ВЫПУСК ТРЕТИЙ:

Андрей Рублёв

Приз ФИПРЕССИ
Каннского кинофестиваля
1969 года
Киностудия
МОСФИЛЬМ
Режиссёр
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
Оператор
ВАДИМ ЮСОВ
Сценарий
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
В ролях
АНАТОЛИЙ СОЛОНИЦЫН
ИВАН ЛАПИКОВ
НИКОЛАЙ ГРИНЬКО

Жанр
ДРАМА
1966
год
«Откровение»
Над могилой Андрея Тарковского в Сент-Женевьев-де-Буа из камня высечены семь ступеней. Это метафора творческого и жизненного пути режиссёра, где каждая ступень — шаг в постижении собственной души и новая полнометражная картина. Из работ Тарковского невозможно выделить главную. Но если потребуется назвать ленту, самую близкую по духу его отчизне, то, несомненно, это «Андрей Рублёв» или, как назывался фильм в режиссёрской версии, «Страсти по Андрею». Сложное, вместе с тем глубочайшее философско-поэтическое произведение отечественного киноискусства.
«Его необычайная восприимчивость поразительна. Она достигает почти патологической степени. Наверное, в этом ему нет равных».
Акира Куросава
режиссёр
Кино для Тарковского, прежде всего способ выразить мысль, достичь глубины понимания зрителем важнейших истин. «Андрей Рублёв» - сакральная драма художника и религии. Повесть о поиске и обретении истины. Кажется, не просто герой — сам режиссёр вступает в диалог с Богом.
Столь искренний советский фильм о христианстве, пусть даже со всеми теологическими неточностями, становится настоящим откровением для западного зрителя, прежде воспринимавшего СССР как оплот атеизма и безбожия. В Париже люди ставят зажженные свечи к афише фильма. Мощь и сила воздействия на зрителя «Андрея Рублёва» переворачивает представление о советском кино за рубежом.
На родине же фильм был встречен неоднозначно. «Антирусский, антипатриотичный, антиисторический» - такие ярлыки вешали на ленту даже самые маститые режиссёры. Естественно, картина была практически снята с проката. Только через три года французский бизнесмен Алекс Москович ценой сложных интриг через «Совэкспортфильм» вместе с ещё шестью картинами купил права на ленту и тут же привёз её на кинорынок Каннского кинофестиваля. Госкино пыталось отозвать фильм, но грозившие штрафы остановили эту затею.
«Тарковский — самый великий из всех. «Рублёв» - один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни»
Ингмар Бергман
режиссёр
Из-за проблем с советской стороной показ смогли организовать лишь вне конкурса. Драма произвела настоящий фурор. «Андрей Рублёв» на фестивале получил престижнейший приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Пресса писала: «Андрей Тарковский делает честь советской кинематографии. Если Тарковский сумел снять такой фильм, значит, Довженко и Эйзенштейн нашли себе достойного преемника». Министр культуры Франции и знаменитый писатель Андре Мальро был в восторге от «Андрея Рублёва». После Канн лента была удостоена Приза Леона Муссинака, как лучший иностранный фильм, показанный на экранах Франции
в 1969 году.
По опросу киноведов мира в 1978 году фильм вошёл в число ста лучших картин в истории киноискусства. Европейская Академия кино в 1995 году включила «Андрея Рублева» в десятку лучших фильмов мирового кино.
«Для меня Тарковский — настоящий бог».
Ларс фон Триер
режиссёр
Тарковский препарирует личные переживания, мысли и глубокие жизненные впечатления, максимально правдиво и точно перенося их на широкий экран. Оттого и образы получаются столь исповедальными и выстраданными.
В самое смутное время именно художник первым конкретизирует необходимость и необратимость перемен. Своими произведениями он вселяет веру в конечное торжество добра и разума. Этими словами Тарковский описывал замысел фильма, но они, как будто, говорят и о постулатах самого режиссёра.
© 2016 МИА Россия Сегодня