Герои: люди и города

ГOPOД-ГЕРОЙ
ВОЛГОГРАД

Из истории трамвая:
Царицын, Сталинград, Волгоград.
Люди и судьбы

Царицын, Сталинград, Волгоград – названия одного города. Первое упоминание о нём восходит к 1579 году. С 1589 по 1925 годы носил название Царицын, что в переводе с тюркского означает «жёлтый остров», 10 апреля 1925 года был переименован в Сталинград. Именно под этим названием он вошёл в историю. 10 ноября 1961 года город вновь поменял свое название. Сегодня официальное название населённого центра — город-герой Волгоград.

Великая Отечественная война – один из самых трагических периодов в истории Волгограда. Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней, стала одной из решающих и переломной в ходе Второй мировой войны. Началась она 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Самым кровопролитным стал день 23 августа 1942 года, когда город подвергся ожесточенной бомбардировке, вызвавшей колоссальные разрушения. Были уничтожены не только жилые дома и здания города, за время боёв было уничтожено всё городское сообщение.

На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ и простые горожане. 13 раз переходило из рук в руки здание главного телеграфа города. 102‑я высота, возвышенность Мамаев Курган, восемь раз захватывалась фашистами, но в результате атаки была отбита. За время Сталинградского сражения погибло более 40 тысяч мирных жителей, так как население не было эвакуировано.

Во время Сталинградской битвы все трамвайное хозяйство города было уничтожено. Трамвай в городе работал до 23 августа 1942 года, когда город подвергся массированной бомбёжке фашистской авиации. В развалинах лежали два трампарка, вагоноремонтные мастерские, были разбиты тяговые подстанции, разрушена большая часть трамвайного пути и контактной сети.

Царицын стал первым уездным городом России, построившим себе трамвай. В 1913 году была проложена линия, с которой началась история волгоградского трамвая.

В годы Великой Отечественной войны сталинградские трамвайщики освоили производство военной продукции. В мастерских трампарка был организован цех по изготовлению снарядов к 45-миллиметровым противотанковым орудиям. С октября 1941 года по август 1942-го в мастерских трамвайного треста было произведено 200 тысяч снарядов для фронта.

28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о возобновлении работы трамвайного парка. Трамвайщики и горожане приступили к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства.

Халиса Хайрулина вернулась из эвакуации в родной город в 1945 году и пошла работать в трамвайный парк сварщицей.

Халиса Хайрулина родилась в 1914 году в Царицыне. Её отец погиб в Первой мировой до её рождения. Её и двух старших братьев вырастила мать.

Из воспоминаний Халисы Хайрулиной:

«Я родилась в 1914-м году. Отец погиб на войне. Мама осталась одна с нами в 38 лет. Она так и не вышла замуж, пока нас не вырастила. Родилась я и жила на Пугачёвской улице. Там татары, русские были. Жили все одинаково, 24 семьи было. Всё было хорошо. Получили свою комнату.

Когда война началась, я работала на заводе имени Сакко и Ванцетти. Как начали бомбить! Я бегом-бегом через мост прямо на Пугачёвскую. Пришла, там дети. Детей забрала, их трое было. Как бомбёжка началась, мы где попало жили, то там спрячемся, то там… Кругом бомбили. Страшно, ужас, страшно! Бомбят без конца. Мы за завалом пошли жить, а там ещё хуже. Там дома такие маленькие, очень много погибших, опять детей собрала и вернулась домой.

Мужа забрали на войну. Потом он раненый вернулся. Пошли на берег, там военные были. Военные нас собрали с детьми, за Волгой вышли, а там ничего нет, там уже не бомбят. Мы вернулись в Волгоград в 1945 году. Пошла работать на завод им. Сакко и Ванцетти. Они меня приняли обратно, я же там работала, но квартиры нет. Обещали в мае месяце. А нам жить негде, жили у людей. Тогда я пошла в трампарк, меня сразу взяли и дали дом, где подстанция была. Там из фанеры сделали кухню, так и жили. Затем перешла в первый трампарк, там в подвале жильё было, жить можно было.

Работала сварщиком. Я ведь два года не работала. Боялась, сумею ли, получится ли. А там вагоны, тележки надо варить. Пошла настоящим сварщиком и сразу стала варить. Туда‑сюда меня таскали, хорошо работала...»

