Превратности судьбы русского корабля и эстонского моряка



Эстонский моряк Альфред Рекса начал службу на легендарном учебном судне "Океан" Балтийского флота Российской империи, а закончил в независимой Эстонской Республике.
Отто Рекса, отец Альфреда
Альфред Рекса

Розали Хелене Рекса (Пехмэ)
Освальд Вольдемар Рекса

Эвальд Рекса

Мариа Рекса
Альфред Йоханнес Рекса был старшим ребенком в семье Рекса. Сестра Розали Хелене Рекса была младше Альфреда на 3 года, брат Освальд Вольдемар Рекса — на 9 лет. Самым младшим в семье был Эвальд Рекса, который родился в 1914 году и умер в 1989-м. До этого времени с ним вместе дожила лишь Розали Хелене Рекса — ее не стало в октябре 1988 года.

Отец Альфреда, Отто Рекса, родился в деревне Мартна на реке Раннамыйса и позже переехал в столицу — здесь всю жизнь прожила семья Рекса и родились все его дети. Мать Альфреда, Мариа Рекса (Крувэ), родом из деревни Трийги уезда Ляэне-Вирумаа. Отец ушел из жизни в возрасте 51 года в 1920 году — через два года после того, как Альфред оставил службу на судне "Океан" и вернулся в Таллинн, через неполных 6 месяцев после окончания Освободительной войны в Эстонии. Мать Альфреда пережила Вторую мировую войну — ее не стало в 1955 году.
Встреча моряка и корабля пришлась на сложный период истории — Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Их жизненные пути разошлись, когда закончилась Первая мировая, а Эстония обрела независимость.
Первая мировая война. Политический плакат.
Первая мировая война, в которой принимала участие и Российская империя, началась в 1914 году. Однако Октябрьская революция 1917 года привела к уничтожению царской России, и страна погрузилась в Гражданскую войну и военную интервенцию 1917-1922 годов. Началась вооруженная борьба за власть между представителями различных классов, социальных слоев и групп бывшей Российской империи.
А. Керенский выступает на Балтийском вокзале в Ревеле. Весна, 1917 г.
9 апреля 1917 года в Ревель из Петрограда приехал министр юстиции А.Ф.Керенский. Его встречали с помпой — город украсился красными флагами, у Балтийского вокзала собрались военные, представители профессиональных обществ, горожане. Прибыл и комиссар Временного правительства И.И.Поска. Среди горожан вели агитацию за продолжение войны с надеждой на ее победное окончание.
Керенский призывал доверять Временному правительству, говорил о русских, живущих в Эстонии, на чью долю "выпала задача расплачиваться за грехи старого режима, от которого много страдало эстонское население".
...От имени свободной России, Временного правительства, русской демократии, освобожденных народов России я приветствую отныне свободный эстонский народ! Да здравствует автономная Эстония!..
Александр Фёдорович Керенский
Министр-председатель Всероссийского Временного правительства
Митинг моряков крейсера "Олег" в Ревеле против заключения мира с Германией.
(фотография из архива Владимира Верзунова, бывшего моряка, военного историка, действительного члена Географического общества при Российской Академии наук).
В феврале 1918 года корабли Балтийского флота, находившиеся в Ревеле, были перебазированы в Гельсингфорс. Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт получила название Ледовый поход балтийского флота. Немцы перешли в наступление по всему фронту. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля.

За несколько часов до ввода германских войск в Таллинн 24 февраля 1918 года Эстония успела объявить о своей независимости, однако оставалась оккупированной до конца Первой мировой войны — до 11 ноября 1918 года.
Советская Россия в марте 1918 года пошла на заключение Брестского мира, по условиям которого отказалась от прав на оккупированные войсками Германии и Австро-Венгрии территории части Украины, Белоруссии, Прибалтики.
А в это время эстонский парень Альфред Рекса проходил службу на учебном, во время войны ставшем госпитальным, судне "Океан" Балтийского флота Российской империи.
Учебное судно "Океан" было построено на основе проекта пассажирского лайнера в 1902 году на немецкой верфи "Ховальдсверке" в городе Киль. В мае 1903 года корабль совершил свой первый поход по маршруту Киль—Кронштадт.
водоизмещение: 11,897 т
дальность хода: 4,690 мили
длина — 143,2 м, ширина — 17,4 м, осадка — 7,6 м
скорость: 18 узлов
экипаж — 296 человек, во внутренних помещениях дополнительно можно было разместить до 600 человек
вооружение: 6 артиллерийских установок калибра 47 мм, 2 пулемёта

