Путь от цветущей
Молдавии –
до самой бедной страны в Европе

Четверть века без СССР
Во все государственные ведомства, занимающиеся собором и анализом статистических данных, спущена "разнарядка" не сравнивать показатели советской Молдавии и современной, чтобы не напоминать жителям страны лишний раз о том, что они потеряли.
Виктор Мороз, доктор экономики, бывший руководитель отдела Института экономики, финансов и статистики рассказал Sputnik о том, почему жители Молдовы, которая уже одной ногой находится в Европе, по-прежнему скучают по советскому прошлому. Ни облегченный безвизовый режим в европейские страны, ни Соглашение об Ассоциации с Европейским союзом не могут приглушить ту боль утраты, которую испытывают граждане республики, вспоминая о советском прошлом.

Вы исследователь, доктор экономики. Скажите, любите ли вспоминать советское прошлое, исходя из того, что как никто другой понимаете жизнь с экономической точки зрения?
Уж сколько лет я занимался статистикой, экономикой и изучением данных, а провести полноценное и качественное сравнение жизни советской Молдавии и современной так и не смог. Во все статистические ведомства была спущена разнарядка, чтобы такие сравнения даже не проводить.
Почему? Расскажите об этом подробнее.
Полагаю, чтобы не сыпать лишний раз "соль на рану". Хотя официальная формулировка такого решения руководства была следующей – сравнивать прошлую действительность и нынешнюю некорректно: разные были страны, разные экономики, разные условия работы и в целом направления развития. К тому же, перестали поступать статистические данные из Приднестровья, произошло это примерно в 1995-1996 годах.
"Табу на сравнения во всех странах бывшего СССР"
Но ведь до 1991 года приходили какие-то отчеты, что в них было?
— Многие показатели просто не считались, учитывались простейшие данные - производство и потребление хлеба, мяса и так далее, но что касается структуры экспорта и импорта, тут все сложно. Импорта тогда в классическом понимании просто не существовало, были поставки в советский фонд.
Табу на сравнения касалось только Молдовы или это закономерность по всем бывшим республикам?
— Конечно, по всем! Самый главный аргумент руководства, мешавший экономистам работать и анализировать, заключался (и заключается сейчас) в следующем - несопоставимости экономик, методов и видов хозяйственного администрирования. Мы жили в стране с закрытой экономикой, Молдавия была югом Советского союза, поставляла много сырья для общесоюзного фонда, а потом вдруг оказалась одной из центральных стран Восточной Европы. Поменялись условия работы. Если раньше мы получали дешевое топливо, электроэнергию, то сейчас Молдова не может похвастать дешевыми энергоресурсами.
Социологические исследования показывают, что у людей сильная ностальгия и тоска по советскому прошлому. Это доказывает и опрос, проведенный на сайте Sputnik Молдова. Как думаете, почему?
— С экономической точки зрения жить было легче. Люди были социально защищены, все знали, что пройдет какое-то время, и каждый поступит в институт, получит образование, уйдет в отпуск.
Результаты опроса сайта Sputnik Молдова.
Почему перестал работать "социальный лифт"
— Скажите, можно сравнивать миграцию в пределах СССР и нынешние причины того, почему жители Молдовы пополняют ряды гастарбатейров?
— Многие работали и обосновались на севере России, покоряли Тюмень, Сибирь. Именно там выросли и сформировались как руководители. Не будем называть фамилий тех, кому удалось вырасти на нефти и так далее. Если сравнивать с современной Молдовой, изменились направления миграции, открылся европейский путь, но счастливее это нас не сделало. Тогда был социальный лифт, сейчас он не работает. Можно было уехать в Сибирь, работать и стать начальником, скажем, треста и так далее. Был возможности, которые позволяли найти себя, сейчас же миграция мало выдвигает значимых фигур и малого кого поднимает на высоту.
Николай Чёрный родился в молдавском селе Ренийского района Одесской области в 1949 году. Экономист, доктор экономических наук. Кавалер "Ордена Республики".