Восстанавливая разрушенное, коллектив трампарка работал днём и ночью, прикладывая все усилия для скорейшего пуска на линию как можно большего количества вагонов. С большими трудностями первоначально удалось собрать 20 трамваев. Но так как Астраханский мост был разбит, в центр города, по воспоминаниям ветеранов, вагоны пришлось доставлять на железнодорожных платформах. Вручную толкали их до тупика на Козловской улице, потом грузили... Ремонтировать остановившиеся трамваи нередко приходилось и прямо на линии. Зимой на морозе специалисты заменяли токоприёмники, ставили реостаты, иногда даже поднимали кузов.

В восстановлении движения трамвая были заинтересованы все: работники предприятия, горожане, руководство города. Комитет обороны обязал сталинградские предприятия поставлять необходимые материалы и оборудование, рабочую силу. Ремонт вагонов и восстановление трамвайного парка были возложены на крупнейшие предприятия города: тракторный завод «Красный Октябрь», завод оборонной промышленности «Баррикады», судостроительное предприятие, завод им. Куйбышева, машиностроительный завод им. Петрова и другие.

В очистке путей и укладке рельсов использовался труд 800 военнопленных фашистов.

Участник Великой Отечественной войны Гавриил Минаевич Василенко 24 июля 2014 года отметил свой 90-летний юбилей. В жизни этого человека, как и большинства его сверстников, были голодное детство, военные годы, послевоенное восстановление, строительство светлого будущего… Родом с Кубани. В июле 1942 года восемнадцатилетним юнцом попал на фронт. Воевал на Северо-Кавказском фронте, в 183-м стрелковом запасном полку, был связистом. В марте 1943 года в станице Крымской под Новороссийском получил ранение, долго лечился, после чего был признан непригодным к службе. Бывшего солдата в 1944 году направили на восстановление Сталинграда. Определили на расчистку завалов на территории завода «Красный Октябрь»: собирали трофеи в виде танков, орудий, машин, которые потом отправлялись на переплавку.

В 1969 году семья Василенко переехала в Волгоград. В 1974 году Гавриил Минаевич устроился работать слесарем по ремонту подвижного состава в ремонтные мастерские Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления (ВТТУ). В настоящее время это завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА» – структурное подразделение МУП «Метроэлектротранс». В мастерских он проработал до выхода на пенсию в 1984 году.

Гавриил Минаевич вместе со своей супругой Марией Алексеевной воспитали пятерых детей. Сейчас у них 10 внуков и 18 правнуков. Ветеран Великой Отечественной и сегодня активен и энергичен. Через день ездит на дачу, которая находится в Красной слободе, ухаживает за огородом. Следит за здоровьем своей супруги, заботится о ней.

Из воспоминаний Раисы Черновой:

Вспоминая годы своей юности, выпавшие на военное лихолетье, бывшая военная санитарка Раиса Ивановна Чернова говорит, что ее судьба похожа на судьбы сотен тысяч ее ровесников, которым пришлось познать и голод, и нужду, и тяжкий труд. В октябре 1942 года девчонку забрали в госпиталь. В пяти километрах от ее родной деревни развернулся ХППГ — хирургический передвижной полевой госпиталь. Пришел комиссар к председателю колхоза, попросил нескольких девочек в помощь медицинскому персоналу. Председатель указал на троих, в том числе и на Раису.

«Наш военно-полевой госпиталь стоял в селе Власово Орловской области, — вспоминает Раиса Ивановна. — Помещения конторы были заняты под операционные. А раненых размещали в других домах. Первой больничной палатой, куда я пришла работать санитаркой, был бывший амбар. На полу лежали топчаны, на них — раненые. Часто солдат распределяли на постой по домам жителей.»

С середины января 1943 года советские войска на юго-западе пошли в наступление, за ними передислоцировался и военно-полевой госпиталь.

Участвовала в восстановлении Ленинграда после снятия блокады. Так девушка оказалась на Ижорском военном заводе, где проработала два года и три месяца. Предприятие было полностью разрушено. Девчата разбирали завалы, строили цеха. Поначалу спали там же, где работали, в цехах на топчанах. Потом их переселили в бараки. Раису направили на курсы лаборантов по анализу жидкого кислорода. Там, в Ленинграде, 19-летняя девушка встретила Победу.

В декабре 1946 года ей дали направление на Сталинградский завод «Красный Октябрь». Так Раиса Ивановна стала сталинградкой. 38 лет проработала в энергохозяйстве трампарка, возглавляла ветеранскую организацию предприятия. В 1990 году вышла на пенсию. Несмотря на годы, она долго пела в академическом хоре Дома офицеров. Раиса Ивановна — автор стихов, в которых пишет о том, что прожито, что пройдено…

Волгоград – очень необычный город. Он протянулся вдоль Волги на 80 км, а с пригородами — на все сто. При этом протяженность его вглубь весьма невелика — два-три километра, и только в северной части город значительно вдается в сушу. После полного разрушения транспортного сообщения в городе необходимо было в очень короткий срок устранить неполадки и восстановить трамвайные пути. От этого зависела жизнь многих горожан.

