Юбилей легендарного кинотеатра

Кинотеатр
без цензуры

«Иллюзион» — первый советский кинотеатр, не подчинявшийся цензуре. Перед высоткой на Котельнической выстраивались очереди желающих увидеть фильмы, которые нигде не показывали. Сегодня «Иллюзион» — одно из немногих мест, где можно погрузиться в прекрасную атмосферу и насладиться киноклассикой

1966 год«Иллюзион» открылся 18 марта. Первымпоказанным фильмом стал «Броненосец«Потёмкин»экран369местбыло в зале кинотеатрана момент открытия
2004 годВ «Иллюзионе» прошла реконструкция.Обновили кинотехнологическоеоборудование, установили новые креслав залеэкран217местстало в залепосле реконструкции
2016 год«Иллюзиону» исполнилось 50 лет.Планированием репертуара по-прежнемуруководит киновед Владимир Соловьёв,работающий в кинотеатре с моментаоткрытия10 000фильмовиз коллекции Госфильмофондапоказал «Иллюзион»

Кинотеатр
Госфильмофонда

Идея открыть кинотеатр для показа фильмов из своей коллекции родилась в Госфильмофонде России в 1965 году. Так появился «Иллюзион». Он и сейчас привлекает необычным репертуаром, выгодно отличающим его от других кинотеатров. Здесь показывают фильмы, которые редко удаётся увидеть на большом экране

62 кмпреодолевает фильмпо пути из хранилищав кинотеатр
Как работает Госфильмофонд

Госфильмофонд России не только хранит фильмы и показывает ихABв «Иллюзионе». Здесь также занимаются реставрациейD, копированиемEи оцифровкой киноплёнкиC. В нашем проекте наглядно показано, как происходят все эти процессы

Показ фильма на киноплёнке

Показ фильма
на киноплёнке

Чаще всего в «Иллюзионе» показывают
фильмы на плёнке. Репертуар планируют на месяц вперёд. Выбранные фильмы заказывают из хранилища Госфильмофонда России

Фильм доставляют в «Иллюзион» в виде нескольких частей по десять минут, уложенных в специальные кинокоробки. Их показывают по очереди с помощью двух проекторов, которые автоматически сменяют друг друга

Аппаратная «Иллюзиона»

Перед показом плёнку проверяют.1Если на ней нет дефектов, части заряжают в проекторы.2
Звук в зале регулируют с помощью специальной стойки.3Когда часть в одном из проекторов кончается, киномеханик заменяет её новой и перематывает4

Хранение

После показа в «Иллюзионе» фильм ещё раз проверяют и возвращают в хранилище.
Там поддерживается постоянные температура
(4–15℃) и относительная влажность (40–55%),
что очень важно для сохранности плёнки

Показ в цифровом формате

Показ фильма
в цифровом формате

В «Иллюзионе» есть всё необходимое оборудование для показа цифровой копии фильма на случай, если в Госфильмофонде России он хранится только на цифровом носителе

Цифровые копии фильмов привозят из филь­мохранилища на DVD или жёстких дисках. По правилам заказанную картину должны доставить в «Иллюзион» не позднее, чем
за сутки до начала сеанса

Аппаратная «Иллюзиона»

Киномеханик переписывает фильм с жёсткого диска на сервер и проверяет, чтобы файл не был повреждён. Перед показом он включает проек-
тор1и запускает нужную картину. Жёсткий
диск возвращается в Госфильмофонд

Хранение

Цифровые копии фильмов хранятся в Госфильмо­фонде России на серверах и на картриджах ЛТО в специальных цифровых библиотеках

Оцифровка

Оцифровка

Госфильмофонд не только копирует
фильмы на киноплёнку, но и занимается оцифровкой. Это довольно длительный и трудоёмкий процесс

При оцифровке фильм на плёнке загружают на сервер и обрабатывают с помощью компьюте-
ра. После цифровой реставрации и проверки качества проде­ланной работы, кино записывают на картриджи ЛТО (жёсткие диски) и отправляют в фильмохра­нилище

Отдел оцифровки

Оцифровка начинается со сканирования каждого кадра плёнки.1Затем переводят в цифровой формат звуковую дорожку2и синхронизируют её с изображением.3Далее идёт работа с цветом,4которая может длиться не один месяц. Всё это время фильм хранится в специаль­ной цифровой библиотеке

Хранение

Госфильмофонд России помещает цифровые копии фильмов в библиотеки, оборудованные для
картриджей определённых моделей. Но такой метод хранения не очень надёжен, поэтому все плёноч­ные исходники оцифрованных картин остаются в фильмохранилище

Реставрация

Реставрация

В процессе естественного старения на киноплёнке появляются дефекты
хранения. Также возможны механические повреждения в ходе эксплуатации. В таких случаях киноплёнку отправляют на реставрацию

Заключение о необходимости реставрации
делает отдел технического контроля. На каждую отдельную часть фильма заводится свой паспорт, куда заносят информацию обо всех обнаружен-
ных дефектах

Отдел реставрации

Сначала киноплёнку реставрируют вручную.1Специалисты проверяют целостность перфора-
ции и монтажных склеек. Затем плёнку очищают ультразвуком.2После этого она проходит через специальные машины для восстановления фотослоя3и основы4

Хранение

После реставрации киноплёнка проходит повторный контроль. Если дефекты устранены, её возвращают в хранилище. Все фильмы,
кото­рые там лежат, проверяют раз в 3–5 лет (в соответ­ствии с требованиями по хранению) и при необходимости отправляют на реставрацию

