ВЫПУСК ПЯТЫЙ:

Ежик в тумане
Лучший анимационный фильм всех времён по результатам опроса
140 кинокритиков и аниматоров разных стран в 2003 году
Киностудия
СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ
Режиссёр
ЮРИЙ НОРШТЕЙН
Оператор
АЛЕКСАНДР ЖУКОВСКИЙ
Сценарий
СЕРГЕЙ КОЗЛОВ
В ролях
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ
ВЯЧЕСЛАВ НЕВИННЫЙ
МАРИЯ ВИНОГРАДОВА
Жанр
СКАЗКА
1975
год
« Десять минут счастья»
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» - так начал свое выступление на худсовете по поводу «Ежика в тумане» его автор Юрий Норштейн. Уже из этих слов ясно, что свой десятиминутный мультфильм автор адресовал не только малышам. В «Ежике в тумане» были подняты далеко не детские темы. Жизненный путь человека, как дорога сквозь неизведанное. Путь, по которому каждый должен стоически нести свою ношу. Дорога жизни с неожиданными поворотами, перипетиями судьбы, столкновениями, страхами и радостями. Такие сложные темы были подняты в простой истории, рассказанной так живописно и трогательно. «Ежик в тумане» не оставил равнодушным весь мир.
В 2003 году в Токио на международном мультипликационном фестивале «Лапута» был проведен опрос среди ста сорока мультипликаторов и кинокритиков разных стран. Был составлен список 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. «Ежик в тумане» занял в нем первое место. На втором оказался другой мультфильм Норштейна «Сказка сказок», также в списке оказались еще пять работ Юрия Борисовича Норштейна.

Это лишь небольшой список международных наград.
Всего их у «Ежика» около сорока.
  • «Гран-при» международного кинофестиваля в Тегеране
  • Премия выдающемуся фильму на Лондонском фестивале
  • Первая премия на МКФ в Эшпиньо (Португалия)
  • «Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее (Австралия)
  • «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго (США)

«Ежик в Тумане» был создан в 1975 году на студии «Союзмультфильм» по мотивам одноименной сказки Сергея Козлова. Норштейн переработал сказку в сценарий с простой конструкцией: ежик идет в гости к своему другу и теряется в тумане, попадая в незнакомый пугающий мир.

Сам персонаж рождался в муках. Под руководством Норштейна художник-постановщик мультфильма и по совместительству жена режиссера Франческа Ярбусова мучительно и старательно рисовала ежика за ежиком. Нужного среди них не было. Ситуация раскалялась, уже начались съемки. Норштейн, не выдержав напряжения, взорвался, стал кричать: "Он должен появиться на 1/12 секунды - и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!». После этого Франческа села и сразу нарисовала его: робкого, пугливого, трогательного. Так родился тот самый Ежик, чтобы навсегда остаться в сердцах зрителей.
«Этот фильм, полный тончайших психологических нюансов, свидетельствует, что нет таких оттенков человеческих чувств,
которые невозможно было бы выразить средствами мультипликации».

Иосиф Бродский
Не только в характере и образе главного героя секрет успеха этого мультфильма. На экране зритель видит отражения своих переживаний. Кто-то чувствует свой детский страх, кто-то страх выхода во взрослую жизнь, кто-то страх смерти. Кому-то видится путешествие в потусторонний мир, кому-то в глубины подсознания. Это и есть настоящая магия кино. Таким образом «Ежик в тумане» выходит за рамки анимации, превращаясь в философскую притчу с глубоким смыслом.

Технику перекладки, в которой создан «Ежик», использовали еще в 20-е годы, как самую простую и экономную. Норштейн и оператор Александр Жуковский превратили этот метод в безупречный стиль. Они раскладывали фигуры героев на мельчайшие детали, вплоть до колючек, что создавало удивительную пластику персонажей в кадре. Также авторы использовали многоярусный прозрачный стол, отделяя друг от друга пласты изображения. Это придавало кадрам немыслимую глубину. Еще большей кинематографичности добавляли интересные ракурсы и панорамы оператора Жуковского. Все это помогло авторам победить плоский кадр предыдущей работы Норштейна и Жуковского «Цапля и журавль».
Резо Габриадзе
«Есть красота непреходящая. К такой непрерывной, совершенной, безукоризненной красоте я отношу жизнь и творчество Норштейна. Он - одно из чудес ХХ века».
Наум Клейман
«В мире достаточно много талантливых режиссеров, владеющих искусством создавать напряжение на экране и в зале. Но только единицам в кино даровано умение передавать состояние счастья и долго держать в нем внимание зрителя. К этой редкой плеяде принадлежит Юрий Норштейн».
Федор Хитрук
«Если бы меня спросили, знаком ли ты с каким-нибудь живым гением, я бы сказал „Да!" и назвал имя Норштейна».
«Ежик в тумане» состоит из тончайших переплетений чувств, переживаний и ощущений. В этом анимация Норштейна имеет большое сходство с японским искусством. Недаром, работы автора очень любимы в стране восходящего солнца. Норштейна называет своим учителем известнейший Хаяо Миядзаки. Исао Такахито, директор японской студии «Гибли», написал книгу о Норштейне. Наброски и раскадровки к «Ежику в тумане» выставляются в музеях, этот анимационный фильм изучают режиссеры, аниматоры, художники всего мира.

После «Ежика в тумане» мультипликация перестала быть лишь развлечением для детей, а обрела статус искусства, способного за десять минут потрясать, впечатлять, делать зрителей счастливее.
© 2016 МИА Россия Сегодня