мужчинас голым торсом#основано на реальных событиях#по мотивам пьесы#кровь#компьютер#языковой барьер#плачущаяженщина#воспоминание#семейныеотношения#алкоголь#фотография#смерть родственника#упоминаниеИисуса Христа#удар по лицу#афроамериканец#флешбэк#
Кинокритик Сергей Кудрявцев о тенденциях вручения премии
Как фишка ляжет
Несмотря на столь долгую (почти 90-летнюю) историю вручения наград Американской киноакадемии, проще называемых «Оскарами», довольно затруднительно, не впадая в субъективизм и примитивизацию кинематографического процесса, обнаружить общие тенденции или, говоря по-модному, некие тренды в случившемся раскладе призов. Поистине — «как фишка ляжет». Поскольку за 88 прежних церемоний не раз случалось, что премиями вообще не отмечались шедевры и значительные кинопроизведения даже не попадали в номинации, где присутствовали, напротив, такие картины, о которых теперь с трудом вспомнят специалисты, не говоря об обычных зрителях
Победители премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм»
-
-
2016В центре внимания
Жанр триллер, драма, биография, история
Режиссер Том МакКарти
Страна США, Канада
Бюджет $20 000 000
2015Бёрдмен
Жанр драма, комедия
Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
Страна США
Бюджет $18 000 000
201412 лет рабства
Жанр драма, биография, история
Режиссер Стив МакКуин
Страна США, Великобритания
Бюджет $20 000 000
2013Операция «Арго»
Жанр триллер, драма, история
Режиссер Бен Аффлек
Страна США
Бюджет $44 500 000
2012Артист
Жанр драма, мелодрама, комедия
Режиссер Мишель Хазанавичус
Страна Франция, Бельгия
Бюджет $15 000 000
2011Король говорит
Жанр драма, биография, история
Режиссер Том Хупер
Страна Великобритания, США, Австралия
Бюджет $15 000 000
2010Повелитель бури
Жанр триллер, драма, военный
Режиссер Кэтрин Бигелоу
Страна США
Бюджет $15 000 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 2010-х годах
Количество побеждает качество
В 2016 году Американская киноакадемия решила увеличить количество претендентов на главный «Оскар», доведя их число до девяти-десяти. И хотя подобное уже было в 30-е годы, всё равно какие-то достойные внимания фильмы тогда не попадали в престижный список. То же можно сказать и про 10-е годы нынешнего века. Уровень номинированных лент чаще всего оставляет желать лучшего. А если среди соискателей присутствуют действительно важные и принципиальные для современного американского кинематографа работы, будь то «Социальная сеть» Дэвида Финчера, «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу или «Одержимость» Дэмиена Шэзелла, то они проигрывают менее значимым конкурентам
-
-
2009Миллионер из трущоб
Жанр драма, мелодрама
Режиссер Дэнни Бойл
Страна Великобритания, США
Бюджет $15 000 000
2008Старикам тут не место
Жанр триллер, драма, криминал
Режиссер Итан Коэн
Страна США
Бюджет $25 000 000
2007Отступники
Жанр триллер, драма, криминал
Режиссер Мартин Скорсезе
Страна США, Гонконг
Бюджет $90 000 000
2005Столкновение
Жанр драма
Режиссер Пол Хаггис
Страна Германия, США
Бюджет $6 500 000
2005Малышка на миллион
Жанр драма, спорт
Режиссер Клинт Иствуд
Страна США
Бюджет $30 000 000
2004Властелин Колец: Возвращение короля