На корабле проходили практику ученики Машинной школы Балтийского флота, для которой в 1905 году в Кронштадте на улице Петровской был возведен комплекс зданий, где располагались светлые просторные классы, мастерские, машинные залы и богатая техническая библиотека.
Значение "Океана" для флота не вызывало сомнений. Сам император Николай II посещал "Океан", что свидетельствует об особом внимании к роли корабля в деле подготовки военных моряков.
Эскадра Императорского флота России идет на Дальний Восток перед русско-японской войной 1904-1905 годов.
С учениками Машинной школы Балтфлота "Океан" совершал переходы на Дальний Восток. На борту было до 500 учеников, которые распределялись на корабли 1-й и 2-й Тихоокеанской эскадры. Также "Океан" бывал во Франции, Италии, у берегов Алжира, Туниса, Марокко. На его борту практику получили тысячи моряков.
Команда учебного судна "Океан".
Фотографии из личного архива Альфреда Рекса.
Альфред Рекса
Остается неясным, в каком возрасте Альфред попал на "Океан". В 1918 году Альфреду было 19 лет, и он уже какое-то время служил на корабле.
Игорь Гройич
владелец судна "Адмирал", в музей которого были переданы фотографии семьи Рекса
Можно с высокой долей вероятности предположить, что Альфред учился в Машинной школе Балтийского флота.
Все записи на фотографиях, которые Альфред отсылал близким или друзьям, замазаны — ничего нельзя было писать. Можно было послать фотографию. В то время проверялась вся корреспонденция. Эксперты пытались разобрать надписи, но царская цензура хорошо все замазывала. То, что удалось прочесть — слова приветствия друзьям, надписи на память — обычные фразы. Ничего тайного.
Игорь Гройич
владелец судна "Адмирал", в музей которого были переданы фотографии семьи Рекса
Революционная закалка
В период революционных событий в России в 1917 году Кронштадт стал своеобразным центром формирования новой власти в стране. Федеральное архивное агентство (Росархив) в 2017 году впервые опубликовало 300 протоколов о событиях 1917 года, согласно которым Кронштадтский совет, организованный в марте 2017 года, стал образцом органа власти для новой Советской России.
Кронштадт — это "сердце" революции, и на моряков Балтийского флота опирались большевики, когда шли к власти.
Андрей Артизов
глава Росархива
В 1917 году, когда Альфред Рекса служил на "Океане", часть экипажа судна присоединилась к восставшим морякам Кронштадта, и 250 моряков "Океана" принимали участие в штурме Зимнего дворца.
Уже к 1918 году друзья обращались к Альфреду "товарищ".
После заключения Брестского мира в 1918 году "Океан" перевозил русских военнопленных на родину — более 800 человек. После окончания Первой мировой войны 11 ноября 1918 года "Океан", возвращаясь из Франции в Россию через Голландию и Германию, собирал по пути больных и раненых, чтобы доставить их домой. Его путь пролегал через все минные поля, которые были выставлены за годы войны — это был крайне тяжелый и опасный поход. Поздней осенью 1918 года "Океан" подошел к Ревелю.
В это время в Эстонии началась Освободительная война 1918-1920 годов — в стране приступили к созданию своей национальной армии, появились первые добровольческие формирования Кайтселийт.
Альфред сошел в Ревеле на берег и остался в Эстонии.
Игорь Гройич
владелец судна "Адмирал", в музей которого были переданы фотографии семьи Рекса
В независимой Эстонии
Альфред Рекса продолжил службу в экипаже эстонского Военно-морского флота.
Альфред Рекса
Фотографии из личного архива Альфреда Рекса.
Альфред Рекса
По фотографиям видно, что свободное от службы время молодой человек проводил с семьей, друзьями. Сохранились фотографии его друзей и подруг. На одной из таких фотографий видно обращение — "Алеша-Альфред".
Друг Альфреда Кристэл Роос с невестой. 1920 год
Фотография датирована 7 мая 1918 года. В это время "Океан" находился в плавании в районе Англии и Франции. Примечательно, что девушка нарисовала два флага — Андреевский флаг (Кормовой флаг кораблей Военно-морского флота Российской империи — Ред.) и британский флаг.
Нюра
Ванда

Судя по архивным данным, Альфред успел жениться. Его жену звали Юли Сахаров, и родом она была из-под Тюри в уезде Яарвамаа. После смерти Альфреда она вышла замуж второй раз, но рано ушла из жизни — ей было всего 34 года.
Жизнь Альфреда оборвалась, когда ему исполнилось 28 лет. Он умер от тифа в 1927 году. К тому времени в Эстонии уже закончилась эпидемия тифа, которая уносила жизни и военных, и мирного населения в 1919-1920 годах.
Легендарный "Океан"
В 1922 году "Океан" переименовали в "Комсомолец" в честь Российского коммунистического союза молодежи (комсомол — Ред.), сыгравшего большую роль в возрождении морского флота.
В 1933 году "Комсомолец" перевели на Северный флот, где он стал Штабным кораблём. Великую Отечественную войну корабль встретил в Финском заливе. Его поставили в Ленинграде у Литейного моста на Неве, где он и простоял до конца войны. На его борту в годы блокады размещалась школа боцманов Краснознамённого Балтийского флота. Его команда принимала участие в защите города-героя. Во время бомбежек в "Комсомолец" попало несколько снарядов, но он "выжил".
Моряки Балтийского флота на набережной Девятого Января (ныне - Дворцовая набережная) Ленинграда
в дни блокады.

Моряки и рабочие судоремонтных заводов отремонтировали корабль к лету 1945 года.

В мирное время "Комсомолец" еще долго служил верой и правдой Российскому и Советскому флоту, обучая моряков. Лишь в 1961 году его признали окончательно устаревшим.
Корабль разобрали на металл, но имя "Комсомолец" осталось в строю — его унаследовал один из крейсеров дважды Краснознамённого Балтийского флота.
Перепечатка данной публикации разрешается в размере не более 50% от объёма текста, фотографий, графики и видео с обязательным указанием "Полный текст материала читайте на Sputnik Эстония" и прямой открытой для поисковых систем гиперссылкой на материал, опубликованный на ресурсе Sputnik Эстония.
© 2018 Sputnik Эстония

Редактор Татьяна Меркулова, журналист Светлана Бурцева, дизайнер Денис Грабусов
Источники: фотоархив Альфреда Рекса из музея парохода "Адмирал", Николай Стариков "Ликвидация России"