Балтийское море омывает почти 500 км берегов Латвии. Мореплаватели в этих водах ходят с древнейших времен, поэтому сложно определить, кто был тем человеком, кто разжег первый сигнальный костер на берегу, чтобы уберечь проходящие корабли от коварных течений и опасных мелей и подсказать им безопасный путь к берегу.
В "Хронике Ливонии" Генриха Латыша упоминаются лоцманы, которые уже в XIII веке проводили корабли в Рижский порт. Однако постоянные маяки — высокие береговые башни с сигнальными огнями — стали появляться на территории Латвии только в XVII-м веке. Первыми были два каменных маяка на мысе Колка.
К началу XIX-го века на всех побережьях мира действовало не более ста маяков, из которых на морском побережье нынешней Латвии стояло три: в 1819 году начал свою "трудовую карьеру" Даугавгривский маяк, построенный по поручению Екатерины Второй для улучшения условий навигации по Даугаве; в 1884 году на искусственном острове в море, в 5 км от мыса Колка, начал свою службу маяк Колка, заменивший береговые каменные маяки, бывшие частной собственностью баронов Остен Сакенов; примерно в это же время был построен Михайловский маяк, который стоял там же, где сейчас находится маяк Микельторнис.
Каждый маяк имеет свои индивидуальные характеристики: окраску, тип светового и звукового сигнала. Окраска маяка зависит от фона местности: на светлом фоне, например на фоне песчаных дюн, маяк положено красить в красный или черный цвет; на темном фоне, например, на фоне леса, – в белый; на пестром фоне маяк будет выкрашен в черно-белые контрастные полосы.
У соседних маяков рисунок полос будет отличаться, чтобы их невозможно было спутать. Маяки не всегда расположены на самом берегу моря. Часто, чтобы увеличить дальность распространения света, их строят на возвышенности, которая может находиться за несколько километров от берега.