пропавшая без вести реликвия Эстонии
Лонгрид Sputnik Эстония
Семьдесят семь лет назад гордость Эстонской Республики подводная лодка "Калев" пропала при выполнении боевого задания в водах Финского залива. Точных данных о причине и месте исчезновения подлодки до сих пор нет.
Подводная лодка "Калев" была построена в 1936 году по заказу эстонского правительства на верфях Великобритании — Vickers-Armstrongs Ltd. в Барроу. Всего Великобритания с 1935 по 1937 год построила две лодки с корпусом оригинальной конструкции — "Калев" и "Лембит". Обе они были спроектированы как вариант английских субмарин класса "5".
Судьба лодок сложилась по-разному: "Калев" превратился в пропавшую реликвию, а "Лембит" украшает собой Морской музей Эстонии.
Летом 1937 года в торжественной обстановке подлодку "Калев" встретили представители эстонского государства и эстонских вооруженных сил в Таллинне, в Минной гавани.

В то время лодки "Калев" и "Лембит" были одними из самых маневренных подводных минных заградителей, и Эстония по праву ими гордилась. Сам президент Эстонской Республики Константин Пятс лично следил за выходами в море и учебными маневрами подлодок "Калев" и "Лембит".
Осенью 1939 года Германия напала на Польшу,
и началась Вторая мировая война.
Летом 1940 года Эстония вошла в состав Советского Союза. Корабли Военно-морских сил Эстонии встали под флаг Военно-морского флота СССР. Однако часть офицеров и членов команд кораблей, в том числе и подлодки "Калев", отказались второй раз давать присягу. В итоге на борту "Калева" остались в основном младшие чины.

Даже для опытных специалистов "Калев" представлял собой "крепкий орешек", тех же, кто в полной мере знали ее материальную часть, были единицы. После ухода с подлодки части эстонского экипажа возникла сложная ситуация: направленные на "Калев" новые кадры — имевшие уже боевой опыт матросы и старшины — построенную в Великобритании субмарину не знали.
Когда подводные лодки "Калев" и "Лембит" построили в Великобритании, эстонские моряки прошли там обучение, выполнили тренировочные погружения, изучили материальную часть кораблей. В 1941 году на подлодки пришли молодые русские подводники, которые не знали эту английскую технику и технологию.
Велло Мясс
эстонский подводный археолог
Последний командир подлодки "Калев"
Решать проблемы выпало новому командиру подлодки "Калев" Борису Алексеевичу Нырову. Старший лейтенант Ныров вступил в должность 3 октября 1940 года. Полутора месяцами позже, 30 ноября 1940 года, Борису Нырову было присвоено звание капитан-лейтенанта. На тот момент ему только исполнилось 29 лет.

Ныров родился в семье петербургского служащего и несколько детских лет прожил в Иране вместе со своим отцом, сотрудником торгового представительства. В детстве Борис Ныров благодаря родителям выучил персидский, немецкий и французский языки. Уже на флотской службе он быстро освоил английский язык.

Еще до своего назначения на "Калев" Ныров имел возможность встречаться с эстонскими моряками. Будучи студентом Ленинградского кораблестроительного института и увлекаясь яхтами, будущий командир "Калева" в составе команды яхты "Металлист" бывал в портах Эстонии, Латвии, Финляндии, Швеции.

Попав на службу в Таллинн, командир подлодки уже через пять месяцев владел эстонским языком настолько хорошо, что, по воспоминаниям современников, у него не возникало никаких проблем в общении с местным населением.

