Заложники нищеты:
драма румынских цыган из села Шуцешты

Автор: Джорджиана арсене

Гражданский активист: "Цыганские общины Румынии намеренно удерживают в бедности"

Село Шуцешты, уезд Брэила, Румыния, Европейский Союз: здесь, рядом с другими, более обеспеченными людьми, живут цыгане – те, для кого само понятие дома является другим, отличным от нашего понимания.
Дом Иона Чамы, цыганина из села Шуцешты уезда Брэила, Румыния
Эти здания – даже не хибары, для них это слишком громко сказано. Сложно подобрать слова для того, чтобы описать, в каких условиях живут цыгане из села Шуцешты уезда Брэила. Иногда – без электричества, иногда – даже без самой захудалой входной двери, в окружении груд мусора. Не живут, а выживают – на социальное пособие и с Божьей помощью.

Из-за стен, которые держатся на одном честном слове, появляется мужчина: на нем – только брюки и шлепанцы, а тело покрыто татуировками. Говорит, что жена умерла, а сам он еле сводит концы с концами и нуждается в помощи.

Во дворе – ужасная грязь и запустение. Мужчина пожимает плечами: мол, что я могу сделать. Сил ни на что не хватает.

У него – несколько детей, почти все они уже взрослые. Младшему – 12 лет, из-за бедности он не ходит в школу, лишь помогает отцу от случая к случаю.

Костикэ Добре: "Бедность цыган – основа для политических спекуляций"
Не удивительно, что при таких условиях жизни – без воды, электричества и интернета – цыгане с детства обречены на то, чтобы быть не такими, как все. Быть изгоями.

И это в условиях, когда в Бухаресте и не только постоянно ведут пространные разговоры о том, как будут интегрировать цыган в общество.

Только вот реальный быт этих людей далек от красивых фраз. Неужели то, как они живут, является происком злой судьбы или все же творением чьих-то рук?

Я попыталась найти ответ на этот и другие вопросы у местного советника села Шуцешты Костикэ Добре, цыганина по национальности. Мы отправились к нему вместе с Даниелом Карайваном, председателем Ассоциации DANROM, активистом-правозащитником.

Советник рассказал о том, что цыган, живущих в ужасающей бедности, очень легко подкупить – "это можно сделать за 10, 20 или 50 леев".
Костикэ Добре
Местный советник села Шуцешты
Безрадостная жизнь цыган из села Шуцешты,
уезд Брэила
Изгои с самого детства
Костикэ Добре отметил, что маргинализация цыган берет начало с того момента, когда дети идут в школу. Там дети из цыганских семей часто подвергаются дискриминации, а многие из них и вовсе перестают ходить на занятия. Основная причина – бедность, у родителей нет средств на то, чтобы обеспечить ребенка одеждой, школьными принадлежностями и прочим необходимым.
Костикэ Добре
Местный советник села Шуцештыi
Нелегкая доля цыганских женщин: почему они не работают
Женщины из цыганской общины – заложницы бедственного положения. У них нет образования, а в селе – рабочих мест, где они могли бы заработать себе на хлеб. Они полностью зависят от своих мужей и привязаны к дому, где сидят с детьми. Их жизнь не простирается дальше родного села.
Даниел Карайван: Почему жизнь цыган не улучшается
  • Даниел Карайван, председатель Ассоциации DANROM, активист-правозащитник, выдвинул интересную теорию о том, с чем связана хроническая бедность цыганской общины.
  • Он заявил, что если до 1990 года в Румынии цыган либо истребляли, либо принуждали к ассимиляции, теперь в обществе проводится "негласная политика, согласно которой их сознательно удерживают в нищете и не дают им развиваться".
  • Как следствие, цыгане, живущие в бедности, становятся объектом различных манипуляций.
  • В то же время Карайван признал, что в цыганском сообществе есть и положительные изменения, "но это – не заслуга государства".
  • Единственная мера, которую приняли власти в отношении цыган после революции 1989 года, – это квоты на обучение в лицеях и университетах. · К сожалению, в этом году количество мест в вузах, предназначенных для молодежи цыганской национальности, сократилось на 60%.
  • По мнению Карайвана, румынское государство не хочет укрепления цыганского сообщества.
Даниел Карайван добавил, что будущее цыган не внушает оптимизма. Это связано, в том числе с тем, что представители данного этноса не знают собственной истории. В этом есть и вина румынских властей, так как данной теме не уделяют внимания в школах.

А те, кто не знает своей истории, обречен на ее повторение…

К сожалению, многие цыгане сегодня озабочены лишь тем, где добыть пропитание на день. Будучи заложниками подобного примитивного мышления, они вынуждены вертеться в замкнутом круге одних и тех же проблем. Проблем, из которых они, похоже, не в состоянии найти выход.
Фото - Джорджиана Арсене
Видео монтаж - Евгений Панасенко
Перевод - Анна Горбан

www.facebook.com/sputnikmdro