Двадцатые-тридцатые годы прошлого века — время, когда Украина стала промышленным флагманом, а Харьков превратился в один из главных индустриальных и научных центров. В числе его базовых предприятий, влившихся в бешеные процессы технологической перестройки, — авиазавод, построенный по концессии на базе авиаремонтных мастерских фирмой «Юнкерс», и паровозный завод, основанный еще в 1897 г.
Именно паровозникам было суждено произвести на свет танк-легенду Т-34, хотя начиналось все с колесно-гусеничных танков серии БТ. Это был путь, усеянный терниями — начинать приходилось с нуля, при низкоквалифицированных рабочих и неопытных конструкторах.
Но средний танк Т-34, разработанный КБ танкового отдела бывшего Харьковского паровозного, а теперь специализированного завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина, стал началом одной из самых успешных историй в броневом деле.
Не в последнюю очередь потому, что «тридцатьчетверка» стала чем-то вроде боксера-тяжеловеса, работающего в темпе «мухача» — использование V-образного 12-цилиндрового дизельного двигателя В-2 и «подвески Кристи», взятых как раз с БТ, позволило толстобронированной машине иметь непреходящее превосходство в проходимости, манёвренности, подвижности.
К слову, моторы тоже делались в Харькове, на филиале ХПЗ (с конца 30-х годов завод №183), который получил номер 75. К началу Великой Отечественной их производилось пять модификаций. Самые мощные ставились на тяжелые танки КВ и КВ-2.
Но, конечно, начало не было гладким.