Людмила Власова
девчонка из бедного двора

Балерина, хореограф и роковая женщина Людмила Власова рассказала корреспонденту «Р-Спорт» Анатолию Самохвалову о любви, мужчинах
и фигурном катании.

Людмила Власова. Фото из личного архива
Солисты Большого театра Людмила Власова и Станислав Власов. Фото из личного архива
Людмила Иосифовна Власова

Балерина и хореограф Людмила Иосифовна Власова (в девичестве – Маркова) родилась 2 марта 1942 года в Москве. После окончания Московского хореографического училища была принята в труппу Большого театра. Вскоре она вышла замуж за начинающего балетмейстера Станислава Власова. Он ставил для нее номера, с которыми они впоследствии объездили весь мир.

В 1970 году снялась в фильмах-балетах "Трапеция" и "Озорные частушки". Вторым мужем балерины стал легендарный танцовщик Александр Годунов. В 1970 е годы с именами Людмилы Власовой и Александра Годунова были связаны аншлаги во время зарубежных гастролей и постановок на отечественных сценах: "Лебединое озеро", "Спартак", "Иван Грозный", "Анна Каренина", "Весна священная", "Любовью за любовь", "Ромео и Джульетта".

В 1978 году Людмила Власова снялась вместе с Александром Годуновым в культовой советской картине "31 июня".

В 1979 году во время гастролей в США Годунов остался в Америке, Людмила уехала в Москву и продолжила танцевать в Большом театре. Через два года супругов развели.

В 1983 году Людмила Власова ушла из Большого театра, в течение восьми лет работала хореографом в художественной гимнастике. Затем по приглашению Натальи Линичук начала сотрудничать в качестве хореографа с фигуристами. Первые пары, с которыми работала Людмила, были Анжелика Крылова и Владимир Федоров, затем Оксана Грищук и Евгений Платов, а также Марина Анисина и Илья Авербух. Среди ее бывших учеников – Наталья Митюшина, Александр Успенский, Анастасия Платонова, Александр Грачев, Никита Кацалапов, Юрий Ларионов, Елена Ильиных. Людмила Власова также работала с итальянскими спортсменами Барбарой Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, а также с Федерикой Файеллой и Массимо Скали. В настоящее время работает с Верой Базаровой, Андреем Депутатом и Еленой Радионовой.

Людмила Власова замужем за оперным певцом Юрием Статником.
Людмила Власова. Фото из личного архива
— Вы ведь родом с Арбата?
— Да, из Староконюшенного переулка.
Родились под звучавший в эфире голос Левитана?
— Да, под его сообщения, в 1942 году, но не в Москве, а в эвакуации, далеко на Урале, в селе Челябинской области. А когда исполнилось два годика, мы вернулись в Москву, в наш двадцать шестой арбатский двор, в котором была нескончаемая драма Монтекки и Капулетти. Все в наших домах были бедные. Квартира, двенадцать комнат, двенадцать семей, сорок человек, и одна кухня. Мое любимое место – длинный коридор. Кто-то на гармошке играл параллельно с радио, которое включалось в шесть утра и не замолкало до ночи, а я танцевала. Вальсировала между комнатами и людьми, тащившими кастрюли и чайники на ту единственную кухню. На улицу меня переманивала уличная гармонь. Я танцевала без приглашения, давала бесплатный концерт без заявок.

Слева был двадцать восьмой дом, проходишь в арку и попадаешь в другой двор – богатый, где жили генералы с генеральскими детками. Мы, бедняки, с ними враждовали, были конфликты, драки.

Моя тетя, мамина родная сестра, была замужем за военным. После войны его направили в Берлин, они всегда присылали нам такие посылки, которые для Советского Союза были в диковинку. Немецкая шубка из кролика была загляденьем. При этом они постоянно переезжали с места на место как все военные, и на лето мама нас с братом, который на четыре года меня старше, посылала к ним. То это был Ярославль, то Ташкент, то Даугавпилс, и три месяца мы купались в абсолютном счастье. Это было такое любимое лето! В 1952 году мы были в Ярославле. Мы резвимся, и вдруг тетя мне говорит: «Ты уедешь в Москву пораньше, мама поведет тебя в хореографическое училище». Я пустилась в рев. Всю дорогу – а ехала я, десятилетняя, одна - не могла смириться с тем, что у меня отнимают кусочек драгоценного веселого августа. Мама встретила на вокзале. Пойдем, говорит. Я безумно не хотела туда. Пришли, опоздали. Народу – тьма! Три тура отбора. Мы попали ко второму. Инструктор подходит и твердит: «Я вас не видел на первом». Это означало, что шансов нет. Но мама моя была очень красивой. Просто очень. Он смотрит на нее, а она оправдывается: «Знаете, дочку отправляла в Ярославль…» Мужчина пошел узнать. Видимо, оглядев маму, подумал, что и дочка станет такая ничего. Велел ожидать. Ждем. Передо мной девочка с огромными бантами и гувернанткой. Богатая. Села на такой шпагат, на сякой, на третий… А я вообще и не пробовала так. Я-то просто, между кастрюль и чайников… Какая, я думаю, она артистка, ее сейчас возьмут, а нам делать тут нечего. Проходит время, выходит она со слезами. Говорит, на третий тур можно не приходить. «Мама, что мы сидим, пойдем домой», - говорю я. Мама меня жалела, но не думала меня слушать. «Ну посиди, потерпи, еще немного, мы же не зря сюда пришли», - успокаивала она. Входим. Стали меня тянуть туда-сюда, на пол класть, вывороты делать.
Кричали?
— Не-е-е-т. Думаю, закричи я, меня и проверять бы не стали. Да и оказалась я с растяжкой, выворотная. Потом сказали мне: «Прыгни, девочка». Я сразу не поняла, как, но оттолкнулась и поняла, что как будто взлетаю. Меня было не остановить. Приемная комиссия кричала «Хватит, хватит!» Потом они предупредили, что сейчас заиграет концертмейстер. «Что ты услышишь, то и изображай», - велели мне. Это же моя стихия, я окончательно раскрепостилась. То полька зазвучит, то испанский танец, а я и не понимала, чем один отличается от другого, но пустилась в пляс, как во дворе, как под наше радио, как под гармошку соседа. «Стоп, стоп, стоп!», - дружным криком раздалась команда педагогов. И все дружно засмеялись. Я обиделась. Смотрю на них и спрашиваю: «Почему вы смеетесь?» Меня тут же успокоили. Мы с мамой вышли, к нам подошел смотревший на нее инструктор и сказал: «Приходите завтра на медицинскую комиссию, третьего тура вам не надо». Взяли. Представляете, я возвращаюсь в свой арбатский двор, спустя неделю я иду по нему с нотной папочкой, зачисленная в хореографическое
Бедный человек с Арбата - в наши годы звучит смешно.
— Сейчас бедных дворов на Арбате нет.
Из вашего еще кто-то известным стал?
— Похоже, что я одна. Когда я попала в училище, стала очень известной уже на два двора. К кому-то из генералов меня однажды позвали в гости. Вошла в подъезд, в лифт, который поднял меня в рай… Это что, так можно жить? - спросила про себя. Не один раз я потом ходила из своей коммуналки в эти изящные квартиры, но всегда возвращалась в свой двор. Мне он был ближе, и я никому не давала говорить о нем плохо. У нас было веселее, ночами во дворе дралась шпана, а мое сердце колотилось: «Только бы брата среди них не было».
Тот двор Власова давно покинула, звенящая коммуналка сменялась большими апартаментами и однажды – маленькой квартиркой, но в любом месте у нее был свой неповторимый уют, создаваемый мужьями Людмилы Иосифовны. Каждый из них рисовал для нее эпоху, в которую она добавляла яркие, часто парадоксальные и трагические оттенки. Сегодня она живет в Брюсовом переулке, сквозь окно зала солнце чуть слепит ее большой портрет, написанный кистью Александра Шилова, напротив – изображение артиста балета Большого театра Александра Годунова, ее второго супруга, афишу с которым прилежно прикрепил третий – бас Большого Юрий Статник. Годунов вошел в историю как уникальный мастер танца и один из самых известных «невозвращенцев». История о том, как в 1979 году он попросил политического убежища в США, а самолету «Аэрофлота» с Власовой на борту американские власти не давали взлететь три дня, пытаясь уговорить остаться и ее, гремела во времена заката брежневской эпохи и нередко вспоминалась потом.

