Не менее значимой во время Великой Отечественной войны была помощь и рядовых граждан Таджикской ССР.
Ежедневно сотни людей приходили на станцию переливания крови, девушки и женщины массово записывались в сандружинницы Красного Креста и Красного Полумесяца, чтобы оказывать помощь в транспортировке и уходе за ранеными.
Отдельно стоит упомянуть о заслугах университетских и промышленных профсоюзов, взявших шефство над госпиталями.
Так, душанбинский автомотоклуб готовил шоферов из числа выздоравливающих бойцов. А промышленные предприятия организовали обучение тех, кто до мобилизации не успел получить никакой профессии или из-за травмы лишился возможности заниматься привычным ремеслом.
И если после выздоровления раненые уже не могли нести службу в армии, их устраивали работать в Сталинабаде. Именно так множество уроженцев Москвы, Ленинграда, Харькова или Новгорода находили в Таджикистане новый дом, радушно принимавший всех, кто жертвовал собой во имя защиты родины.
К сожалению, сегодня в Таджикистане осталось очень мало свидетелей той эпохи — врачей, ветеранов Красной армии, тружеников тыла. Еще меньше сохранилось исторически значимых мест, памятников военного прошлого республики.
Большинство госпиталей благополучно пережили и годы ВОВ, и сам распад СССР, и последовавшую гражданскую войну, но не нынешнюю градостроительную политику. Большинство госпиталей либо уже снесены, либо отправятся под слом уже в ближайшее время.
Так уже случилось с детской инфекционной больницей, где во время войны располагался Санпросвет. А скоро эта участь постигнет и прекрасный двухэтажный дом в духе классицизма, в эвакуации жил драматург Евгений Шварц, именно в Душанбе начавший работу над знаменитым "Драконом".
Остается надеяться, что человеческая память о заслугах их предков будет прочнее и долговечнее утраченных каменных стен.