Жанр фэнтези, приключения
Режиссер Питер Джексон
Страна США, Новая Зеландия
Бюджет $94 000 000
2003Чикаго
Жанр мюзикл, комедия, криминал
Режиссер Роб Маршалл
Страна США, Германия, Канада
Бюджет $45 000 000
2002Игры разума
Жанр драма, биография
Режиссер Рон Ховард
Страна США
Бюджет $58 000 000
2001Гладиатор
Жанр боевик, драма
Режиссер Ридли Скотт
Страна США, Великобритания
Бюджет $103 000 000
2000Красота по-американски
Жанр драма, мелодрама
Режиссер Сэм Мендес
Страна США
Бюджет $15 000 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 2000-х годах
Непредсказуемые киноакадемики
Подобно 90-м годам XX века «столкновение» (если воспользоваться названием одного из лауреатов «Оскара») более камерного кино и всё-таки внушительного по размаху съёмок наблюдается и в первое десятилетие XXI века. Впервые «Оскаром» был отмечен представитель «кинематографа суперзрелищ» — заключительная часть «Властелина колец», хотя номинироваться на премию такие фильмы стали еще с конца 70-х годов XX века («Звёздные войны»). В ряде случаев выбор Киноакадемии оказался вообще непредсказуемым и даже вызывающим недоумение. Как можно было не наградить «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда и «Нефть» Пола Томаса Андерсона, отдав предпочтение менее значительным лентам «Отступники» и «Старикам тут не место»?! Да и некоторые номинанты начали вызывать всё больше вопросов
-
-
1999Влюбленный Шекспир
Жанр драма, мелодрама, комедия
Режиссер Джон Мэдден
Страна США
Бюджет $25 000 000
1998Титаник
Жанр драма, мелодрама
Режиссер Джеймс Кэмерон
Страна США
Бюджет $200 000 000
1997Английский пациент
Жанр драма, мелодрама, военный
Режиссер Энтони Мингелла
Страна США, Великобритания
Бюджет $27 000 000
1996Храброе сердце
Жанр драма, военный, биография
Режиссер Мэл Гибсон
Страна США
Бюджет $72 000 000
1995Форрест Гамп
Жанр драма, мелодрама
Режиссер Роберт Земекис
Страна США
Бюджет $55 000 000
1994Список Шиндлера
Жанр драма, биография, история
Режиссер Стивен Спилберг
Страна США
Бюджет $22 000 000
1993Непрощённый
Жанр драма, вестерн
Режиссер Клинт Иствуд
Страна США
Бюджет $14 400 000
1992Молчание ягнят
Жанр триллер, криминал, детектив
Режиссер Джонатан Демме
Страна США
Бюджет $19 000 000
1991Танцующий с волками
Жанр драма, приключения, вестерн
Режиссер Кевин Костнер
Страна США, Великобритания
Бюджет $22 000 000
1990Шофер Мисс Дэйзи
Жанр драма
Режиссер Брюс Бересфорд
Страна США
Бюджет $7 500 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1990-х годах
Деньги решают не всё
В 90-е годы часть «Оскаров» получили не самые высокобюджетные ленты — от «Шофёра мисс Дейзи» до «Влюблённого Шекспира». Последний смог победить масштабные и новаторские картины о Второй мировой войне — «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга и «Тонкая красная линия» Терренса Малика. А ведь по логике, Киноакадемия должна была бы поддержать линию эпических в разной степени фильмов, награждаемых ранее («Танцы с волками», «Непрощённый», «Список Шиндлера», «Храброе сердце», «Английский пациент» и «Титаник»)
-
-
1989Человек дождя
Жанр драма
Режиссер Барри Левинсон
Страна США
Бюджет $25 000 000
1988Последний Император
Жанр драма, биография, история