— Он был безумно талантливым, его не выпускали за пределы страны, - говорит Власова о Годунове. - И у него накапливалась обида, при этом он вел себя независимо, не врал, не шел на компромиссы, за что его не любили чиновники. Он еще ничего не совершил, а они уже боялись побега. Талант, красота… Если бы ему сразу давали возможность танцевать за пределами Союза, вообще ничего бы такого не произошло. Но четыре года быть невыездным в наш короткий век – это очень мучительно. Он был неразговорчив, и его считали надменным. А он был просто закрытым. Но никто не знал его настоящего, а настоящим он был дома. Здесь, в Брюсовом переулке, ранее – улице Неждановой, но в доме напротив, в трехкомнатной квартире на первом этаже, которую дала нам Екатерина Фурцева. Сто квадратных метров, спальня и кухня выходили во двор с цветами и деревьями – как на даче, максимум три машины пройдет за день. Окна открыты настежь.
— А быть похитрее вы его не убеждали?
— Не-е-е-т, что вы! Я такая же была. Но мне уже надоело говорить, что человек совершил этот поступок спонтанно. Человек по своему складу не то, что не предатель, а такой порядочности, что просто в какой-то момент люди сыграли на его слабом месте.
— Сняли фото в пьяном виде во время его гастролей в Нью-Йорке?
— Да, а в то время это означало, что его больше никогда не выпустят из СССР.
Александр Борисович Годунов

Советский и американский танцор, артист балета, киноактер Александр Борисович Годунов родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Потом семья переехала в Латвию.

В 1967 году окончил Рижское хореографическое училище по классу педагогов Юриса Капралиса и Артурса Экиса. С 1967 года по 1971 год танцевал в Государственном хореографическом ансамбле "Классический балет" ("Молодой балет"), которым в те годы руководил Игорь Моисеев. Александр Годунов участвовал в триптихе "Поэзия чувств" Моисеева на музыку Мендельсона, "Мимолетностях" Касьяна Голейзовского на музыку Сергея Прокофьева. В труппу Большого театра принят после конкурсного экзамена в 1971 году, педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев. Первой партией Годунова на сцене Большого театра было па-де-труа в первой картине "Лебединого озера" в редакции Горского – Мессерера. Этот балет в те годы шел на сцене Большого театра в двух редакциях. В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича.

В 1972 году он принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию. В том же году Годунов дебютировал в "Шопениане" и состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", где он исполнил партию Вронского.

В 1973 году он принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. В том же году дебютировал в партии Базиля в "Дон Кихоте".

С 1974 года он танцевал в "Кармен-сюите" (хореография Альберто Алонсо) и "Гибели розы" (хореография Ролана Пети), где его партнершей была Майя Плисецкая. Популярность Александра Годунова росла, особенно за границей. Его постоянно приглашали иностранные театры, но в 1974 году артиста перестали выпускать за границу, опасаясь, что он повторит судьбу своего друга Михаила Барышникова, который в июне 1974 года не вернулся с гастролей в Торонто (Канада). Годунов очень много танцевал на сцене Большого театра, репертуар его был очень разнообразным. Новые роли следовали одна за другой. Он исполнял партии в балетах "Жизель", "Спартак", "Любовью за любовь", "Иван Грозный" и др.

В 1976 году Александру Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1979 году состоялась премьера балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда. В августе 1979 года из-за ультиматума американского импресарио Александра Годунова включили в список участников гастролей труппы Большого театра в США, иначе турне не состоялось бы. Во время гастролей, станцевав 19 августа свой последний танец в Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Годунов не вернулся в гостиницу, где его ждала жена - солистка Большого театра Людмила Власова. Только на следующий день она узнала о том, что муж попросил политического убежища в США. Это событие привлекло внимание всей мировой прессы, потому что в аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором в СССР возвращалась Людмила Власова. Американские власти считали, что ее против воли вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать артистке возможность поговорить с мужем. В результате разговор все же не состоялся, и Людмила Власова вернулась в Москву. Годунов был принят в Американский балетный театр (American Ballet Theatre), которым руководил Михаил Барышников. В этой труппе артист танцевал главные партии в "Дон Кихоте", "Жизели", "Лебедином озере", "Теме с вариациями", па-де-де из "Корсара".

В 1981 году Годунов параллельно с работой в Американском балетном театре сотрудничал с балетом Алвина Эйли. Из-за конфликта с Михаилом Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу театра в 1982 году.
После ухода из театра он продолжал танцевать по приглашению компаний в разных странах мира. За несколько лет он успел станцевать на различных сценах мира, в том числе в театре "Колон" в Буэнос-Айресе, в балете Асами Маки в Токио, гастролировал в Израиле.

В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брал балетные уроки в Лос-Анжелесе, в балетной Академии Давида Лишина, которой руководила прима-балерина Балета полковника де Базиля Татьяна Рябушинская. Сниматься в кино артисту предложили сразу, как он оказался в США. Годунову не хотелось играть шаблонные роли русских шпионов, и он отказывался от предложений. Первым фильмом с его участием стала картина Питера Уэйра "Свидетель" (1985). Затем Годунов снялся в Голливуде еще в нескольких фильмах, в том числе "Крепкий орешек" (1988), "Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени" (1992), "Норт" (1994), "Зона" (1995).

Брак Александра Годунова с Людмилой Власовой был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство он получил в 1987 году. Его семилетний союз с актрисой Жаклин Биссет не был официально оформлен и распался в 1988 году.
В апреле 1995 года Годунов впервые со времени своего отъезда в США побывал в Риге, где встретился со своей семьей: матерью, братом, племянниками.
18 мая 1995 году Александр Годунов скончался на своей вилле в Западном Голливуде. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Тело Александра Годунова кремировали, его прах был развеян над океаном.

Мемориальный памятник артисту находится в Лос-Анджелесе. Эпитафия на его могиле гласит: His future remained in the past ("Его будущее осталось в прошлом"). На Введенском кладбище Москвы находится кенотаф Александра Годунова. На нем также есть эпитафия: "Ты всегда с нами".