Копировка и проявка

Копировка
и проявка

При необходимости фильмы, хранящиеся в Госфильмофонде России, копируют на киноплёнку

При копировке фильм с исходных материалов переписывают на чистую киноплёнку. Затем получившаяся копия проходит через специаль-
ную машину для проявки и проверяется контро-
лёром

Копировка кинопленки

Копировка фильмов происходит в тёмном помещении. В специальную машину1
заряжают полученные из фильмохранилища исходные материалы и чистую плёнку

Проявка

После копирования киноплёнку необ-
ходимо проявить. Для этого её обра-
батывают различными растворами4и пропускают через сушильный шкаф

Копирование звука

Звук копируют с помощью устройства
под названием фильмфонограф.1Сначала
его разбирают на четыре канала, а затем записывают на магнитооптический диск

Контроль

Качество подготовленных копий проверяет контролёр.2Для этого в Госфильмофонде России оборудованы особые кинозалы, позволяющие смотреть одновременно
две копии фильма34и проигрывать звук, записанный на магниотоптический диск

Хранение

Цифровые копии фильмов хранятся на сервере и в специальных библиотеках на картриджах
ЛТО. Все исходники материалов, оцифрованных в Госфильмофонде России, также остаются в хранилище

Кинопоказ
Оцифровка
Копировка и проявка
Реставрация
Хранение
1
Проверочный стол

Фильмопроверочный стол

На нём киномеханик проверяет на предмет дефектов киноплёнку перед показом фильма
2
Кинопроектор

Плёночные кинопроекторы

С их помощью показывают фильмы на киноплёнке
3
Звуковая стойка

Звуковая стойка

Позволяет киномеханику контролировать громкость звука в зале, не выходя из аппаратной
4
Стол для перемотки

Стол для перемотки

Позволяет быстро перемотать показанную часть на начало
5
Экран

Экран

Во время показа зритель смотрит на экран и не подозревает, что у него за спиной киномеханик меняет части, перематывает плёнку и регулирует громкость
Тифлокомментарии

Тифлокомментарии

«Иллюзион» — один из немногих кинотеатров, которые организуют показы фильмов с тифлокомментариями (специальной озвучкой фильмов для людей с ограничением возможностей по слуху и зрению), транслируемыми через наушники
1
Цифровой проектор

Цифровой проектор

Позволяет показывать фильмы, загруженные на сервер
2
Звуковая стойка

Звуковая стойка

Позволяет киномеханику контролировать громкость звука в зале, не выходя из аппаратной
1
Сканер для кинопленки

Сканер для кинопленки

Делает цифровой снимок каждого кадра киноплёнки
2
Фильмфонограф

Фильмфонограф

Позволяет переписать звук с кинопленки в цифровой формат
3
Проверка синхронности

Проверка синхронности

На компьютере проверяют, чтобы цифровой звук совпадал с изображением
4
Цифровая реставрация

Цифровая реставрация

С помощью специальных программ подгоняют цвета оцифрованного фильма, чтобы всё выглядело естественно
1
Ручная реставрация

Ручная реставрация

Специалисты осматривают каждый кадр плёнки. При необходимости удаляют повреждённые фрагменты перфорации и наклеивают на их место новые
2
Ультразвуковая машина

Ультразвуковая машина

Очищает киноплёнку от поверхностных загрязнений (пыли, жира и т.п.)
3
Машина для реставрации фотослоя

Машина для реставрации фотослоя

Киноплёнка промывается водой температурой 10-12 градусов. Эмульсия разбухает и заполняет трещины. Затем плёнка попадает в сушильный шкаф
4
Машина для реставрации
основы плёнки

Машина для реставрации
основы плёнки

Киноплёнка смачивается ацетоном и полируется на стеклянном диске
1
Машины для копировки

Машины для копировки

Переписывают фильмы с исходников на чистую киноплёнку
1
2
Баки с растворами

Баки с растворами

В них готовят и хранят различные растворы для обработки плёнки
3
Насос

Насос

Закачивает поступающий по трубам раствор в машину
4
Машина для проявки киноплёнки

Машина для проявки киноплёнки

Обрабатывает плёнку растворами и сушит в специальном шкафу
1
Фильмфонограф

Фильмфонограф

Разбивает звук на каналы и позволяет записать его на магнитооптический диск
2
Стол контролёра

Стол контролёра

Контролёр сидит за столом и с помощью пульта управляет показом
3
Экран для контроля

Экран для контроля

Экран разделен на две части, чтобы контролёр мог одновременно смотреть и сравнивать две копии фильма: эталонную (её называют эталонным позитивом) и новую, только что подготовленную
4
Проекторы

Проекторы

Один из проекторов показывает эталонный позитив (копию фильма, на которую равняются при проверке качества картинки), а другой — новую копию
120Гбайтминимальный размерцифровой копииполнометражного фильма
10минпродолжительностьодной части фильма
Редактор: Дмитрий ГвоздецкийДизайнеры: Лера Базанкова, Денис Запорожан,Михаил Симаков3d-графика: Максим ПетровПрограммист: Максим ШишкинКреативный директор: Александр ВершининРуководитель студии: Михаил СимаковАрт-директор: Антон СтепановАвторыГосфильмофонд РоссииСтудия инфографикиМИА «Россия сегодня» благодаритза помощь в создании проекта:Николая БородачёваСергея МельничукаЖанну МельничукНину БанниковуНину БордачёвуМихаила ВасинаДмитрия МостовщиковаВладимира Соловьёваи весь коллектив Госфильмофонда РоссииИсточники