Детище Кунаева:
как Большой
Алматинский канал спас регион от засухи
22 августа 1993 года скончался легендарный политик и общественный деятель – Динмухамед Ахмедович Кунаев. Он внес существенный вклад в экономическое и культурное развитие Казахстана. Одним из его детищ является Большой Алматинский канал, который был создан для водообеспечения орошаемых земель и освоения новых в Алматинской области. Корреспонденты Sputnik Казахстан в память об отце Алма-Аты решили изучить историю БАКа, который придал новый импульс городу, и подробно рассказать о нем.
Важнейшая стройка
Идея соорудить в урочище Бартогай водохранилище и по каналу пустить воду через Алма-Атинскую область уходит корнями в конец XIX века
Тогда не было всей необходимой техники и средств. В те времена земли в большинстве своем пустовали, лишь с приходом советской власти начали создаваться коллективные хозяйства и водные ресурсы горных рек стали использовать для орошения.
В 1963 году институт Казгипроводхоз получил задание разработать проект по комплексному использованию водных и земельных ресурсов в бассейне реки Или
Инженеры проделали большую работу, обследовав 16 районов. После кропотливого анализа был выбран регион, который был ограничен реками Чилик и Чемолган. Входящие в регион пять районов площадью 150 тысяч гектаров нуждались в водообеспечении. Кроме того, 90 тысяч гектаров в этом регионе вообще не получали воды, хотя были пригодны к орошению.
Несмотря на усилия и разработки инженеров, проект был одобрен Центральным комитетом Коммунистической партии КазССР лишь спустя 10 лет
По задумке разработчиков, этот проект должен был обеспечить земли поливной водой в летний сезон. Приступили к строительству БАКа в 1982 году, к проекту были привлечены сотрудники министерства мелиорации и водного хозяйства, связи, автомобильных дорог, энергетики и электрификации КазССР. Закончить проект планировалось в 1985 году. На протяжении четырех лет строительство канала контролировал Алма-Атинский обком Компартии.
Главными инженерами основных проектов системы Бартогай – БАК были Юрий Шолом и Эрнест Гисин
Юрий Данилович Шолом
В период с 1982 по 1984 год был главным инженером на четырех участках строительства Большого Алматинского канала. В поселке Ават Алматинской области он спроектировал дюкеры (напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, по склонам или дну глубокой долины, под дорогой, расположенной в выемке). Кроме того, Шолом на одном из своих участков разработал прокладку тоннелей. Под его руководством также были спроектированы дюкеры на участке Западного кладбища «Батыс», находящегося рядом с поселком Боралдай.
Бартогайское водохранилище
Бартогайское водохранилище находится в 190 километрах от Алматы, в пойме реки Чилик, что протекает между горами Торайгыр и Согетты
Бартогайское водохранилище было создано для накопления воды в зимний период и питания полей летом по БАКу. Выброс воды осуществляется с июня по сентябрь.
Под большим напором поток воды прорывается в воздух и превращается в брызги, которые образуют огромное облако. Водохранилище перегорожено каменно-насыпной плотиной.
ВЫСОТА
ПЛОТИНЫ
60 м
ШИРИНА
ПЛОТИНЫ
330 м
МОЩНОСТЬ
ВОДОСБРОСА
100 м³/c
Водохранилище было спроектировано так, что большая часть сооружения скрыта под водой. В 1982 году река была перекрыта. Однако для того, чтобы ускорить темпы строительства, водоем пропускали открытым способом, отгораживая половину ее русла. Вода фильтровалась через дамбу, ее часто приходилось откачивать из котлованов. По этой причине был риск их полного затопления. Однако благодаря таким мерам в короткие сроки был пробит строительный тоннель с шахтой.
Строители работали над водопропуском – грунт смывался со скал, была сооружена потерна. В свою очередь, проводчики пробивали 400-метровый сбросный тоннель. В книге советского журналиста и писателя Дмитрия Гутенева «Магистраль плодородия» приводится цитата горного инженера Анатолия Тихоманова, работавшего на проходке тоннелей
При установке выходного портала возникли трудности. Мягкие породы на склоне горы постоянно отваливались и ломали стены и перекрытия портала. Тогда инженеры провели внутрь горы штольню в человеческий рост. Ее расширили и соорудили каркас портала. В его стенки уложили 300 кубических метров бетона
Анатолий Тихоманов, горный инженер при строительстве БАКа