В 2005 году об Александре Годунове был снят документальный фильм "Побег в никуда".
Сцена из балета на музыку на музыку Родиона Константиновича Щедрина "Анна Каренина". Анна - народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая, Вронский - Александр Борисович Годунов. Государственный академический Большой театр СССР. Александр Макаров РИА Новости
Солисты балета Александр Годунов (слева) и Людмила Сморгачёва (справа) после исполнения адажио из балета "Спартак" на II Международном конкурсе артистов балета. Александр Макаров РИА Новости
Солист Большого театра Александр Годунов в сцене из балета композитора Тихона Хренникова "Любовью за любовь". Александр Макаров РИА Новости

«Параллельно с этим полгода длился мой роман с Сашей, это были метания…»

Солисты Большого театра Людмила Власова и Станислав Власов. Фото из личного архива

«Параллельно с этим полгода длился мой роман с Сашей, это были метания…»

Солисты Большого театра Людмила Власова и Станислав Власов. Фото из личного архива
То есть не было бы в американской прессе фотографии авторства Владимира Блиоха, не было бы и всей ситуации с просьбой о политическом убежище?
— Естественно, не только фотография сыграла свою роль. Но снять такое – подлость. Блиох лез к нам в друзья. Мы были знакомы с тех времен, когда он еще жил в Советском Союзе, делал прекрасные фотографии с нашими выступлениями, негативы он потом увез с собой. Блиох в Америке был совершенно беднющий, и когда случилась эта история с Сашей, он, видимо, очень задорого все продал. Ведь три дня Годунов и я были главной новостью на американском телевидении и в газетах.
Иосиф Бродский не агитировал?
— Нет, он появился только в разгар событий, когда Саша сидел в аэропорту, а я в самолете. Бродский три дня был с Годуновым и помогал ему с переводом.
— Три дня в JFK завершились вашим вылетом на родину. Вскоре Александр Борисович вам позвонил.
— Через месяц. Саша говорил очень медленно. «Милочка, я тебя не предавал», - произнес он. Я знаю, Саша, - ответила я ему. - Могу тебе рассказать все, что с тобой произошло. Я знала, что он меня не предавал.
— Он говорил это, чувствуя одиночество?
— У него были помощники, но не было друзей. Ни здесь, ни там. Столько людей потом говорило «я был другом Саши». Да каким ты другом был, хочется спросить. Друзьями его были Юра Владимиров и Нина Сорокина. Нина – моя подруга, с которой мы с первого дня поступления в училище, и ни разу в жизни друг друга не подвели. Другом нашим был и Костя Костарев, оперный концертмейстер Большого театра.

А «друзей» в кавычках я столько повидала до встречи с Сашей, я их всех знала. Я со своим первым мужем Станиславом Власовым весь мир объездила к тому моменту, мы имели такой огромный успех и нам тогда еще предлагали остаться в США. Но разговаривали всегда со мной. «Вы будете здесь миллионерами», - убеждали представители американских импресарио. Когда мы потом приехали в ту роковую поездку вместе с Сашей, нас встречали те же люди, и я поняла: пойдет обработка. В том время в Советском Союзе был железный занавес - но не для меня. Я не вылезала из поездок за границу, по два месяца, по три. Мне становилось плохо от одной мысли, что скоро опять уезжать из дома надолго. Многие меня не поймут, но нас со Славой Власовым постоянно звали в Америку выступать. Он был великолепным балетмейстером. То, кем я стала, все благодаря ему. Он сделал из меня балерину такого уровня. Я была способной, но без его номеров и без его руководства я бы не стала такой востребованной. Слава был красив, талантлив, старше меня на девять лет. Это очень хорошая разница в возрасте. Он был мужчиной, который меня вел. И когда я уже ушла к Саше, нас со Славой звали на очередные три месяца в США. Звали не просто труппу Большого театра, а нас персонально, на сольные концерты, для которых мы готовили пять-шесть номеров. Параллельно с этим полгода длился мой роман с Сашей, это были метания…

Некоторое время назад подруга подарила мне планшет, и я наткнулась на комментарии людей, обсуждавших наши отношения. О том, что я предала Годунова, что я не любила его… И никто не вспоминал трагедию выбора, которую я переживала три дня в Ил-62 в аэропорту имени Кеннеди. Не дай бог никому это пережить.
Годунов мог вообще прижиться в Америке?
— Я перечитываю его письма и постоянно вспоминаю его слова: «Везде всё одинаково». В плане бюрократии, отношений с импресарио и прочими. И это не могло не отражаться на его творчестве. Когда я в интернете посмотрела его выступления в рамках его собственной труппы – в 1981 году, в Буэнос-Айресе, Токио… У меня внутри все перевернулось. Он, с его длинными ногами, делает только один прыжок и втыкается в кулису. Он привык к другому масштабу сцены. Танцуя в «Раймонде», в «Гибели Розы», в других спектаклях он совсем не видит балерину! Если их можно назвать балеринами после Плисецкой, Бессмертновой, Семеняки, Сорокиной… Представляю, как у него все разрывалось внутри. Он зарабатывал деньги, а это тоже имидж. Смотрела я на это всего лишь несколько лет назад, но очень его хорошо почувствовала, ведь никто так не знает его нутро, как я.
Фото из личного архива
Людмила Власова и Александр Годунов. Фото из личного архива
Финансовый имидж его не спасал, получается?
— Нет. Людям, которые кричат «Да вы что, он там зарабатывал миллионы!», трудно объяснить, что самореализация танцовщика его уровня заключается совсем в другом. Не в гонораре, не в роли в «Крепком орешке». Когда я включила этот «Крепкий орешек», то после первого же кадра выключила видеомагнитофон. У него было полно предложений с подобными сценариями, за которые многие бы цепко ухватились, а он отказывался. Надо быть Годуновым. Он ждал сценарий со своей индивидуальностью, но когда понял, что его не будет, отчаялся. Бегать в кадре со свирепой рожей, изображая бандита, было не для него.

Саша и про Жаклин (Жаклин Биссет, британская актриса, спутница жизни Годунова – прим. «Р-Спорт») говорил, когда у них начался роман, так: «Она хотя бы европейка, а не эта…». Этим все сказано. Меня саму раздражал американский стандарт и эти вечные тридцать два зуба, «Бьютифул! Вери найс». Но живут в Америке и другие люди, сразу вспоминаю двух сестер-близняшек, которые были поклонниками еще нашего дуэта со Славой Власовым. Они знали русскую культуру, Чехова, Достоевского, одна из сестер была женой известного американского балетного критика Клайва Барнса. Клайв однажды сказал о Саше: «Если бы он остался в России, он сделал бы больше». А другой критик Льюис Сигал высказался так: «Он принес в жертву величие своего танца во имя спуска в голливудское небытие».

Саша мне как-то написал: «Ты бы здесь не смогла».
И он не смог.
— И он.
И он там суп грибной варил у Жаклин на кухне.
— Когда мы стали жить вместе с Сашей, я не знала, что такое быт. Не потому что я белоручка, просто у него в руках все горело. Он был мудрее меня. Мы готовимся к моему дню рождения, и он меня спрашивает: «Кого ты позовешь?». Я назвала ему одну знакомую. «Она же фальшивая», - добавил он. Назвала другую. «Она же ненавидит тебя. Завидует тебе», - приметил он и вспомнил некий случай. Я с ним соглашалась. Как-то он мне написал в письме, уже когда жил в Америке, а я здесь: «Не верь тем людям, которые обманывают тебя». Его слова всегда влияли на меня. А перед тем моим днем рождения у нас было мало места в квартире и я отвечаю: «А давай только Юру с Ниной пригласим?». Он же предложил другой вариант: разложил подушки на полу вместо стульев, соорудил большой низкий стол – и места стало достаточно. Помню, он сделал фруктовый салат с мороженым, в который потер шоколад. Саша замечательно готовил. Тот самый грибной суп, о котором много спустя вспоминала Жаклин. В принципе мы варили его вместе, но как это было: Саша чистит овощи и грибы, нарезает, а теперь Милочка все бросает в воду. Котлеты он меня научил делать.
Вы из бедного арбатского двора, и не умели готовить?
— Да, из бедного арбатского, но вы знаете, что такое учиться в хореографическом училище? Я еле доходила до дома. Мама у нас готовила. А как только поступила в театр, то встретила Славу Власова, мы полюбили друг друга, и мы практически сразу начали вместе жить. А жили мы так: купили квартиру на улице Усиевича, что возле метро «Аэропорт», и с готовкой нам помогала мама, которая была уже на пенсии. А мы занимались творчеством. Я плакала от усталости, потому что дома я была хозяйкой, а на работе Слава разговаривал со мной мягко, но давал жуткие нагрузки. Все это выливалось в успех, во многих журналах были мои фотографии. А в быту также помогали и родители Славы. Его папа работал в правительственном санатории в Барвихе чуть ли не шеф-поваром. Он привозил продукты, готовил, наши мамы убирались в доме. И помогали они нам с удовольствием.

