Вот уже восемь десятилетий «Союзмультфильм» дарит нам чудесных героев, украшающих нашу жизнь. Миллионы детей по всему миру выросли в компании Винни-Пуха, Чебурашки и Карлсона, который живёт на крыше.
В этом проекте мы расскажем, как создают всеми любимых рисованных и кукольных персонажей.

Пролог

Анимация в России

Анимация существовала в России ещё до революции. Всё началось с балетмейстера Мариинского театра Александра Ширяева. Он использовал кукол из папье-маше, работая над постановками танцев. Ширяев снимал своих бумажных танцоров на камеру, пытаясь сделать инструкцию для живых артистов.
Но общепризнанным родоначальником кукольной анимации стал Владислав Старевич. В 1910-х годах он работал над научно-популярными картинами о насекомых. Именно его работы считаются первыми настоящими кукольными фильмами.
После революции Старевич уехал из страны, и развитие российской анимации временно приостановилось.
В 1924 году появилась советская рисованная анимация. Ею отдельно друг от друга занимались различные команды, наиболее известная из которых — группа режиссёра-документалиста Дзиги Вертова.
В 1920-1930-е годы в СССР активно развивается агитационная анимация. Фильмы в основном ориентированы на взрослую аудиторию и призваны донести до населения какую-то простую идею.
Александр Ширяев. Отрывок из фильма «Пьеро — художники»
Дзига Вертов. Отрывок из фильма «Советские игрушки», 1924 год
Отрывок из фильма «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано, «Союзмультфильм», 1939 год)
В середине 1930-х годов правительство решило создать большую анимационную студию, которая могла бы встать на один уровень с лидерами отрасли — студиями Макса Флейшера и Уолта Диснея. В результате в 1936 году появился «Союздетмультфильм» (позже переименованный в «Союзмультфильм»).
Герой фильма «Отважный моряк» стал российской версией знаменитого американского моряка Попая
Первый логотип «Союзмультфильма»

1936

Первая глава

Рисованная анимация

70% проектов студии — рисованные мультфильмы
История «Союзмультфильма» началась с рисованной анимации.
Рисованный мультфильм, снятый в классической технике «Союзмультфильма», был двухслойным.
Снизу находился изображённый на бумаге фон. Сверху на него накладывали персонажей, нарисованных на прозрачной плёнке — целлулоиде.
Вячеслав Котёночкин, режиссёр «Ну, погоди!»
Принцип производства рисованного мультфильма
Перед тем, как попасть на целлулоид, героев фильма долгое время прорабатывали на бумаге. Сначала каждый персонаж существовал в виде типажа, в котором учитывали различные ракурсы, повороты и внешние черты персонажа.
Один из эскизов Волка для мультфильма «Ну, погоди»

Озвучка персонажей

Мультфильм озвучивали задолго до начала съёмок. Актёры не просто читали текст, а по-настоящему играли своих персонажей перед микрофоном. Художник следил за процессом и делал наброски. Это помогало в работе над мимикой и внешним видом героев.
Замедлив воспроизведение записи, можно услышать настоящий голос актёра, озвучившего героя
Евгений Леонов был очень похож на озвученного им медвежонка Винни-Пуха
Геннадий Хазанов подарил блудному попугаю Кеше не только голос, но и внешние черты

Движения героев

Движения персонажей делили на фазы (промежуточные положения), отрисовывали и снимали пробные фрагменты мультфильма. Если режиссёрскую группу устраивало, как двигаются герои, все фазы можно было перерисовывать на целлулоид и снимать чистовую версию.
Эскизы для мультфильма «Маугли»

С бумаги на целлулоид

Перерисованные начисто фазы переносили на целлулоид и закрашивали разными цветами, чётко следуя указаниям художника-постановщика. Для каждого мультфильма подбирали индивидуальную палитру и специально смешивали краски.
Эскиз одного из персонажей киножурнала «Фитиль». Цифры обозначают цвета, в которые должны быть раскрашены разные части рисунка
Секунда мультфильма состояла из 12 изображений героев в разных фазах движения. Даже для съёмок совсем короткой истории требовались тысячи рисунков. Одному человеку на такую работу потребовалось бы много лет. Поэтому в «Союзмультфильме» существовали цеха. Там десятки художников обводили контуры персонажей тушью, раскрашивали их в нужные цвета.
~7500 листов целлулоидной плёнки необходимо для съёмки одного выпуска «Ну, погоди!»