Режиссер Бернардо Бертолуччи
Страна Китай, Италия, Великобритания, Франция
Бюджет $25 000 000
1987Взвод
Жанр драма, военный
Режиссер Оливер Стоун
Страна Великобритания, США
Бюджет $6 000 000
1986Из Африки
Жанр драма, мелодрама, биография
Режиссер Сидни Поллак
Страна США
Бюджет $31 000 000
1985Амадей
Жанр драма, биография, музыка
Режиссер Милош Форман
Страна США, Франция
Бюджет $18 000 000
1984Язык нежности
Жанр драма, комедия
Режиссер Джеймс Л. Брукс
Страна США
Бюджет $8 000 000
1983Ганди
Жанр драма, биография, история
Режиссер Ричард Аттенборо
Страна Великобритания, Индия
Бюджет $22 000 000
1982Огненные колесницы
Жанр драма, история, спорт
Режиссер Хью Хадсон
Страна Великобритания
Бюджет $5 500 000
1981Обыкновенные люди
Жанр драма
Режиссер Роберт Редфорд
Страна США
Бюджет $6 000 000
1980Крамер против Крамера
Жанр драма
Режиссер Роберт Бентон
Страна США
Бюджет $8 000 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1980-х годах
Противоречивые тенденции
В 80-е годы проявилось пристрастие Киноакадемии к «постановочным фильмам», когда призов удостаивались не только значительные произведения («Ганди», «Амадей», «Последний император»), но и вполне средние («Огненные колесницы», «Из Африки»). А другая тенденция была связана с поощрением более скромных и человечных лент об обыкновенных людях, что как раз подчёркнуто в названии одного из «оскароносцев»
-
-
1979Охотник на оленей
Жанр драма, военный
Режиссер Майкл Чимино
Страна Великобритания, США
Бюджет $15 000 000
1978Энни Холл
Жанр мелодрама, комедия
Режиссер Вуди Аллен
Страна США
Бюджет $4 000 000
1977Рокки
Жанр драма, спорт
Режиссер Джон Г. Эвилдсен
Страна США
Бюджет $1 100 000
1976Пролетая над гнездом кукушки
Жанр драма
Режиссер Милош Форман
Страна США
Бюджет $3 000 000
1975Крестный отец: Часть II
Жанр драма, криминал
Режиссер Френсис Форд Коппола
Страна США
Бюджет $13 000 000
1974Афера
Жанр драма, комедия, криминал
Режиссер Джордж Рой Хилл
Страна США
Бюджет $5 500 000
1973Крестный отец
Жанр драма, криминал
Режиссер Френсис Форд Коппола
Страна США
Бюджет $6 000 000
1972Французский Связной
Жанр боевик, триллер, драма
Режиссер Уильям Фридкин
Страна США
Бюджет $1 800 000
1971Паттон
Жанр драма, военный, биография
Режиссер Франклин Дж. Шаффнер
Страна США
Бюджет $12 000 000
1970Полуночный Ковбой
Жанр драма
Режиссер Джон Шлезингер
Страна США
Бюджет $3 600 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1970-х годах
«Серебряный век» Голливуда
Награждение в 70-е годы таких фильмов, как «Полуночный ковбой», «Французский связной», две части «Крёстного отца», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Охотник на оленей» (и даже «Рокки», пусть и следовало тогда отметить «Таксиста» Мартина Скорсезе), подтвердило, что американская кинематография действительно переживала в ту пору свой «серебряный век». А по-своему демонстративное лауреатство «Энни Холл» Вуди Аллена, вроде бы самой некассовой ленты в истории призов Киноакадемии, является особенно значимым ещё и потому, что был обойдён вниманием суперхит «Звёздные войны», с которого как раз началась эпоха современного спецэффектного и технократического Голливуда
-
-
1969Оливер!