Потом в жизни появился Саша… Бывало, что он говорил: а пойдем в ресторанчик?

- Пойдем, - отвечала я. Ходили в «Будапешт», в «Националь», в «Метрополь». В пешей доступности.
Все вас узнавали?
— Нет, тогда еще не знали ни меня, ни его.
Я слышал мысль, что Александр Борисович не вписался в американскую балетную стихию из-за того, что Америке не нужны были героические образы, которые он с успехом исполнял в Большом.
— Правильно, им не нужен герой, им нужны сценки без грандиозного масштаба, столь привычного нам. Поэтому Саша не захотел переучиваться у Миши Барышникова в его театре под западную классику. А для него спектаклей там никто ставить не собирался. Это у нас его Иван Грозный был гениальным, или Тибальт в «Ромео и Джульетте», или Спартак, или Паганини… Для них они тоже был гениальными, но не ходовым товаром.

«Я разбила жизнь человеку, в которого влюбилась как только пришла в Большой театр»

Хореографическая картинка "Вальпургиева ночь" из оперы Шарля Гуно "Фауст" (постановка Олега Моралева) на сцене Государственного академического Большого театра СССР. В роли Вакханки - Людмила Власова, Вакх - Станислав Власов. В. Антонов РИА Новости

«Я разбила жизнь человеку, в которого влюбилась как только пришла в Большой театр»

Хореографическая картинка "Вальпургиева ночь" из оперы Шарля Гуно "Фауст" (постановка Олега Моралева) на сцене Государственного академического Большого театра СССР. В роли Вакханки - Людмила Власова, Вакх - Станислав Власов. В. Антонов РИА Новости
— Читая биографию Галины Улановой, обратил внимание на то, что у нее тоже было три мужа, и второй, актер и режиссер Иван Берсенев, по сути самый яркий из них.
— У меня первый муж был ярчайший. Спасибо судьбе, что связала меня узами с ним. Мы жили со Славой в кооперативной квартире на 13-м этаже, которая располагалась ровно напротив Владимирова и Сорокиной. Двери наши не закрывались, обедали, к примеру, у них, кофе пили у нас. Когда в моей жизни появился Саша, Юра Владимиров мне сказал: «Не надо, не уходи от Славы». Хотя Годунов Владимирову очень нравился, несмотря на совершенно разные балетные поколения, ведь Саша был на семь лет младше нас. Но я была уверена, что Юра с Ниной все равно будут дружить с нами – мной и Сашей. Потом они переехали в другой дом, а я – в маленькую квартирку на окраине к Годунову. Передо мной был страшный выбор – бросать человека, который создал из меня то, кем я была. Я разбила жизнь человеку, в которого влюбилась как только пришла в Большой театр.
Получается, не поймешь, что такое любовь
— Я по любви вышла замуж за Славу. Наши родители дружили между собой.
Казалось, любовь до гроба?
— Казалось, что да. За мной такие люди ухаживали, в том числе очень известные представители нашей среды, не буду называть фамилии… Я никого не воспринимала всерьез. Мой муж – Слава.
— Так как молодой Саша Годунов все перевернул? Казалось, любовь до гроба?
— Вот действительно взял, и перевернул. Он меня увидел еще когда танцевал в классическом балете у Игоря Моисеева. Слава был очень талантливым балетмейстером и его пригласили поставить номер приме из труппы Моисеева. Слава сказал: «Пойдем со мной в зал Чайковского». Я не хотела, но он меня уговорил.
На свою голову.
— Тогда еще не на свою голову. Я пошла. Большой зал, Слава начал работать, а далеко в стороне была дверь. И все в нее чуть ли не головы просовывали. Заглядывали. Власовы пришли – это было событие. Потом, четыре года спустя, когда я теплым весенним вечером рискнула впервые пройтись с Годуновым, он мне признался, что тогда, в зале Чайковского, он был одним из заглянувших. «Когда я вас увидел, - Саша еще был со мной на «вы». – Может, нагло это прозвучит, но тогда я сказал себе: эта женщина будет моей. Я сделаю всё». Ничего себе, думаю, и спрашиваю: сколько вам лет?
«Мальчик, иди отсюда» вы ему не сказали?
— А это был не мальчик. Он выглядел старше меня, хотя был младше на семь лет. А молоденьких мальчиков я вообще не воспринимала. Годунов был мужественным викингом с белыми волосами и волевым подбородком. Мне было двадцать восемь, ему, подозревала, лет двадцать восемь-семь.

— Вам двадцать семь? – задаю вопрос, пытаясь угадать.
— Меньше.
— Двадцать шесть?
— Молчание.
— Двадцать пять?

Он отрицательно машет и произносит: «Мне двадцать два». Прибавив один год. О-о-о, говорю, нам не по пути. Возникла пауза. «Я не отступлюсь», - заявил он мне.
А вы уже в затмении.
— Я не была в затмении, хотя он мне очень понравился. Откуда у этого молодого человека такой напор, подумала я про себя. Уходить от Славы было тяжело. Мама вспоминала, что год я ходила черная. У меня не было счастья от того, что я ушла. Я безумно переживала, какую травму нанесла другому человеку.
Станислав Константинович Власов

Балетмейстер Станислав Константинович Власов родился 1 августа 1933 года в Москве.

После окончания Московского хореографического училища был принят в труппу Большого театра, в котором служил с 1951 года по 1971 год. Танцевал главные партии в балетах "Вальпургиева ночь", "Пламя Парижа", "Ромео и Джульетта", "Жар-Птица" и "Красный мак". Его партнершами были величайшие звезды Большого, включая Екатерину Максимову, Раису Стручкову, Нину Сорокину, Марину Кондратьеву, Людмилу Богомолову, Ольгу Лепешинскую и других.
В Большом театре он работал также как хореограф на возобновлении балетов Михаила Фокина, таких как "Жар-Птица", "Петрушка", "Синяя Борода", а также хореографических миниатюр "Времена года" и "Летите, голуби".

С 1972 года - исполнитель и балетмейстер в Москонцерте.

В 1976 году начал сотрудничать с балериной Лилией Сабитовой.

В 1980 году организовал при участии Лилии Сабитовой труппу "Камерный балет" (с 1991 года – "Балет России"), который задумывался как коллектив, пропагандирующий русскую классическую и современную отечественную хореографию и музыку.

В последние годы – главный хореограф театра балета "Московия".
Талант Станислава Власова как хореографа и как артиста балета был неоднократно отмечен призами и наградами на балетных конкурсах и фестивалях.

Первая жена – балерина Людмила Власова, в настоящее время женат на балерине Лилии Сабитовой.
Солисты Большого театра Людмила Власова и Станислав Власов. Фото из личного архива
Людмила Власова и Александр Годунов для немецкого журнала Stern. Фото из личного архива
Слева-направо: Елена Рябинкина, педагог-наставник Московского Камерного балета, Хисако Одзава, руководительница японской студии и Станислав Власов, главный балетмейстер Камерного балета (ныне Государственный театр "Балет России") беседуют в перерыве между репетициями. Гастроли японского балета в СССР. Владимир Федоренко РИА Новости

«Конечно, бог»

Людмила Власова и Александр Годунов для немецкого журнала Stern. Фото из личного архива

«Конечно, бог»