Каждый из этих ветеранов связал судьбу с работой на волгоградском транспорте, каждый вложил свою силу, труд, отдал свою молодость и жизнь на восстановление и дальнейшую бесперебойную работу городского трамвая.

Матвей Владимирович Логинов во время ВОВ был несовершеннолетним узником, которому будучи подростком, пришлось пережить плен, тяготы и лишения. Два года Матвей Владимирович Логинов работал в фашистском плену.

25 декабря 1945 года на станцию Татьянка под Сталинградом прибыл спецэшелон. В товарных вагонах в Сталинград привезли бывших узников фашистских концлагерей. В то время их называли репатриированными. Перед отправкой из города Гродно юноши и девушки, гнувшие спину на фашистов, прошли унизительную проверку в особом отделе. По законам того времени позорный факт пребывания на вражеской территории они должны были искупить трудовой повинностью на благо Родины. Пассажиров гродненского спецэшелона кинули на восстановление Сталинграда.

В трампарке Матвей Владимирович приобрел профессию и проработал 48 лет. Еще два года к общему трудовому стажу приплюсовали ему в собесе — за каторжный труд в фашистской Германии

Из воспоминаний Матвея Логинова:

«В 43-м году нас, подростков, забрали немцы. И привезли, не знаю куда: или польская граница была, или немецкая. Нас высадили всех, и стали мы проходить комиссию. Прошли, и потом начала приезжать рабсила туда. И вот нас забрали человек, наверное, сто. Посадили в вагон и снова повезли. И вот привезли нас на большую станцию, на ней мы и работали. Делали все после бомбежки, все, что заставляли, то и делали.

Потом американцы начали снаряды кидать. Через дорогу были офицеры, порожний сарай. В Германии это. А потом один такой ушлый немец, чтоб американцы его не тронули, нас взял к себе в бомбоубежище. Здоровый он был такой. Потом пришли американцы и сказали, куда идти. И мы назад все. Ну, конечно, провожали нас.

Потом снова нас повезли. Сказали, что это особый рабочий батальон. И все. Потом мы узнали, что нас везут в Сталинград. Только мы, деревенские пацаны, понятия не имели, что есть такой город Сталинград.

В Сталинград привезли нас в поселок Татьянка. И начали снова привозить рабсилу. Приехал Авилкин, директор трамвайного управления. Вот он нас, человек сто, взял к себе. И начали мы работать в трампарке. Клуб там стоит и сейчас, был он тогда весь разбитый. Нас поместили в этом клубе. Не помню, или мы делали нары, или они уже были. Нары двухэтажные, сплошные. Там матрацы были вроде. И стояла печка там, как в вагонах, буржуйка. Больше ничего. Зима, умываться негде. А эта буржуйка, когда топится… Не знаю, чем топили. Проснешься – черный, как негр. Всё это с себя стряхнешь...

Убирали мусор вокруг. Везде требовалась рабсила. Кого на пути, кого куда. И вот нас, не помню, сколько человек, отправили ремонтировать трамваи. Трамваи днем бегают, а ночью их надо ремонтировать. Тогда трамваев не особо много было, вот мы их и осматривали ночью. По восемь часов работали, один выходной. Вот так и работали. Проработал там 48 лет. Вот и вся наша песня...»

После Великой Отечественной войны по плану реконструкции промышленные предприятия и жилые кварталы были значительно удалены друг от друга. Все это привело к тому, что жители Волгограда особенно много пользуются общественным транспортом. Перевозкой пассажиров электрическим транспортом в Волгограде сегодня занимается МУП «Метроэлектротранс». Девиз предприятия: «Все для пассажиров!». Ежедневно сотрудники завода по ремонту трамваев трудятся на благо своего города. В восстановленных и заново построенных помещениях специалисты чинят колеса, электрику, приваривают сломанные детали техники и продолжают жить под мирным небом над головой.

Материал подготовили:

Руководитель проекта: Оксана Олейник
Автор: Юлия Насртдинова



Фото:

Кирилл Брага


МИА «Россия сегодня»

Выражаем особую благодарность за помощь в организации съёмок и предоставление материалов о ветеранах Надежде Бутримовой, помощнику генерального директора МУП «МЭТ» г.Волгограда

Герои: люди и города