Жанр мюзикл, драма, семейный
Режиссер Кэрол Рид
Страна Великобритания
Бюджет $10 000 000
1968Душной южной ночью
Жанр драма, криминал, детектив
Режиссер Норман Джуисон
Страна США
Бюджет $2 000 000
1967Человек на все времена
Жанр драма, биография, история
Режиссер Фред Циннеман
Страна Великобритания
Бюджет $2 000 000
1966Звуки музыки
Жанр мюзикл, драма, мелодрама
Режиссер Роберт Уайз
Страна США
Бюджет $8 199 999
1965Моя прекрасная леди
Жанр мюзикл, драма, мелодрама
Режиссер Джордж Кьюкор
Страна США
Бюджет $17 000 000
1964Том Джонс
Жанр комедия, приключения, история
Режиссер Тони Ричардсон
Страна Великобритания
Бюджет $1 000 000
1963Лоуренс аравийский
Жанр драма, приключения, военный
Режиссер Дэвид Лин
Страна Великобритания
Бюджет $15 000 000
1962Вестсайдская история
Жанр мюзикл, триллер, драма
Режиссер Роберт Уайз
Страна США
Бюджет $6 000 000
1961Квартира
Жанр драма, мелодрама, комедия
Режиссер Билли Уайлдер
Страна США
Бюджет $3 000 000
1960Бен-гур
Жанр драма, приключения, военный
Режиссер Уильям Уайлер
Страна США
Бюджет $15 000 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1960-х годах
Ветер киноперемен
Курс на поощрение «постановочных зрелищ», взятый в конце 50-х годов, был продолжен и в 60-х, когда призы доставались фильмам от «Бен Гура» до «Оливера!», включая и «Вестсайдскую историю», хотя там имелась актуальная проблематика. На этом фоне может показаться неожиданным присуждение главного «Оскара» антирасистской ленте «Душной южной ночью». Но если принять во внимание рост социальных протестов в Америке 60-х годов, а также зарождение «нового Голливуда» благодаря приходу другого поколения режиссёров и отмене пресловутого «кодекса Хейса», существовавшего три с половиной десятилетия, то картина Нормана Джуисона была «первой ласточкой»
-
-
1959Жижи
Жанр мюзикл, мелодрама, комедия
Режиссер Винсент Миннелли
Страна США
Бюджет $3 319 355
1958Мост через реку Квай
Жанр драма, приключения, военный
Режиссер Дэвид Лин
Страна Великобритания
Бюджет $3 000 000
1957Вокруг света за восемьдесят дней
Жанр приключения, комедия, мелодрама
Режиссер Майкл Андерсон
Страна США, Великобритания
Бюджет $6 000 000
1956Марти
Жанр драма, мелодрама
Режиссер Делберт Манн
Страна США
Бюджет $343 000
1955В порту
Жанр драма, криминал
Режиссер Элиа Казан
Страна США
Бюджет $910 000
1954Отныне и во веки веков
Жанр драма, мелодрама, военный
Режиссер Фред Циннеман
Страна США
Бюджет $1 650 000
1953Величайшее шоу мира
Жанр драма, мелодрама, семейный
Режиссер Сесил Б. ДеМилль
Страна США
Бюджет $4 000 000
1952Американец в Париже
Жанр мюзикл, мелодрама
Режиссер Винсент Миннелли
Страна США
Бюджет $2 723 903
1951Все о Еве
Жанр драма, комедия
Режиссер Джозеф Лео Манкевич
Страна США
Бюджет $1 400 000
1950Вся королевская рать
Жанр драма
Режиссер Роберт Россен
Страна США
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1950-х годах
Послевоенная депрессия
В 50-е годы некоторое время сохранялась тенденция послевоенной депрессии, когда моральные и социальные аспекты существования американского общества продолжали волновать кинематографистов, несмотря на наступившую «эпоху маккартизма». Поэтому были награждены такие фильмы, как «Вся королевская рать», «Всё о Еве», «В порту» и «Марти». А ещё удостоились «Оскаров» ленты «Отныне и вовеки веков» и «Мост через реку Квай», в которых так или иначе преодолевался «поствоенный синдром». И в то же время можно счесть чуть ли не анекдотичным присуждение премий сугубо развлекательным картинам «Американец в Париже», «Величайшее представление на Земле», «Вокруг света за 80 дней» и «Жижи», что свидетельствовало о кризисе в Голливуде
-
-
1949Гамлет
Жанр драма
Режиссер Лоуренс Оливье
Страна Великобритания
Бюджет £500 000
1948Джентльменское соглашение
Жанр драма
Режиссер Элиа Казан
Страна США
Бюджет $2 000 000