Завершение съёмок

После съёмок звукооператор вставлял в фильм дополнительные шумы. Далее проект проходил контроль качества. Только после этого с новыми героями мог познакомиться зритель.
Если фильм пользовался большим успехом у зрителей, руководство «Союзмультфильма» могло решить сделать продолжение. Иногда внешность героев в новых частях довольно сильно отличалась от оригинала.
1969 годРанняя версия «Ну, погоди!» из «Весёлой карусели»
1969 год «Ну, погоди!», выпуск №1
1970 год «Ну, погоди!», выпуск №2
1993 год Постаревший Волк, выпуск №17
Один из логотипов «Союзмультфильма»

1954

Вторая глава

Кукольная анимация

20% проектов студии — кукольные мультфильмы
Кукольное отделение появилось в «Союзмультфильме» в 1953 году. С тех пор съёмочный процесс в этой технике не претерпел кардинальных изменений.
Если рисованный мультфильм — это множество сменяющих друг друга рисунков, то кукольный — точно такое же множество перемен движений кукольного героя.
Принцип производства кукольного мультфильма
Сняв кадр, положение игрушечного актёра слегка изменяют и снимают следующий. Повторив эту процедуру несколько тысяч раз, получают мультфильм.
Работа оператора в этой технике похожа на съёмку игрового кино. Только роли исполняют не живые актёры, а куклы, и вместо кинокамеры используется фотоаппарат.

От раскадровки до мультфильма

Кукольный мультфильм начинается на бумаге: со сценария, раскадровки и эскизов. Важно заранее продумать и нарисовать, как будут выглядеть герои и места действия. После этого можно приступать к изготовлению кукол и декораций.
Роман Качанов, режиссёр «Крокодила Гены» и «Чебурашки»
Раскадровка к фильму «Волк и телёнок», 1984 год
Внутри анимационной куклы находится гибкий каркас (скелет), который обклеивают пенопластом и обматывают нитками, придавая телу героя нужную форму.
Работа над каркасами для будущих героев мультфильма
Гибкий каркас анимационной куклы
Головы кукол делают из того же пластика, что и стоматологические пломбы. А в качестве глаз используют шарики от подшипников.
Работа над головой анимационной куклы
Костюмы для каждого персонажа шьют индивидуально. В кукольной одежде спрятана тонкая проволока, позволяющая ей шевелиться (например, колыхаться на ветру).
Куклы из фильма «Бедная Лиза» демонстрируют свои роскошные платья
Из-за сложного устройства предметов гардероба кукол никогда не переодевают. Если герой мультфильма должен сменить костюм, ему просто делают дополнительные тела в другой одежде.
Готовых кукол сравнивают с эскизами и при необходимости отправляют на переделку. Съёмки начинаются только после того, как режиссёр одобрит всех персонажей.
Работа над анимационной куклой
Чтобы персонажи не могли качнуться и испортить кадр, их стопы прибивают к полу декораций. Для удобства его делают из пенопласта. Стены же могут быть из фанеры, картона или папье-маше.
Декорации для мультфильма «Музыкальный магазинчик»
Обычно кукольные мультфильмы, как и рисованные, озвучивают заранее, поэтому после съёмок остаётся всё смонтировать и проверить качество готового фильма.
Надежда Румянцева озвучила Мартышку в фильме «38 попугаев»
Мастерские по изготовлению кукол
Рост Чебурашки около семи сантиметров. Это один из самых маленьких героев «Союзмультфильма»
Один из логотипов «Союзмультфильма»

1962

Третья глава

Техника перекладки

5% фильмов студии снято в технике перекладки
Техника перекладки существовала ещё до появления «Союзмультфильма». Зачастую её использовали из экономии, потому что она не требовала такого количества художников, бумаги и целлулоида, как рисованная анимация.
Принцип производства фильма в технике многоярусной перекладки
Суть перекладки проста. Художник один раз рисует всех персонажей во всех необходимых ракурсах. Далее изображения режут на кусочки. Из них делают что-то вроде бумажных марионеток. Героев накладывают на статичный фон и перемещают, создавая иллюзию движения.
В «Союзмультфильме» стали активно использовать перекладку в 1960–1970-х годах. Сотрудники студии не только в совершенстве овладели техникой, но и создали на её базе новую. Она называется многоярусной перекладкой.
Своим появлением многоярусная перекладка обязана режиссёру Юрию Норштейну. Именно ему пришло в голову, что различные части персонажа можно помещать на специальные стеклянные ярусы, находящиеся на разном расстоянии от камеры. Благодаря этому мультфильм становится гораздо реалистичнее и кажется объёмным.
Юрий Норштейн, режиссёр «Ёжика в тумане»

Эпилог

История продолжается

В 2011 году началось обновление легендарной студии. Сегодня «Союзмультфильм» находится на новом этапе своего развития, сохраняя традиции и преемственность поколений.
Меняются времена и эпохи, технологии производства, вкусы и интересы современных детей. Новой командой уже отснято более 40 короткометражных анимационных фильмов, которые вновь звучат в числе призёров российских и зарубежных анимационных кинофестивалей (только за последние два года фильмы студии получили более 40 наград и дипломов).
В 2016 году «Союзмультфильм» завершает работу над долгожданным проектом — полнометражным кукольным мультфильмом «Гофманиада».
«Гофманиада»: фотографии со съёмок
Продолжает крутиться и союзмультфильмовская «Весёлая карусель». Сегодня над альманахом работают как режиссёры-дебютанты, так и знаменитости. В новых «Каруселях» органично используются самые разные анимационные техники. И, что самое ценное, короткометражные фильмы последних лет тепло встречают зрители.