Герои: люди и города

ГOPOД-ГЕРОЙ
Мурманск

Защитники Заполярья

6 мая 1985 года Мурманску присвоено почётное звание «Город-герой» за оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны.
Также город награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая звезда»

Небольшой город Мурманск был одной из стратегических целей вермахта ещё на этапе планирования нападения на СССР. Ведь незамерзающий порт, имеющий выход в открытое море, железнодорожная линия, связывающая город с основной частью страны, пункты базирования Северного флота, а также месторождения никеля имели большое значение для будущих захватчиков.


1941

Первую попытку захватить Мурманск гитлеровцы предприняли 29 июня. На взятие города и порта немецкое командование отвело своим солдатам лишь несколько дней. Однако вражеские войска, превосходившие по численности советские в два раза, наткнулись на ожесточённую оборону. Наши солдаты с помощью подразделений морской пехоты Северного флота остановили врага в нескольких десятках километров от Мурманска. 8 сентября немецкие войска ещё раз попытались прорваться к Мурманску, но снова потерпели неудачу и были отброшены за реку Большая Западная Лица. На рубеже этой реки линия фронта проходила до октября 1944 года. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей.


1941-1944

Не сумев захватить город и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, немцы решили уничтожить его с воздуха. Вслед за Сталинградом Мурманск становится лидером в печальной статистике по количеству взрывчатых веществ на квадратный метр территории: 792 авиационных налёта, 185 тысяч сброшенных зажигательных и фугасных бомб. В результате бомбардировок погибли тысячи людей, были разрушены или сгорели большинство жилых домов, уничтожено больше половины предприятий. Но несмотря на регулярные авианалёты, город продолжал жить и работать для фронта и победы. Мурманчане в круглосуточном режиме разгружали и загружали корабли, обрабатывали тонны грузов, производили и ремонтировали военную технику, а также боевые, транспортные и рыболовные суда, изготавливали миномёты, мины, гранаты.


1944

7 октября армия и корабли Северного флота при поддержке авиации начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию (боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии в области Петсамо и на севере Норвегии) с целью полного изгнания немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Операция завершилась через две недели победой наших солдат. Чтобы окончательно завершить разгром противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии.


1945

К окончанию войны Мурманск был практически уничтожен. Уцелели лишь портовые сооружения и каменные дома, расположенные в центральной части города. По решению правительства СССР Мурманск был включён в число 15 городов, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей для страны.

Северный флот – самый молодой из всех военных флотов России – был создан в 1933 году. Но первые корабли на Севере строил ещё Пётр Первый.

К началу Великой Отечественной войны на боевом дежурстве Северного флота стояли 15 подводных лодок, сведённых в одну бригаду. Подводники срывали вражеские перевозки в Баренцевом море, прикрывали союзные конвои от ударов вражеских надводных кораблей. Содействуя войскам Карельского фронта, подводные лодки высаживали разведывательные группы на побережье противника, вели разведку и выполняли другие военные задачи. В бригаде впервые в советском флоте применялись торпедные атаки только по данным гидроакустических станций.

7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.

Сегодня Северный флот – мощный военный флот России. Это атомные ракетные и торпедные подводные лодки, корабли и авиация. Военнослужащие обеспечивают безопасность государства, постоянно выполняют сложнейшие учебно-боевые операции и усиливают присутствие нашего флота в мировом океане.

Владимир Викторович Шарин, капитан 1 ранга, командир атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий» родился 11 марта 1970 года в Баку, в семье военнослужащих. Вся семья по отцовской линии была связана с морем. Владимир Викторович решил продолжить династию военных

Владимир Ширин

«Практика, которую я проходил в период обучения, утвердила мою идею продолжить службу именно на подводных лодках. Между подводными лодками – атомными и дизельными - есть различия. Необходимо иметь допуск по здоровью к источникам, ионизирующего излучения, к радиоактивным веществам. Ведь нахождение на корабле чревато своими возможными критическими ситуациями, которые могут возникнуть при обслуживании ядерного реактора, и сопутствующих его систем. Я был распределён на Дальний Восток, посёлок Шкотово-17, в бухту Павловского. Там я начинал службу. Прошёл подготовку по штурманской специальности. Был назначен помощником командира.

В 1997 году окончил с отличием шестые высшие офицерские классы в Санкт-Петербурге (группа подводных лодок стратегического назначения). И мне предложили перевестись на Северный флот. Это предложение я принял с радостью.

Вот так я оказался в городе Гаджиево в 13-й дивизии подводных лодок стратегического назначения. Когда началось формирование двух экипажей подводных лодок «Юрий Долгорукий», нужны были старшие помощники, которые уже имели опыт службы в своих должностях, были допущены к различным проектам кораблей, а также имели допуск к самостоятельному управлению. Я подходил по всем показателям. Мне предложили – я согласился. И вот с 2003 года я руковожу экипажем. На корабль мы попали после полного обучения в учебном центре в городе Сосновый Бор. Там мы знакомились с кораблём, учились обслуживать его, когда он был ещё на стапелях. Только в 2009 году начались заводские ходовые испытания корабля».

«Мне повезло, наверное, что я не только ребёнком, а вплоть до 17 лет имел и бабушек, и дедушек с обеих сторон. У меня по материнской линии бабушка была санинструктором в медицинском поезде, который с передовой забирал раненых. Муж её, мой дед, занимался концертной деятельностью в прифронтовых районах. Выступал, был пианистом.

Дед по отцовской линии был моряком. Он доставлял в осаждённый Сталинград топливо на кораблях. Есть родственники, которые погибли на фронте или до сих пор считаются без вести пропавшими. Эта война коснулась всех семей нашей страны.