Людмила Власова и Александр Годунов для немецкого журнала Stern. Фото из личного архива
— Быстро у вас, с наскока получилось.
— Быстро, через полгода после той встречи у колонны я бросила мужа. Если бы Годунов не был так настойчив, я бы осталась с Власовым. Влюбленность завершилась бы непродолжительным романом. В жизни все бывает.
С такого романа тяжело, видимо, было бы вам сойти?
— Когда он танцевал «Лебединое озеро», все из нашего пятнадцатиэтажного дома ушли в театр на Годунова. Единственные, кто остался – мы со Славой, от которого я еще не ушла. О нас с Сашей ему было известно, трагедия развивалась, но я все равно через своих поклонников отправила Годунову огромный букет цветов с запиской «Не сомневаюсь в твоем успехе, не сомневаюсь в твоем потрясающем будущем. Люблю тебя». Он хранил эту записку, теперь она у меня. А после того спектакля, очевидцы говорят, квадрига Большого театра едва не взмыла в небо. Успех был феноменальный. Перед Годуновым были открыты, казалось бы, все двери, он добивался сам своего триумфа, он добивался и меня. Этим он и увел меня. Да, с такого романа было бы сойти сложно. Не знаю, как его возможно было вообще закончить. Но я, может быть, и сошла с этого, если бы понимала, что нами движет только страсть. Но он мне этого шанса не дал. «Или ты моя, или…»
Бог его послал или дьявол?
— Конечно, бог.
Станислав вам на дверь не указывал?
— Указывал. Или прекращай, говорил, или уходи. Один раз я ушла. Юра Владимиров отвез меня поздно ночью к Саше. Без предупреждения. Саша был счастлив, но в три часа ночи меня осенило. Саша, обращаюсь к нему, я не могу уйти. Я уйду, все равно уйду к тебе, но не сейчас. Я умоляла Сашу подождать. Уехала обратно к Славе, появилась на пороге, заплакала, и сказала: я не могу от тебя уйти. Слава меня принял.
Если бы Годунов и Власов были не танцовщиками, а хоккеистами, была бы эпическая драка.
— Саше очень нравился Слава, он считал его мужчиной номер один в театре. Однажды они встретились с глазу на глаз в грузовом лифте, который очень медленно ехал на верхнюю сцену, расположенную на шестом этаже. Обычно в него набивалось до двадцати человек, но как-то им довелось зайти туда вдвоем. Саша тогда подумал: «Если он даст мне в морду и размажет по стенке, то будет прав. Но они просто стояли и смотрели друг на друга».

«Я понимаю Барышникова, который сказал Годунову о расставании»

Солисты балета Александр Годунов (слева) и Людмила Сморгачёва (справа) после исполнения адажио из балета "Спартак"
на II Международном конкурсе артистов балета. Александр Макаров РИА Новости

«Я понимаю Барышникова, который сказал Годунову о расставании»

Солисты балета Александр Годунов (слева) и Людмила Сморгачёва (справа) после исполнения адажио из балета "Спартак"
на II Международном конкурсе артистов балета. Александр Макаров РИА Новости
— Почему для Барышникова тема Годунова закрыта?
— А вот для меня самой загадка. Мишу я очень хорошо знаю, и хотела бы я ему этот вопрос задать, но пока не случилось.
Он знает что-то такое, что скрыто от других?
— Нет, думаю, он тоже ничего не знает, что было бы некой тайной. Я, кстати, не приемлю спекуляций на тему, как Барышников выгонял Годунова из своей труппы. Миша и Саша – два антипода. Я знаю Сашин характер, когда он не хотел танцевать, он безумно менял свое настроение. Он был в жутком стрессе, пихал балерин, толкал их. Лена Чернышева (художественный руководитель Американского театра балета) была свидетелем такого поведения Саши. Я понимаю Мишу Барышникова, который сказал: «Саша, давай переучивайся, нужен репертуар». Годунов отвечал, что не будет этого делать. Я понимаю Мишу, который сказал в итоге Саше, что у него нет для него репертуара. И я понимаю Сашу, который не хотел переучиваться. Но Миша поступил очень некрасиво, сообщив Саше об увольнении через агента.

Вот в Большом театре, где его образы были востребованы, он был другим. Кто-то скажет, что он был склонен к алкоголю, но, я вам отвечу, что он не пил больше, чем другие. Меньше. Да, у него бывали срывы, но он никогда не валялся и не шатался.
Дома проблем не было?
— Бывали ссоры, я была строга к этой теме. С алкоголем мы дружить не будем, заявляла я. Но спиртным он, бывало, излишествовал в тот период, когда я металась между ним и Славой. Как-то летом мы компанией взяли шикарные палатки и поехали на Охту ловить рыбу. Я со Славой, Юра Владимиров и Нина Сорокина, Барышников и его девушка Таня, которая почти каждый день ездила на почту. Через нее я передала письмо для Годунова, которое написала втайне от мужа в условиях невероятного партизанства, и которое Саша сохранил. Я написала: «Я тебя прошу… Нет, не прошу, я запрещаю тебе пить. Если ты так безумно любишь меня, постарайся пережить этот период. Это наше будущее и твое будущее в балете». Хотя я понимала, как ему тяжело. У нас отдых, лето, Барышников, а он, Саша, один в Москве.
Фото из личного архива
Людмила Власова (в центре) и Александр Годунов (справа). Фото из личного архива
С Барышниковым давно общались?
— Давно, со времен Международного конкурса артистов балета. Когда Миша приезжал, он практически не жил в гостиницах – останавливался, как правило, у Юры Владимирова, а к нам время от времени заглядывал на обед. Барышников очень переживал, что я ушла от Славы. Очень.
Почему его это трогало?
— Почему-то…
Тоже претендовал на ваше сердце?
— Нет, нет, нет, нет, нет.
С Жаклин Биссет вы общались в девяностых годах.
— Да, она попросила Андриса Лиепу устроить встречу со мной. Мы сначала часа три сидели дома у него, у Жаклин все время текли слезы, потом пошли в наш Храм Воскресения Словущего, в котором Андрис заказал службу в память о Саше.
Она признавалась в том, что «он все время твердил о своей Миле…»
— «All way Alexander loves only you», - сказала она мне.
Как же ее самолюбие выдержало?
— Красивая, прелестная актриса, но она такая душевная. Этим она для Саши была отдушиной, в отличие от множества сделанных американских кукол Барби. Но до конца она, наверное, понять его не могла.
Ему была нужна, как произнес ваш друг Виталий Вульф, «дикая, зловещая, необузданная Власова».
— Бесноватая. Это Вульф говорил о моем образе в балете «Весна священная».
Биссет такой не оказалась?
— Она не скрывает, что при ней человек тосковал по другой женщине. И если это так, то вообще ей не позавидуешь. Жаклин снималась в «Анне Карениной», и Саша как-то после выхода фильма позвонил мне. Мы заговорили о ее роли. «Ты знаешь, - обратилась я к нему. – Я не люблю, когда нашу классику снимает Голливуд. Но мне Жаклин ближе к тому, что понравилась».

— Ну да, ничего. Нельзя сказать, что плохо, - ответил Саша.

Он чувствовал, что они расстанутся, но очень хорошо говорил о ее человеческих качествах.
Вы с Жаклин даже внешне похожи.
— Так все говорят.
В вас, вероятно, взыграло самолюбие после ее «All way Alexander loves…»?
— Не буду фальшивить. Мне не было это безразлично. Знаете, у меня так защемило сердце, на меня нахлынула мысль: перед каким выбором я его поставила? Я не виновата перед ним, но какое-то чувство вины ощутила. Подсознательно. «Сашенька, я не могла по-другому. Не мог-ла», - повторяла я про себя каждый день. Саша все время был со мной.
Юрий Михайлович Статник

Советский, российский оперный певец (бас) Юрий Михайлович Статник родился в 1947 году. В 1972 году окончил Кишиневский институт искусств (класс Николая Киосы). В 1974-1975 годах стажировался в оперном театре "Ла Скала" (Милан, Италия).

