Лучший фильм всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году
Киностудия
МОСФИЛЬМ
Режиссёр
СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН
Оператор
ЭДУАРД ТИССЕ
Сценарий
НИНА АГАДЖАНОВА СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВ
В ролях
АЛЕКСАНДР АНТОНОВ ВЛАДИМИР БАРСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВ
Жанр
ДРАМА
1925 год
«Форменная гениальность»
«Броненосец "Потёмкин"» — самый титулованный отечественный фильм. Количество его наград бесконечно. Картине до сих пор признаются в любви кинематографисты всего мира. Его создателю, режиссёру Сергею Михайловичу Эйзенштейну, посвящены диссертации, книги, исследования.
В 1958 году, согласно результатам международного опроса кинокритиков, лента стала первой из числа лучших фильмов всех времён и народов. Спустя 20 лет, в 1978 году, киноведы мира снова поставили эту кинокартину на первое место в списке ста лучших фильмов. А в 2009 году эта русская драма вошла в список 15 киношедевров, оказавших наибольшее влияние на мировое кино.
Среди поразивших меня в те годы фильмов невозможно забыть «Броненосец "Потёмкин"». Выйдя после просмотра на улицу, мы готовы были возводить баррикады. В итоге даже вмешалась полиция
Луис Бунюэль
режиссёр
«Броненосец "Потёмкин"» был создан всего за четыре месяца. Изначально картина была прямым политическим заказом к годовщине Первой русской революции. Советской власти нужен был пропагандистский материал. Эйзенштейн выполнил заказ. И сделал это гениально.
Как сделать восстание? С чего начинается революция? Фильм не только отвечал на эти вопросы, он призывал к действию. На суде мятежники голландского корабля «De Zeven Provinciën» утверждали, что на бунт их вдохновил именно этот фильм.
В Германии в 1926 году правительство пытается запретить ленту, но сделать это невозможно. Фейхтвангер писал: «Запрещать всё это бессмысленно. Оно существует, оно живёт, мы вдыхаем его вместе с воздухом, это другой, новый мир. Отрицать существование этого мира глупо».
Произведение самое сильное, самое возвышенное, какое когда-либо создано кинематографией. Об этом шедевре можно сказать, что он является первым произведением эпического жанра в кинематографии. Он возбуждает самые глубокие человеческие чувства.
Леон Муссинак
кинокритик
Фильм взорвал мир своей формой. Авторы были охвачены вихрем свершившейся в России революции. Старый мир был разрушен, новое советское кино требовало нового революционного подхода. Именно такой подход, к монтажу в особенности, вписал картину в историю.
Монтажные приёмы Эйзенштейна
Интеллектуальный монтаж Не связанные друг с другом кадры при сопоставлении рождают неожиданные сочетания и провоцируют зрительские ассоциации, необходимые режиссёру. Так он доносит абстрактные идеи через конкретные детали-символы. Возьмём для примера эпизод восстания на «Потёмкине»
Корабельный священник выглядит намеренно комично, а не возвышенно. Образ задаёт настроение монтажного фрагмента
Крест в его руках символизирует веру и милосердие, но в жесте похлопывания об ладонь ассоциируется с угрозой расправы
Кадр сменяется крупным планом лица офицера, чьи прищур и ухмылка вызывают отторжение и отрицают благородство военного звания
Офицер поглаживает оружие, этот фрагмент рифмуется со вторым кадром и выражает идею лицемерия церкви и содействия насилию и несправедливости
«Оживляющий» монтаж Монтажная находка Эйзенштейна – оживление неживых предметов при помощи монтажа коротких кусков. Этот приём использован в эпизоде расстрела здания Одесского театра. За кадрами взрыва следует короткая склейка из трёх кадров: спящего, проснувшегося и вскочившего льва. У зрителя возникает впечатление ожившей скульптуры – лев пробуждается. Вот как выглядит хронометраж этого фрагмента
00:53:51
00:53:53
00:53:54
00:53:55
Монтаж как стадия кадра При монтаже Эйзенштейн обязательно учитывал направление движения в кадре и его композицию. Через монтаж внутрикадровая композиция получала совершенно новое качество. Например в эпизоде, когда горожане собираются на митинг у палатки с телом погибшего матроса, разнонаправленное движение людских потоков на стыке кадров усиливает ощущение массовости, народ буквально стекается к месту «со всех концов»
До Эйзенштейна монтаж фильмов, в основном, был способом рассказывать историю. 27-летний советский режиссёр выводит на первое место впечатление. «Задача — заставить зрителя пережить ряд потрясений, тщательно спланированных режиссёром и необязательно санкционированных содержанием» - пишет он. Для решения задачи режиссёр использует всю мощь молодой советской киношколы, демонстрируя новый — советский монтаж.
Эйзенштейн агрессивно применяет метрический, ритмический и тональный способ склейки. Он делает акцент на «монтаже аттракционов». Квинтэссенцией стиля становится сцена расстрела на Одесской лестнице в фильме. Многократно повторяющиеся марш солдат и выстрелы, коляска с младенцем, летящая вниз, разбитое пенсне, женщина с вытекающим глазом — Эйзенштейн бил зрителя наотмашь, шокировал, впечатлял. Именно благодаря такому подходу, «Броненосец "Потёмкин"» вошёл в историю.
Я был потрясен тем, что увидел. Это был чёрно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы.
Фрэнсис Форд Коппола
режиссёр
В мировом кино можно найти сотни примеров использования принципов монтажа эпизода расстрела на лестнице из этого фильма. Сцену прямо цитировал Коппола в «Крёстном отце», Гиллиам в «Бразилии», Брайан де Пальма в «Неприкасаемых». Иронично пародировал Вуди Ален в «Бананах» и «Любовь и смерть», даже в анимационном сериале «Симпсоны» есть цитата из Эйзенштейна. Альфред Хичкок учился на фильмах Эйзенштейна создавать и нагнетать саспенс. Голливуд стал активно и повсеместно использовать «советский монтаж», в основе клипового монтажа эпохи MTV лежит именно подход Эйзенштейна.
Кадр никогда не станет буквой, а всегда останется многозначным иероглифом. И чтение свое получает лишь из сопоставления. Сергей Эйзенштейн
Спустя годы киноведы конечно стали упрекать фильм в пропаганде и формализме. Но, не смотря на это, у Эйнштейна учатся, его цитируют, ему подражают. «Броненосец "Потёмкин"» будет образцом кино, пока существует само кино. Фильм поражал, поражает и будет поражать всё новые и новые поколения.