1947Лучшие годы нашей жизни
Жанр драма, мелодрама, военный
Режиссер Уильям Уайлер
Страна США
Бюджет $2 100 000
1946Потерянный уик-энд
Жанр драма, фильм-нуар
Режиссер Билли Уайлдер
Страна США
Бюджет $1 250 000
1945Идти своим путем
Жанр мюзикл, драма, комедия
Режиссер Лео МакКери
Страна США
1944Касабланка
Жанр драма, мелодрама, военный
Режиссер Майкл Кёртиц
Страна США
Бюджет $950 000
1943Миссис Минивер
Жанр драма, военный
Режиссер Уильям Уайлер
Страна США
Бюджет $1 344 000
1942Как зелена была моя долина
Жанр драма, семейный
Режиссер Джон Форд
Страна США
Бюджет $1 250 000
1941Ребекка
Жанр триллер, драма, детектив
Режиссер Альфред Хичкок
Страна США
Бюджет $1 288 000
1940Унесенные ветром
Жанр драма, мелодрама, военный
Режиссер Виктор Флеминг
Страна США
Бюджет $3 977 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1940-х годах
Равнение на мелодрамы
В 40-е годы не могла не найти отражение в раздаче наград тема второй мировой войны («Миссис Минивер», «Касабланка», «Лучшие годы нашей жизни»), хотя фильм Майкла Кёртица, скорее, является классической мелодрамой на фоне исторических катаклизмов, что в стиле «голливудского гранд-спектакля» было осуществлено в «Унесённых ветром» на материале Гражданской войны. Однако немаловажно, что в этот период начинают задавать тон серьёзные драмы, в которых прямо (как в упомянутой картине Уильяма Уайлера) или косвенно (в «Потерянном уик-энде», «Джентльменском соглашении» и даже в английской экранизации «Гамлета») проявилось состояние послевоенной депрессии
-
-
1939С собой не унесёшь
Жанр драма, мелодрама, комедия
Режиссер Фрэнк Капра
Страна США
Бюджет $1 644 736
1938Жизнь Эмиля Золя
Жанр драма, биография
Режиссер Уильям Дитерле
Страна США
1937Великий Зигфелд
Жанр биография, мелодрама, драма
Режиссер Роберт З. Леонард
Страна США
Бюджет $2 183 000
1936Мятеж на «Баунти»
Жанр драма, приключения, история
Режиссер Фрэнк Ллойд
Страна США
Бюджет $1 950 000
1935Это случилось однажды ночью
Жанр мелодрама, комедия
Режиссер Фрэнк Капра
Страна США
Бюджет $325 000
1934Кавалькада
Жанр драма, мелодрама, военный
Режиссер Фрэнк Ллойд
Страна США
Бюджет $1 180 280
1932Гранд-отель
Жанр драма, мелодрама
Режиссер Эдмунд Гулдинг
Страна США
Бюджет $700 000
1931Симаррон
Жанр драма, вестерн
Режиссер Уэсли Рагглз
Страна США
Бюджет $1 433 000
1930На Западном фронте без перемен
Жанр драма, военный
Режиссер Льюис Майлстоун
Страна США
Бюджет $1 200 000
1930Бродвейская Мелодия
Жанр мюзикл, мелодрама
Режиссер Гарри Бомонт
Страна США
Бюджет $379 000
1929Крылья
Жанр боевик, драма, мелодрама
Режиссер Уильям А. Уэллмен
Страна США
Бюджет $2 000 000
Кинокритик Сергей Кудрявцев о 1930-х годах
Голливудская классика
Для первого десятилетия награждениями призами Американской киноакадемии, пожалуй, характерно жанровое разнообразие, что соответствует, в принципе, эпохе формирования «золотого Голливуда». И если поначалу отдали дань недавней (по тем временам) Первой мировой войне, отметив «Крылья» и «На Западном фронте без перемен», то потом стали поощрять вестерны, мюзиклы, комедии, исторические фильмы. Социальная тематика, в том числе проблема антисемитизма, лишь косвенно наличествовала в удостоенной приза «Истории Эмиля Золя». А вот Фрэнк Капра, лучше всех способствовавший в американском кино 30-х годов воплощению на экране рузвельтовского курса на «просперити», получил «Оскары» за более комедийные ленты «Это случилось однажды ночью» и «С собой не унесёшь», нежели за картины с социальным зарядом («Мистер Дидс едет в город» и «Мистер Смит переезжает в Вашингтон»)
От пощёчины до убийства Самые популярные теги за всю историю Оскара
Методология
Ключевые слова, относящиеся к каждому фильму, взяты с сайта imdb.com. Для построения облаков тегов отфильтрованы самые часто встречающие слова в каждом десятилетии.