В 1971-1976 годах – солист Молдавского театра оперы и балета, в 1976-1994 годах – солист Большого театра. В репертуаре – князь Юрий ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Николая Римского-Корсакова), Борис Годунов ("Борис Годунов" Модеста Мусоргского), Мефистофель ("Фауст" Шарля Гуно), король Филипп ("Дон Карлос" Джузеппе Верди), варяжский гость ("Садко" Николая Римского-Корсакова); классический русский романс ("Нет, не тебя так пылко я люблю…", "О, если б мог выразить в звуке…", "Гори, гори, моя звезда").

Педагог по вокалу (кафедра режиссуры и мастерства актера ГИТИС, Красноярский государственный театр оперы и балета, творческая лаборатория молодых вокалистов Siberian Solo, мастер-классы в Финляндии). Был консультантом по вокалу Большого театра.

В 2015 году – член жюри III Международного конкурса молодых оперных певцов и режиссеров им. Петра Словцова (Красноярск). Заслуженный артист Молдавской ССР (1976), Народный артист России.

Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (1-я премия, 1973), дипломант Международного конкурса им. Чайковского (1974), дипломант международного конкурса молодых оперных певцов в Софии (2-я премия, 1976), дипломант Международного конкурса им. Чайковского (3-я премия, 1978).

Женат на Людмиле Власовой, советской балерине и хореографе.

Конспирация в Западном Берлине

Фото из личного архива

Конспирация в Западном Берлине

Фото из личного архива
— Но у меня тоже не было никакого выбора. Когда я сидела в том самом самолете, то КГБшники вздохнули. Я сказала им, что добровольно возвращаюсь в СССР и говорить со всеми буду только я, а не вы. Не надо за меня решать. Органы госбезопасности поняли, что им не надо работать. Моя мама все три дня лежала на диване. Все подробности драмы в аэропорту сообщали моему брату, и человек, заместитель председателя КГБ Юрия Андропова, вроде бы проникся ситуацией, понял, что речь о большой любви и предложил вариант нашей встречи с Сашей в Европе. - Только не в Америке! – настаивал он.

Мама видела, как я страдаю, и она поняла, как важно для меня было поехать к Саше, чтобы увидеть его. Когда я была на репетициях, люди из КГБ посещали маму, и она объясняла им, что нам нужно воссоединиться. Причем она, наблюдая мое состояние, внутренне стала мириться с тем, что я могу поехать в Европу как жена к мужу, и могу не вернуться. Но я и мысли такой не держала, что смогу остаться там. Мою жизнь облегчила бы возможность ездить к мужу, но я ни за что бы не стала там жить.

Кстати, сам Саша в США далеко не был свободен в своих передвижениях. Это не была свобода в чистом виде. Он не мог взять и уехать в Европу, потому что американцы запрещали ему, он остался у них, и год или два танцевать он должен был непременно в Америке. Чтобы перелететь океан в такую же капиталистическую страну, он вынужден был судиться с американцами. Мама говорила мне, что ей снилась мутная вода, из которой вышел Саша, и вскоре возник вариант с Западным Берлином, куда для выступления его пригласила замечательная балерина Ева Евдокимова. КГБ мне дал добро на выезд в любой европейский город для встречи с мужем. Я обрадовалась, затем мне сказали, что танцует он в Западном Берлине, а я буду жить в Восточном, на территории ГДР. «Он будет к вам приезжать», - эта фраза чекиста меня не то, что обрадовала, мы так загорелись, мы были такие счастливые, что увидим друг друга. И он прибыл в Западный Берлин, звонит, и тут у меня в голове прокручивается «он будет к вам приезжать». Я насторожилась и сказала Саше: «Нам не надо с тобой встречаться». Я бы себе не простила никогда, если бы в Восточном Берлине он попал в ловушку. Может быть, я сделала ошибку, все-таки со мной ехал директор Большого театра, но ехал и человек в погонах.
Фото из личного архива
Да еще накануне прочла статью про какого-то спортсмена, который сначала остался в Германии, а потом чуть ли не бежал до Бонна в советское консульство просить прощения и проситься обратно. Мне намекнули, что, возможно, этого беглеца просто выкрали органы госбезопасности. Это был страшный сценарий, который мог коснуться Саши. Почему не Стокгольм? Почему не Париж, не Милан, не Вена?.. Почему Западный Берлин, который через квартал уже был социалистическим и под контролем нашего государства. Словно судьба разделяла нас постоянно.

Когда я уже работала в фигурном катании с Натальей Линичук, то часто стала ездить на соревнования, у нас было по пять пар на каждом старте, и меня естественным образом часто показывали по телевидению. «Я тебя видел!», - звонил мне после Саша. Он рассказывал мне про каждую мою программу, мы их разбирали по телефону… «Где ты будешь в следующий раз? - спрашивал он по телефону. – Я куплю билеты на «Конкорд» и тут же прилечу». Наташа как раз попросила меня съездить с ребятами в Париж, куда она не смогла отправиться. Саша практически взял билеты, а у нас отменились соревнования. «Почему ты не прилетишь в Москву?», - интересовалась я и слышала в ответ: «А к кому?».

Он ждал ответа. Я отвечала: «Тебя здесь очень любят». И это было действительно так, меня постоянно спрашивали, почему Саша не прилетает в Россию, ведь Советского Союза уже не существовало.

- И я могу прийти без звонка? - ставил он вопрос ребром.

- Ты – можешь. Это твой дом, - говорила я.

И к середине девяностых он, похоже, созрел. Когда он полетел в Ригу, то позвонил другу Косте Костареву и сказал ему, что сейчас вернется в США и отправится… в Москву. «Только не рассказывай никому, даже Миле», - просил он Костю, который уже значительно позже передал эти слова мне. Саша вернулся из Риги в Лос-Анджелес и ушел из жизни.

Обстоятельства его смерти покрыты мраком.

Да…

Сейчас многие винят меня в судьбе Годунова. Но если я добилась того, что о нем говорят восхитительно на фоне меня, «плохой», я рада этому.
Вскоре после расставания с Годуновым Власова завершила карьеру
и по приглашению тренера Натальи Линичук пришла
в фигурное катание.
— Я думала, что в Большом театре у нас интриги, но когда пришла в фигурное катание, поняла, что Большой – место ангельское. Подковерная борьба в спорте намного более жесткая. В театре у педагогов тоже есть своя конкуренция, но у них все более завуалированно, а в спорте все в открытую, - вспоминает хореограф, чьи ученики становились впоследствии олимпийскими чемпионами.

— Когда Линичук пригласила меня преподать своим фигуристам класс, они мне показались совершенно дубовыми. Гибкости – никакой. Мне это было неинтересно, и я бы не осталась в фигурном катании, если бы не зашла на каток и не увидела Анжелику Крылову, которая за четыре минуты пересказала мне всю жизнь Кармен. Потом я осознала, что за четыре минуты можно рассказать целую жизнь. Поэтому я сторонник истории в танцах на льду.
Наталья Владимировна Линичук

Олимпийская чемпионка в танцах на льду, тренер по фигурному катанию Наталья Владимировна Линичук родилась 6 февраля 1956 года в Москве. Окончила ГИТИС имени А.В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС). Заниматься фигурным катанием начала в 1965 году, сначала – одиночным, затем короткое время парным, потом перешла в танцы. В 1971 году Наталья Линичук, уже поучившись у двенадцати тренеров, пришла в группу Елены Чайковской. В 1972 году встала в пару с Геннадием Карпоносовым. После успешного выступления на международном турнире в Англии осенью 1973 года пара вошла в сборную страны.

