ВЫПУСК ЧЕТВЕРТЫЙ:

Война и мир



Премия «Оскар» Американской академии киноискусства за лучший фильм
на иностранном языке в 1969 году.
Киностудия
МОСФИЛЬМ
Режиссёр
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
Оператор
АНАТОЛИЙ ПЕТРИЦКИЙ
Сценарий
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЕВ
В ролях
ЛЮДМИЛА САВЕЛЬЕВА
СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК
ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ
Жанр
КИНОЭПОПЕЯ
1966-1967
год
« ГЛЫБА»
Экранизировать классическую литературу, тем более русскую, — труд неблагодарный. Многие режиссеры спотыкались на этом пути и терпели сокрушительное фиаско. И все же в истории мирового кинематографа есть отважные примеры, когда на основе великого произведения создавались грандиозные картины на уровне лучших мировых стандартов массового кино. Один из ярких тому примеров - четырехсерийная эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», завоевавшая Оскар.
Все началось в 1959 году, когда в СССР с успехом прошла итало-американская экранизация «Войны и мира». «Ответить достойно!» — такую задачу поставило советское правительство перед кинематографистами. На роль постановщика выбрали относительно молодого Сергея Бондарчука, снявшего до этого лишь один фильм.

«Первое чувство — страх. Смогу ли?.. Затем в памяти вдруг возникла амбразура, которую надо закрыть собой. И страх почему-то прошёл», - так Бондарчук описывал свое состояние после поступления предложения об этой работе. На картине он выступил в четырех ипостасях: соавтор сценария, режиссер, актер и исполнитель закадрового текста.



«Сильнейший эпический фильм нашего времени… потрясающая и величественная экранизация литературного шедевра, невообразимая, превзошедшая все наши ожидания».
«New-York Magazine»
Американский журнал
«Война и мир» в первую очередь впечатляет своим грандиозным размахом. Ведь курировала съемки лично министр культуры Фурцева, огромную помощь оказывало министерство обороны. И даже при такой поддержке работа над картиной шла шесть лет. Для съемок формировались новые военные соединения, выделялись тысячи солдат. Более 40 предприятий производили костюмы и реквизит. Было даже построено 8 мостов! В массовке Бородинского сражения участвовало около 15 тысяч статистов, что стало рекордом для мирового кинематографа того времени.
Картина снималась исключительно на отечественные камеры и отечественную пленку. Из-за ее низкого качества некоторые масштабные сцены приходилось переснимать по 40 раз, но без брака были всего 2-3 дубля. Коллеги оператора фильма Анатолия Петрицкого считали, что снять качественно «Войну и мир» на отечественную пленку невозможно. Один Петрицкий опровергал это каждый съемочный день, Он добился потрясающего изображения. Съемки велись часто с рук десятикилограммовой отечественной камерой. На роликовых коньках оператор снимал бал Наташи Ростовой, поля сражений снимались с вертолетов, самодельных кранов. Для некоторых кадров Бородинского сражения Петрицкий использовал специальную канатную дорогу длинной в 120 метров, что создавало эффект наблюдения «с летящего пушечного ядра». Для съемок батареи Раевского была сооружена сложнейшая конструкция: на 15-метровую вышку поставили камеру весом 150 килограммов, а операторскую тележку тянули военные бронетранспортеры. При этом сама декорация была трехуровневой!
«Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — людям, попавшим в жернова истории».
Роджер Эберт
Лауреат Пулитцеровской премии
американский кинокритик
Работа оператора картины восхитила голливудских коллег, которые не могли понять, как это делалось. Кадры сожжения Москвы впредь стали образцом для голливудских продюсеров, а первый танец Наташи Ростовой режиссеры называли «идеальным примером романтики в кино».
В фильме свыше трехсот только озвученных персонажей. На роль Пьера Безухова Бондарчук хотел пригласить спортсмена Юрия Власова, но в результате исполнил эту роль сам. Вячеслав Тихонов, сыгравший Андрея Болконского, после съемок впал в сильнейшую депрессию. Причина - конфликт с Бондарчуком, который требовал от актера совершенно не свойственной Тихонову манеры исполнения. Вместе с тем, Бондарчуку удалось создать великолепный актерский ансамбль: маститые Кторов, Захава, Степанова
и Станицын, интересно проявившие себя Ефремов и Табаков. Также педагогический талант Бондарчука открыл в этой ленте зрителям и новых звезд - Антонину Шуранову и Людмилу Савельеву. Кстати, именно последней руководство СССР и доверило получить Оскаровскую статуэтку за этот фильм.
«Поразителен «русский дух» фильма, который никто на свете не смог бы так уловить даже на мгновение».
Джеймс Олдридж
английский писатель
«Война и мир» была одной из самых дорогостоящих картин того времени
в мире, ее бюджет оценивался в 600 миллионов долларов. При этом, мнения критиков о художественной ценности были противоречивы. С одной стороны, подчеркивалось, что драма героев показана обыденно и слабо. С другой стороны, непревзойденным называлось мастерство Сергея Бондарчука в постановке батальных сцен. В них режиссер языком кино сумел выразить литературные суждения Толстого о войне, как о самой противоестественной стороне человеческого бытия.
© 2016 МИА Россия Сегодня