Как отмечает специалист, работа не прерывалась даже после заполнения водохранилища. Стоит отметить, что место, выбранное для строительства водохранилища, отличалось сложной сейсмической обстановкой. Однако инженеры разработали проект так, что сооружение гидроузла было размещено на одном тектоническом блоке, что свидетельствует о том, что с ним ничего не произойдет при девятибалльной сейсмичности.
Дело – труба
Эрнест Вениаминович Гисин
Был одним из самых молодых специалистов проекта. В задачу Гисина входило проектирование головного участка БАКа длиной 70 метров, где впервые были использованы железные трубы диаметром 2,7 метра. Эта инициатива принадлежала заместителю председателя Совета министров КазССР Эрику Гукасову.
По словам Гисина, одним из серьезных препятствий при строительстве БАКа были просадочные грунты. Большая территория БАКа проходила по гравийно-песчаным углам и требовала облицовки. Эту проблему неоднократно поднимали в Казгипроводхозе. Пришли к мнению, что необходимо уплотнять грунты взрывом
Взрыв дал эффект, но требовалось время, которого у нас не было. Пришлось отказаться от этой затеи. В те годы состоялся мировой конгресс, где обсуждалась тема просадочных грунтов. Там пришли к выводу, что нужно углубиться в косогор и дать запас над горизонтом воды, чтобы в случае осадки вода осталась в канале. Было решено постелить пленку по откосам и облицованному дну, чтобы не попадала влага
Эрнест Гисин, главный инженер при строительстве БАКа
Канал пересекает множество водостоков. Из-за некачественного выполнения работ в некоторых местах просело русло. Решение Гисин увидел в дюкерах (напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки)
В проекте БАКа был заложен необычный способ прокладки дюкеров, который предложил Эрнест Гисин, – монтаж из железобетонных труб диаметром 2,7 метра, которые впоследствии удалось соединить в одну «нитку». Позже была разработана технология монтажа, по которой выпустили инструкцию. Дюкер разрастался, тем самым приближая запуск первого участка канала.
Эрнест Гисин считает, что на сегодня Большой Алматинский канал находится в плачевном состоянии. По его словам, на дюкерах отсутствуют электрифицированные подъемники с верхнего и нижнего бьефов (участок реки или канала между двумя соседними плотинами или шлюзами), предназначенных для очистки дюкера.
Ливневая система БАКа покрыта илом уже более 30 лет и частично застроена частным сектором. Сейчас по каналу не транспортируется вода в черту города, в канал сбрасывается мусор. В управлении по эксплуатации Бартогайского водохранилища и Большого Алматинского канала им. Д.Кунаева объясняют это тем, что мегаполис и 30 километров от него в сторону села Шамалган не нуждается в воде. Однако ему ничего не стоит пустить воду при ее избытке в реке Чилик и пропустить ее через весь город, сбросив в Большую Алматинку и затворами на канале придерживать ее для городских пляжей
Эрнест Гисин, главный инженер при строительстве БАКа
Сейчас БАК работает
не в полную мощь

Нариман Кипшакбаев
В годы строительства БАКа занимал должность министра мелиорации и водного хозяйства КазССР.
С 60-х годов прошлого столетия занимался работой внутригосударственных и межреспубликанских водных отношений, принимал участие в подготовке технических документов по вопросам республиканского вододеления.
Большой Алматинский канал длиной 168 километров по сей день служит для самотечной подачи регулированного стока реки Чилик в бассейны рек Тургень, Иссык, Каскелен и другие, на поля и угодья, расположенные вокруг них. На него было потрачено 270 миллионов советских рублей. Перед нами стояла цель окупить потраченные деньги. Валовый доход БАКа должен был составлять около 600 миллионов рублей в год. Но развалился СССР, колхозы распались на мелкие крестьянские хозяйства. БАК свою проектную мощность на сегодняшний день и наполовину не может освоить, потому что колхозы и совхозы исчезли, а крестьянские хозяйства на ноги не встали
Нариман Кипшакбаев, бывший министр мелиорации и водного хозяйства КазССР
Четыре года назад, в 2015 году, на городских пляжных зонах Большого Алматинского канала «Пархач», «Роща Баума» и «Гульдер», пользовавшихся в советское время популярностью среди населения, вновь запустили воду после очистки. В городской части канала функционируют три шлюза и 15 шандор (металлические, железобетонные или деревянные балки, предназначенные для перекрытия водопропускного отверстия гидротехнического сооружения), с помощью которых канал заполняется водой на глубину до двух метров. Однако эти пляжи у местных жителей не прижились, в основном водоем используется горожанами для бытовых целей.

Нариман Кипшакбаевич считает, что необходимо вновь благоустроить пляжи и построить там зоны отдыха. Это, по его мнению, поможет «оживить канал».
Государство выделяет деньги, но не в достаточной мере. Можно открыть на этих местах рестораны и гостиницы, запустить катера. Нужно государственно-частное партнерство, чтобы БАК заработал на полную мощность
Нариман Кипшакбаев, бывший министр мелиорации и водного хозяйства КазССР
Судоходный канал – дело затратное
Нариман Кипшакбаев полагает, что Большой Алматинский канал можно было бы сделать судоходным. Для этого в рамках возведения БАКа было установлено эффективное сооружение – акведук (тип моста, водовод для подачи воды). Ширина канала на городском участке БАКа составляет восемь метров. В советские времена завод железобетонных изделий начал выпускать плиты перекрытия, которые смогли бы выдержать огромную тяжесть воды. Акведук был построен в рекордно короткие сроки - за четыре месяца.
Акведук можно использовать как мост. БАК проходит через рощу Баума. Нужно реконструировать много сооружений. Сделать БАК судоходным – это затратно. Но пляжи можно организовать, сделав масштабный мониторинг, чтобы зоны отдыха приносили прибыль. Необходимо провести анализ – куда будет приходить народ, а куда нет
Эрнест Гисин, главный инженер при строительстве БАКа
Между тем бывший министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы, выступая в 2018 году на совещании по вопросам развития туризма в алматинском регионе, заявил, что в ближайшее время в Южной столице начнется строительство туристско-спортивной базы вдоль Большого Алматинского канала.

Разговоры о ремонте и строительстве муниципальных пляжей вдоль БАКа ведутся на уровне правительства еще с 2008 года. Неоднократно модернизация городской части канала была вписана в план акимата города, согласно которому было также заложено озеленение участка. Однако до сих пор экологическая ситуация с каналом осложнена из-за неконтролируемого сброса в его воды отходов разного происхождения.
Автор
Анна Платонова

Фото и видео
Тимур Батыршин

Дизайнер
Айжан Сарсенова

Редактор

Полина Рабенок

Источники
В статье использована информация, взятая из журнала «Водное хозяйство Казахстана» №2 от 2004 года и газеты «Экологический курьер» №9 от 7 мая 1997 года. Фото взяты из личных архивов Юрия Шолома и Наримана Кипшакбаева. В материале также использованы фотоснимки, предоставленные РГП «Казводхоз»