За свою спортивную карьеру Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов трижды становились чемпионами СССР (1976, 1979, 1981), дважды - серебряными призерами чемпионатов СССР (1975, 1977). Дважды выигрывали чемпионат Европы (1979, 1980), были серебряными (1978) и бронзовыми призерами чемпионатов Европы (1974, 1975, 1976, 1977, 1981). Дважды становились чемпионами мира (1978, 1979), завоевывали серебряные (1980) и бронзовые медали чемпионатов мира (1974, 1977). Линичук и Карпоносов принимали участие в двух Олимпиадах. На Олимпийских играх 1976 года в Инсбруке (Австрия), когда танцы на льду были введены в программу Зимних Олимпийских игр, они стали четвертыми. На Олимпиаде 1980 года в Лейк-Плэсиде (США) Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов стали олимпийскими чемпионами.

В 1981 году они завершили спортивную карьеру, в том же году поженились. Этот брак стал для Натальи Линичук вторым. В 1985 году в семье родилась дочь Анастасия. Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов стали успешными тренерами в танцах на льду.

В 1990-е годы пара переехала в США, занималась тренерской работой в международном центре в Университете Делавэра. Среди прославленных российских фигуристов, с которыми они работали – Оксана Грищук и Евгений Платов, Анжелика Крылова и Олег Овсянников, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Татьяна Навка и Николай Морозов, Роман Костомаров, Оксана Домнина и Максим Шабалин и многие другие. У Линичук и Карпоносова тренировались израильтяне Галит Хаит и Сергей Сахновский, болгары Албена Денкова и Максим Ставиский, итальянцы Федерика Файелла и Массимо Скали, американцы Танит Белбин и Бенжамин Агосто и др.

В 2014 году Геннадий Карпоносов вернулся в Россию, в настоящее время он старший тренер сборной России в танцах на льду. Наталья Линичук продолжает работать в городе Астон (штат Пенсильвания, США).

Линичук является заслуженным мастером спорта СССР (1978), заслуженным деятелем искусств России (1994), заслуженным тренером России (1998). Награждена орденами Почета (1999), Дружбы (2003), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2010).
Фото сверху вниз:

Тренеры Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов наблюдают за выступлением фигуристов на шестом этапе Гран-при 2011 по фигурному катанию в Москве. Александр Вильф РИА Новости

Чемпионка Европы и мира по спортивным танцам на льду Наталья Линичук с двумя медвежатами, питомцами солиста московского ансамбля "Балет на льду" Эдуарда Рыбакова. Лев Шерстенников РИА Новости

Фото сверху вниз:

XIII зимние Олимпийские Игры (9-24 февраля 1980 г.). Олимпийские чемпионы в танцах на льду Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов. Дмитрий Донской РИА Новости

Члены сборной команды России Ирина Лобачева (в центре) и Илья Авербух (справа) со своим тренером Натальей Линичук (слева) на Чемпионате России по фигурному катанию. Владимир Родионов РИА Новости

Советские фигуристы Наталья Линичук (справа) и Геннадий Карпоносов (слева) выступают на международных соревнованиях по фигурному катанию на приз газеты "Нувель де Моску". А. Князев РИА Новости

Радионова более экспрессивная,
Костнер – романтичная

Тренеры по фигурному катанию Татьяна Тарасова (слева), хореограф Людмила Власова(в центре) и Александр Жулин (справа) наблюдают за тренировкой пар перед началом соревнований чемпионата мира по фигурному катанию - 2011. Виталий Белоусов РИА Новости

Радионова более экспрессивная,
Костнер – романтичная

Тренеры по фигурному катанию Татьяна Тарасова (слева), хореограф Людмила Власова(в центре) и Александр Жулин (справа) наблюдают за тренировкой пар перед началом соревнований чемпионата мира по фигурному катанию - 2011. Виталий Белоусов РИА Новости
— История против катания «ни о чем» в последнем сезоне проигрывала чемпионат мира.
— Не умаляя достоинств чемпионов мира Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона, я - за историю. Стиль французов не совершенно ни о чем. Это романтика, за которую они мне нравятся. Но, наверное, во мне просто такой менталитет, русская душа. А побеждает реально не всегда история.

Сейчас побеждает кантиленное катание французов, но если наша пара возьмет такой же стиль, то не факт, что он прозвучит на льду. Пападакис и Сизерон завораживают, но сколько они продержатся в этом стиле - вопрос.
Их эксперимент удался, но скоро олимпийский сезон, а в него
— Если брать канадскую пару Тесса Вирчу/Скотт Мойр, то они добились победы с потрясающим вальсом Сибелиуса, рассказав очень чувственную историю. Сколько прекрасной грусти было в них. Их «Кармен» была не традиционной, но это был очень сильный модерн. У Вирчу/Мойра практически нет программ ни о чем. Но, в общем, наступает время экспериментов.
В танцах на льду ведь нет той технической базы, как в балете, где существует идейное наследие Агриппины Вагановой?
— Класс Вагановой – это техника, в фигурном катании техника тоже развита. Красивая балерина – не та, которая делает тридцать два фуэте, это все должны делать, хотя многие балерины, танцуя «Лебединое озеро», исполняли пируэт по кругу вместо фуэте. А артистки эти потрясающие, но им в редких случаях разрешалось идти на послабления, так как они совершали главное – подавали технические элементы с такой душой и индивидуальностью, что и говорило о профессионализме. И в фигурном катании, когда в паре есть харизма, это захватывает.
Вы работаете с Еленой Радионовой, у которой был сложный сезон, она будто боролась со своим физическим взрослением. Но были ли у нее трудности другого характера?
— Я не заметила этого. Лена иногда забывается во время программы, причем это больше хорошо, чем плохо, и ее ни в коем случае не нужно ставить в рамки, потому что она очень одаренная девочка. И невероятно, не по годам, экспрессивная, что она явно продемонстрировала в короткой программе «Je t'aime». Она, еще не пережившая взрослых эмоций, давала эту экспрессию на льду. Мы с ней разговаривали на эту тему, и многие бы на ее месте хлопали глазами и махали бы головой, а она все внимала и в прокате интуитивно «шла» по этой музыке.
Она импровизирует или больше соблюдает установку?
— Импровизирует. Но я, вспоминая себя, тоже была эмоциональной и, если бы не педагоги, спасибо им большое, так бы наимпровизировала. Лена помимо своего интуитивного творчества еще и слушает. Но тех, кому доверяет.
Часто ее приходится осаждать?
— Вообще не приходится. Когда я работаю с ней, то веду себя как бы на равных. Дистанция, конечно, есть, но я стараюсь предлагать, а не диктовать. У нее очень красивые длинные руки, прекрасные кисти, и очень важно, чтобы они не болтались. Для этого необходимо постоянно работать, и когда я вижу, что руки ее работают не максимально, то прямо спрашиваю: «Лена, ты забыла?..» Порой она забывает тренировать эти элементы. Приходится убеждать. Но я сама выходила на сцену, и Лену после выхода на лед я хвалила даже за тридцать процентов сделанного от того, что мы по кусочкам отрабатывали на тренировках. Выйти и непременно сделать все в прошлом сезоне, когда она вымахала в настоящую девушку и не могла на сто процентов справляться, по сути, с незнакомым телом, мы от нее не требовали.
Солисты Большого театра Людмила Власова и Станислав Власов. Фото из личного архива
Призеры соревнований в женском одиночном катании на чемпионате Европы-2016 по фигурному катанию в Братиславе на церемонии награждения (слева направо): Елена Радионова – серебряная медаль, Евгения Медведева – золотая медаль, Анна Погорилая – бронзовая медаль. Александр Вильф РИА Новости
Россияне Вера Базарова и Юрий Ларионов после выступления в произвольной программе спортивных пар в финале Гран-при по фигурному катанию в Сочи. Слева - тренер Людмила Калинина, справа - хореограф Людмила Власова. Александр Вильф РИА Новости
Московский этап Гран-при она выиграла, обойдя Евгению Медведеву. Максимальна ли тогда была ее форма?
— Если в плане хореографии, то те руки, которые не надо было бросать, она сделала на тридцать процентов. Но она выполнила все настолько эмоционально!
Тогда было понятно, как обыгрывать Медведеву?
— Не особо понимаю постановки вопроса.
После того этапа Гран-при Радионова ни разу не превзошла Медведеву. Почему в дальнейшем в мировом женском одиночном катании был один лидер?
— Потому что Женя исполняла все идеально технически.
Как вам ее хореография?
— Пока она трогательная девочка, тоненькая, с хорошими ручками, но для меня она… девочка. На данный момент, разумеется. Очень прелестная девочка с прекрасно поставленными прыжками, великолепными выездами. Но в новом сезоне она будет уже взрослой, я думаю. Правда, генетику не предугадаешь, может, она постепенно будет расти, в отличие от Лены, и как только вытянется, то в ней проснется весь хореографический потенциал. Пока я не знаю уровня этого самого ее потенциала. Посмотрим на нее уже в стартовавшем сезоне.
Идеалом в этом плане считается Каролина Костнер?
— Она прелестна, но что значит «идеал»? Она не сразу к этому пришла. Как только она появилась, то симпатии всех сразу были на ее стороне. Худенькая, высокая. Но сначала она была угловатой. И только потом с ней работали и она стала харизматичной фигуристкой, вызывающей мурашки.
С Радионовой ее можно сравнить?
— Лена более экспрессивная. Костнер более романтична.