В 1986
году уехал из Молдавии и на протяжении пяти лет работал в Тюменской области заместителем директора треста "МолдУренгойПромСтрой".
В 1991 - ом вернулся в Кишинев, работал в нефтяной компании "Tirex-петрол".
В 1999 году возглавил нефтегазовый концерн "ЛУКойл-Молдова", в 2002- ом – "ЛУКойл-Румыния". В 2003 г. решением правления "ЛУКойла" под руководство Черного были переданы все структурные подразделения компании в Молдавии, Украине, Венгрии, Румынии, Кипре и Сербии и Черногории.
В декабре 2009 года заявил о начале политической деятельности в Молдове, но в апреле 2010 года отказался от этих планов. В 1994 – 2005 г.г. – президент футбольного клуба "Зимбру" (Кишинев), с 2005 года – почетный председатель и владелец этого клуба. Владелец холдинга AMG (семена, стройматериалы, винзавод "Chateau Vartely" (в 2009 году удостоен Гран-при в виноградорско-винодельческой области).

Николай Чёрный
, по словам его бывшего начальника, главы нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, "в полной мере проявил свои профессиональные качества менеджера высочайшего класса и внес весомый вклад в развитие компании". У него и сегодня широкие деловые и дружественные связи в Москве, многие из которых возникли ещё в то время, когда он успешно работал в тресте "Уренгойпромстрой".

А сельское хозяйство Молдовы – визитная карточка. Как думаете, есть ли шансы его восстановить?
— Сельское хозяйство изменилось очень резко… У меня, глядя на то, что происходило и происходит, все время рос душевный протест, я писал письма, рекомендации, но потом опустил руки. Сельское хозяйство Молдовы получало электроэнергию, сырье и производило много в количественном выражении. Сейчас почему мы не можем орошать сотни гектаров земель, да потому что вода уже не только наша! Вода – еще и вода Украины.
Намекаете на сложную ситуацию с Днестром?
— Я не то, чтобы намекаю. Я обозначаю проблему, которая характерна для многих стран. В Средней Азии воду тоже делят и прочие ресурсы. И все войны на Ближнем Востоке начались из-за воды, когда реку Иордан, хотели увести от Израиля. Во всем мире обостряется борьба за использование природных ресурсов. И в этих условиях надо перестраивать сельское хозяйство. Я хорошо помню, когда мне попал на глаза документ, как распределяли цитрусовые в советской Молдавии, сколько килограммов шло Кишиневу, в районы и так далее. А еще я помню, что всякая моя поездка в Москву заканчивалась тем, что я тащил домой авоськи с мандаринами и апельсинами. Сейчас это все стало доступным.
Вот мы и приходим к парадоксу – выиграл конечный потребитель.
— Он, потребитель, может и выиграл. Но тогда мы были все более-менее равны. Да, были подпольные миллионеры, да была партийная элита, но в целом машин было мало, в Кишиневе было свободно. Сейчас число авто выросло в четыре-пять раз. Кишинев не может обеспечить нормальное функционирование дорог. Город рассчитывался на 200 тысяч человек, нет у нас никакого плана развития. И это отличает современную реальность от прошлой.
У советской власти был план и перспектива. А нынешние правители говорят одно, делают другое, а думают и вовсе – третье.
Виктор Мороз
Доктор экономики, бывший руководитель отдела Института экономики, финансов и статистики
На одной из улиц города Кишинева в Молдавской ССР. 1969 год
 
 
 
 
Улица Ленина в городе Кишиневе. 1974 год
 
 
 
 
Здание Дома правительства в городе Кишиневе. 1974 год.
 
 
 
 
Вот такая у нас картина,
а выводы делайте сами.
Текст: Дарья Зимбельская; Верстка: Родион Прока; Дизайн: Николай Кибич
© 2016 All Rights Reserves
Facebook
Made on
Tilda