Выпуск первый:

Летят журавли

Золотая пальмовая ветвь
Каннского кинофестиваля
1958 года
Киностудия
МОСФИЛЬМ
Режиссёр
МИХАИЛ КАЛАТОЗОВ
Оператор
СЕРГЕЙ УРУСЕВСКИЙ
Сценарий
ВИКТОР РОЗОВ
В ролях
ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ
Жанр
ДРАМА
1957
год
«Высший пилотаж»
«В начале в зале была тишина, почти полфильма прошло и никакой реакции, — вспоминала показ картины в Каннах Татьяна Самойлова. — Мы вжались в кресла. Неужели они не поняли? Потом я оглянулась — а все плачут, и женщины, и мужчины. В конце устроили долгую-долгую овацию».
Когда в фильм «Летят журавли» влюбились все: и критики, и простые зрители. Знаменитый Пикассо был потрясён, сказав, что за последние сто лет не видел ничего подобного. Каннский фестиваль был полностью сражён этой военной драмой, где не было ни одной большой батальной сцены. «Летят журавли» стал первым и пока единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь».
В моей жизни фильм «Летят журавли» сыграл большую роль: он потряс меня... Именно благодаря ему у меня появилось желание заниматься режиссурой.
Андрей Кончаловский
режиссёр
Ещё на съёмках было понятно — рождается невероятное. Стоило лишь увидеть за работой оператора картины Сергея Урусевского, которого вся группа дубль за дублем поднимала на верёвках вверх по столбу для съёмок пробега героя по лестнице. Посмотрев эту сцену, случайно попавший на «Мосфильм» Клод Лелуш был поражён настолько, что позвонил директору Каннского кинофестиваля, абсолютно незнакомому ему человеку, и настоял, чтобы картину взяли в конкурс.
Фильм «Летят Журавли» был снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Прочитав её, режиссёр Михаил Калатозов уже на следующее утро огромной скалой вторгся прямо домой к драматургу и предложил делать фильм. Под деликатным взором режиссёра Розов написал сценарий.
Главную роль сыграла студентка театрального училища, юная Татьяна Самойлова. Её прожигающий взгляд раскосых глаз, абсолютно живая манера игры и органика потрясла весь мир. На Каннском фестивале ей поступает приглашение играть в Голливуде Анну Каренину, жюри вручает приз «Самой скромной и очаровательной актрисе».
Лет в тринадцать я впервые посмотрел фильм «Летят журавли». И мне сразу стало ясно, что ничем другим в своей жизни заниматься не буду — только кино... У меня словно «крышу сорвало».
Сергей Соловьёв
режиссёр
Не имея в арсенале наработанных актёрских приёмов, Самойлова трепетно проживала каждую сцену сердцем. При этом внешне она была порой абсолютно спокойна, всю трагедию рассказывали глаза. Образ Вероники, созданный Самойловой, далеко не положителен, но играет актриса так, что не сочувствовать ей нельзя. Актриса буквально болела своей ролью. В какой-то момент у неё начался туберкулёз. Каждые три часа на съёмках актрисе продували лёгкие, делали уколы и продолжали снимать.
Именно Самойлова стала центром фильма, в котором соединился замысел режиссёра Калатозова и операторская работа Сергея Урусевскогo. Художник по образованию (Урусевский обучался во ВХУТЕИНе на курсе Владимира Фаворского) с опытом работы фронтовым оператором, он обладал уникальным кинематографическим видением. Для одного из эпизодов Урусевский сначала снимает героиню в тесном автобусе, выходит с ней и ныряет в толпу, а следом, без склейки, взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов такая манера съёмки была революционной.

Живописные приёмы Сергея Урусевского

Во время съёмок фильма оператор будто подчинил небольшую ручную камеру душевным переживаниям героев и выразил при помощи света, ракурсов и техники то, что не в состоянии были сыграть актёры.
Неожиданные ракурсы подчёркивают драматизм ситуаций
Крупный план концентрирует внимание на персонаже и его переживаниях
Субъективная камера
позволяет зрителю увидеть события глазами героя
Многократная экспозиция
создаёт эффект многослойного изображения
«Конвас-автомат»
Лёгкий киносъёмочный аппарат позволил Урусевскому использовать съёмку с движения и выстраивать сложные траектории поворота камеры: вглядываться в лица героев, бежать за ними или смотреть на окружающее их глазами.
Лифт-кран и круговые рельсы

Два рифмующихся эпизода — прощание героев на лестнице и смерть Бориса — были сняты благодаря техническим изобретениям Урусевского.
Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором. Таким образом, Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступенькам Борису.
Операторские рельсы обеспечивали равномерное движение тележки с камерой по кругу.

Снимая смерть главного героя, Урусевский впервые в нашем кино применил круговые рельсы, а в сцене пробега Вероники вложил камеру прямо в руки актрисе, которая на бегу снимала саму себя. Смелость ракурсов, узоры из света и тени, эксперименты со скоростью и движением камеры — так Урусевский создавал накал чувств. Его манера вдохновила не одно поколение: французская новая волна, голливудские мэтры, многие отечественные операторы часто идут по дороге, которую проложил Урусевский.
Посмотрев «Летят журавли», один из самых совершенных фильмов в истории кино, я решил стать режиссером.
Клод Лелуш
режиссёр
В последние годы, особенно в американском кино, его подход нашёл колоссальное применение. Критик Тодд Маккарти пишет по поводу обласканной Оскарами голливудской ленты «Выживший»: «В ней очевидно влияние Калатозова и Урусевского: их фильмов «Летят журавли», «Я — Куба», «Неотправленное письмо». Оператор «Выжившего» использует схожую технику...».
Калатозову и Урусевскому удалось раскрепостить киноязык. Они сожгли в огне чувств картонность социалистического реализма. «Летят журавли» доказали — отечественное кино по праву занимает особое место в зале славы мирового кинематографа.
© 2016 МИА Россия Сегодня