Ильиных – огонь, а Жиганшину надо подкачаться

Елена Ильиных и Руслан Жиганшин выступают в произвольной программе танцев на льду V этапа Гран-при по фигурному катанию в Москве.
Владимир Песня РИА Новости.

Ильиных – огонь, а Жиганшину надо подкачаться

Елена Ильиных и Руслан Жиганшин выступают в произвольной программе танцев на льду V этапа Гран-при по фигурному катанию в Москве.
Владимир Песня РИА Новости.
— Итальянская пара Анна Каппеллини/Лука Ланотте тоже под вашим хореографическим руководством.
— Они – мое третье поколение итальянцев. После Барбары Фузар Поли/Маурицио Маргальо и Федерики Файеллы/Массимо Скали. Анна и Лука подъезжают к бортику и своими огромными итальянскими глазами смотрят на тебя, а ты понимаешь: ученики. Не чемпионы мира и Европы, а ученики. Слушаются. Пробуют хореографию день, второй, на третий я могу сказать: ребята, что-то мне не нравится. И мы все меняем. И ничего
Илья Авербух при вас таким учеником в дисциплинарном смысле не был?
— Илюшка был им, но в тот же миг он и слушал, и фантазировал. Талант был экстраординарный уже в те годы. Помню, ставили ему и Марине Анисиной потрясающую программу «Фигаро», так он принимал участие во всех обсуждениях. И тогда они стали чемпионами мира среди юниоров.
И самооценка вырастала моментально?
— Нет, он очень хорошо работал, сколько его помню. У них бывали стычки с Мариной, но они работали. Как потом и с Ириной Лобачевой. Мне очень нравилось с ними.
С какой из этих пар больше?
— Не разделить это удовольствие. Марина и Ира были хороши каждая в своем стиле.
Анисина и Авербух стали лучшими в мире юниорами. Когда эта пара распадалась, не было ощущения, что рушится мир?
— Чувства чего-то страшного не было.
Распалась, и ладно? Создадим новую?
— Не так. Наталья Линичук посчитала, что Илье больше подходит Лобачева. И они едва не дотянули до золота Олимпийских игр.
Минувший сезон не показал, что на «пепелище» пары Елены Ильиных и Никиты Кацалапова на данный момент не создано гарантированного топ-дуэта?
— Возможно, это и так. С Леной и Никитой я очень много работала в их юниорском возрасте, и позднее. Когда люди не могут друг с другом работать, удерживать их сложно.
Но, как говорил Александр Жулин, тренировавший их вместе с вами, они были адской смесью, которые были готовы к победам. Вы видите в дуэте Кацалапова и Виктории Синициной глубину потенциала?
— Пока я вижу красивую пару, но ждать от них глубины прямо сейчас не стоит. Первый сезон у них сложился неудачно, а в прошедшем, по-моему, все было поставлено на технику. А техника в современных танцах иной раз убивает сам танец. «Затехничили»… Поэтому на раскрытие образа у Синициной и Кацалапова оставалось совсем мало времени. В предолимпийский сезон они, будем надеяться, будут сильны в хореографии.
Вика недотягивает до Никиты в технике?
— Как сказать. Мне никогда не казалось, что она недотягивает. Когда она каталась с Русланом Жиганшиным, она выглядела технично и красиво. С Никитой у них разная техника, плюс по понятным причинам имелась нескатанность. Просто у Никиты очень сильный посыл в катании, его индивидуальность, он хочет всего и сразу, а сразу – невозможно.
Синицина не слишком хладнокровна на льду?
— Пока из нее не вытянули те эмоции, которые в ней заложены.
В отличие от Ильиных.
— Лена – огонь! Из нее прет эмоция. До нее у меня была такой же Барбара Фузар-Поли, которую постоянно надо было осаживать.
Она и тяготеет к соответствующим образам.
— Правильно, она знает свою индивидуальность.
Ее прошлогодняя программа «Фрида» ведь самоистязающий образ.
— Да, это ее образ, об этой программе она говорила как о лучшем произвольном танце.
Руслану в чем надо меняться?
— Подкачаться, но не для того, чтобы поднять Лену – с этим он справляется, - а чтобы обрести мужественность, может быть, брутальность. Размах плеч ему нужен.
Ей именно такой нужен, с плечами? Не кантиленный Гийом Сизерон?
— Ну, возможно, кантиленный Сизерон может быть страстным для канти-Лены (смеется).
Страстным на разрыв аорты или рубашки?
— Рубашка и сама может на тебе порваться, если ты умеешь выразить эмоцию. Главное, чтобы не было дешевки. Даже взмах руки способен у зрителя вызвать восторг, а может оставить его равнодушным. Я работаю хореографом пары Олега Васильева Вера Базарова/Андрей Депутат. Вера отлично чувствует музыку и растет балериной на льду. Я сразу увидела, что Вера копирует меня, потом об этом она сказала мне сама, а сейчас я вижу, что она ищет свое – и у нее это получается. Когда я работаю с Андрюшей, у меня всегда перед глазами Саша Годунов. Он очень хорошо впитывает образы героев с разными характерами. Когда я на льду со своими фигуристами, балет всегда со мной.
И Годунов тоже "живет" вместе с вами в вашей новой деятельности?
— Знаете, однажды Маурицио Маргальо, тогда еще партнер Барбары, приехал в Москву, мы с ним очень много работали. С мальчиками у меня всегда больше трудов на льду, но с Маргальо мы боролись буквально за каждое движение, собирали хореографию по таким крупицам, что от усталости голова шла кругом. В Москве он узнал, что будет вечер памяти Годунова. И тут он мне говорит: "Я очень хочу попасть туда". Маурицио меня приятно удивил. Он пошел, и не отрываясь смотрел на кадры выступлений Саши. "Теперь я понял, что ты от меня хотела", - сказал он мне.
Фото сверху вниз: Фото из личного архива
Фото сверху вниз:

Фигуристы сборной России Виктория Синицина и Никита Кацалапов выступают с произвольной программой на контрольном прокате в Сочи. Нина Зотина РИА Новости

Анна Каппеллини и Лука Ланотте (Италия) выступают в произвольной программе танцев на льду на чемпионате Европы-2016 по фигурному катанию в Братиславе. Александр Вильф РИА Новости

Елена Ильиных и Никита Кацалапов выступают в произвольной программе танцев на льду на Чемпионате мира по фигурному катанию 2014 года в Сайтаме. Владимир Песня РИА Новости

Людмила Власова в сцене из балета "Дон Кихот" (Большой театр). Александр Макаров РИА Новости