендами. Правда, теперь таких брендов не так уж много. На площадях бывшего НПО «Ротор» разместилось производство по сборке автомобилей (корпорация «Богдан») — город стал одним из центров украинского автомобилестроения. Поначалу на нем работали 3300 человек, но уже через год — лишь 1800. В 2014 году он переориентировался с выпуска легковых автомобилей на военную технику, но поначалу сказывалось отсутствие опыта в производстве бронеавтомобилей. Конвейер для выпуска легковых автомобилей законсервировали. В 2019 году на заводе работали около 400 человек.

Основой экономики города стали небольшие предприятия пищевой промышленности и мелкие деревообрабатывающие предприятия, фактически соучаствующие в вырубках черкасского леса.

Война и коронавирусный карантин перекрыли туристические потоки. Но это, будем надеяться, временное явление. Ведь в Черкассах и во всём крае есть на что посмотреть — здесь дышит украинская история и история Руси и России. Как их разделить? Отметим, что и история Речи Посполитой без Черкасс не будет полной.

Люди в Черкассах живут в большинстве хорошие, это нам известно совершенно точно. Да и во всём крае, и по всей стране. Пусть сейчас многие обмануты националистической и псевдопатриотической риторикой проворовавшихся правителей, стравивших людей ради собственной выгоды. Такое уже бывало. Но обман не может быть вечным. Памятуя уроки истории, мы уверены: когда-нибудь жизнь непременно наладится и снова войдёт в мирное русло. И тогда, возможно, снова засверкают Черкассы — жемчужина Днепра…
В проекте были использованы фотографии из следующих источников:

CC BY-SA 4.0 / Haidamac
CC BY-SA 4.0 / Barow
CC BY-SA 4.0 / Posterrr
CC BY-SA 4.0 / Zarakhovskyi
CC BY-SA 4.0 / Myroslava Marych
CC BY-SA 3.0 / Sergiy Klymenko
CC BY-SA 3.0 / Turzh
CC BY-SA 3.0 / Reactor691
CC BY-SA 3.0 / Вальдимар
youla.ru
wikimapia.org
alexfoto.com.ua
РИА Новости
РИА Новости / Яков Берлинер
РИА Новости / П. Шраго
РИА Новости / Виктор Чернов
РИА Новости / Андрей Соломонов
РИА Новости / Александр Поляков
РИА Новости / Леонид Палладин
РИА Новости / Марущенко
РИА Новости / Игорь Маслов
Made on
Tilda