На корабле, в данном коллективе, каждый человек – продолжатель той славной деятельности, которая проходила в годы войны и в дальнейшем. То есть эти люди своим выбором профессии определили, где они находятся, по какую сторону.

Я преклоняюсь перед подводниками, ставшими первопроходцами в российском подводном флоте, которые начинали не на таких надёжных кораблях, как сейчас, и ничего не боялись. И в кругосветку ходили, и Родину защищали. Только одна гордость за них.

Атомный подводный крейсер стратегического назначения под ракетный комплекс «Булава» – это корабль четвертого поколения. Он построен на северном машинно-строительном предприятии и спущен на воду в 2008 году. В 2009 году начались ходовые испытания корабля, затем – государственные испытания. Приёмный акт был подписан 30 декабря 2012 года. 10 января 2013 года на корабле был поднят флаг.

Корабль «Юрий Долгорукий» построен по классической компоновке наших кораблей. Он двухкорпусный, лёгкий, прочный, с прилегающими к нему цистернами главного балласта. Корабль по надёжности не имеет аналогов. По своему вооружению он превосходит предыдущие проекты кораблей как по торпедному, так и по ракетному вооружению.

Основное преимущество «Юрия Долгорукого» по сравнению с другими подводными лодками предыдущих поколений – это шумность корабля. Она на данный момент в разы меньше. Если ты не шумишь, значит, ты не обнаружен.

Те задачи, которые государство ставило перед строителями, выполнены. Но возможности корабля ещё до конца не изведаны».

Через несколько недель предстоит выйти в море на государственное испытание гидроакустического комплекса. Работа очень ответственная. По её окончании можно будет считать, что корабль-новостройка прошёл все испытания.

Известно, что по своей классификации «Юрий Долгорукий» несёт 16 баллистических ракет «Булава» с межконтинентальной дальностью стрельбы. То есть из района, где корабль выполняет свои задачи, он может поразить любую точку земного шара, и для этого не надо выдвигаться в какие-то районы, которые защищены противолодочной силой противника. Для самообороны корабль имеет более 40 единиц торпедно-ракетного вооружения и других средств защиты, которые позволят дать должный отпор противнику в случае нападения. Ну а назначение корабля – нанесение ракетно-ядерного удара по наземным объектам противника, думаю, говорит само за себя.

Первый поход был очень трудным и опасным. Это как первый полёт самолёта, первый выход корабля, первое погружение. В нём участвовали как военные специалисты, так и гражданские строители, конструкторы. На первый поход нас благословила Архангельская епархия. Патриарх подарил иконы. Наверное они нам и помогают выполнять эту сложную работу, с достоинством и честью нести службу. Мне кажется, всё то, что подарено людьми веры, я думаю, это ближе и чище. При моём командовании и последующем, надеюсь, так и будет».

Семья Владимира Викторовича живет в Калуге, это родина супруги. Старший сын решил продолжить династию военнослужащих, учится в Балтийском высшем военно-морском институте. Средний сын и младшая дочь – ещё школьники. Каждый приезд Владимира ждут с нетерпением. Особенно младшая дочь Лиза, так как папа не только самый добрый и хороший, но и настоящий герой. Папу Лизы часто приглашают в школу для проведения специальных уроков по патриотическому воспитанию.

Семья Владимира Ширина: сын Илья, супруга Елена, дочь Елизавета
Владимир Ширин

«Мой визит в школу, где учится Лиза, был запланирован ещё в прошлом году. Но, увы, не получилось из-за служебных дел. Поэтому отправился сразу после новогодних каникул. Это был открытый урок, на котором собрались ученики сразу двух параллельных классов. Я принёс большой макет корабля, показал им видеоматериалы из своего архива, а также те, которые были сняты корреспондентами телеканалов «Россия» и «Звезда», провёл беседу. Спрашивали, конечно, больше о внешних габаритах и жизнедеятельности на борту. Ведь деткам всего по восемь лет.

Очень поразило их, что высота корабля от киля до рубки – девятиэтажный дом, длина – почти два футбольный поля, ширина – «КамАЗ» разворачивается… Очень всё это их удивило.

Много было вопросов типа: откуда воздух, кто нам готовит пищу, сколько мы можем находится в море не всплывая, сколько миль пройдено. Умничали девочки, т.к. их больше интересовал жизненный бытовой уровень. У мальчишек тоже были вопросы. Вот наш друг (Лиза дружит с мальчиком, они ещё с детского сада знают друг друга) подготовился и записал отдельно вопросы: как часто мы встречаемся с врагами, с противником, каковы результаты наших встреч. На что было отвечено, что результат хороший, вот он я перед тобой. Но враг тоже знает о нашей силе.

Профессия подводника такая необычная. Вокруг Калуги тоже есть части. Больше внимания нужно уделять военно-патриотическому воспитанию, как раньше. Вычеркнуть хотели это все, говорили, что это милитаризация детей. Нет, это просто воспитание. Я считаю, это правильно».

«Мы за папу очень переживаем. Когда он приезжает, я рассказываю ему все новости, что у меня были на неделе. Он мне тоже рассказывает о своём походе. Раньше, когда была совсем маленькой, я жила в Северодвинске. В Гаджиево, где сейчас служит папа, не была.

Я хочу, чтобы с папой всё всегда было хорошо, чтобы он не болел и чаще приезжал домой».

Елизавета Ширина, 8 лет

Материал подготовили:

Руководитель проекта: Оксана Олейник
Автор: Юлия Насртдинова
Редактор: Елена Приданникова



Фото:

Рамиль Ситдиков


МИА «Россия сегодня»

Герои: люди и города