Ныров Борис Алексеевич
(06.08.1911 – 10.1941)
Великая Отечественная война
Подлодка "Калев" находилась в составе 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок в Либаве (совр. Лиепая, Латвия), когда Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года. К вечеру 23 июня на подступах к городу начались бои. Фланговая база Балтфлота подверглась атаке немецкой авиации. "Калев", "Лембит" и подлодка "С-7" покинули Либаву, перешли в Таллинн, а потом в Кронштадт.
Основными задачами подлодки были минные заграждения, которые приходилось ставить в фарватерах к тем или иным стратегическим пунктам. Так, в августе 1941 года "Калев" выполнял установку мин юго-западнее маяка Ужава в районе Вентспилса. Позже в официальных советских послевоенных данных это минное заграждение было оценено как самая эффективная в соотношении мин на цель минная постановка подводной лодки ВМФ СССР в Великую Отечественную войну.
В том походе подлодка определяла и фарватеры между Либавой и Вентспилсом. Берега уже были заняты фашистами, и Борис Ныров готов был в случае необходимости атаковать противника. Такая возможность ему вскоре представилась.

Два немецких транспорта в сопровождении конвоя 18 августа оказались на рейде с той стороны, откуда их не ждали. Командир "Калева" решился на торпедную атаку. Подлодке пришлось маневрировать на малых глубинах. Немецкие транспорт и плавбаза смогли уклониться от торпед "Калева", но подорвались на выставленных подлодкой минах и пошли ко дну.

ПЛ "Калев" 21 августа вернулась в Таллинн, к которому уже подступал враг. Всего неделей позже подлодке пришлось принять участие в Таллиннском переходе — прорыве кораблей Балтийского флота из осажденного Таллинна в Кронштадт, — ставшем балтийской трагедией Второй мировой войны.
Таллиннский переход подлодки "Калев"
Подлодка шла в кильватерном строю. Оставаясь на поверхности, она отбивалась от немецких самолетов и продолжительное время выполняла роль прикрытия для следующих за ней военных транспортов и малых судов.
Борис Ныров во время очередной атаки с воздуха был ранен осколком, а лодка получила повреждения. Дальше рисковать было нельзя, и командир отдал приказ задраить рубочный люк и уйти под воду. Подлодка "Калев" смогла добраться до Кронштадта.

Уже через месяц ремонт подлодки был завершен, а Ныров оправился после ранения.
Последний поход подлодки "Калев"
Очередное задание Ныров получил 15 октября — было приказано подготовить лодку к походу на полной автономности. Задача похода выглядела стандартной, но в ходе её осуществления предстояло выполнить в тылу врага задание повышенной сложности.
В то время немецкие войска рвались к Ленинграду, пытаясь прорвать оборону города. Какие части вермахта и где именно они перебрасываются к линии фронта, должна была выяснить специальная разведгруппа. Снабженная радиостанцией и состоящая из трех человек, среди которых была женщина — эстонка, школьная учительница, — разведгруппа должна была десантироваться непосредственно на побережье Эстонии, что и было поручено команде подлодки "Калев". Высадив десант, подлодка должна была заминировать фарватеры.

Выход подлодки из Кронштадта запланировали на 28 октября. Но вечером того же дня стало известно о поломке воздушного компрессора.
Воздушный компрессор на военном корабле, на подводной лодке — это очень важный механизм. Он качает воздух, который необходим для запуска дизелей и для пуска торпед. Однако самая главная задача воздушного компрессора состоит в обеспечении большого количества сжатого воздуха в цистернах, который используется после погружения. Когда надо было всплывать, при помощи сжатого воздуха из балластных цистерн выдувалась вода.
Велло Мясс
эстонский подводный археолог
Воздушный компрессор починили в спешном порядке.
Подлодки "Калев" и "Лембит" — уникальные. Я подозреваю, что советские судоремонтники в Кронштадте были просто не в состоянии сделать качественный ремонт за короткий срок.
Велло Мясс
эстонский подводный археолог
"Калев" с 8 торпедами и 20 морскими минами на борту, вышел из Кронштадта утром 29 октября и ранним утром 30-го должен был дойти до острова Гогланд.
Путь подлодки "Калев" по Финскому заливу.
Утром в воздухе летали немецкие разведывательные самолеты. Немцы уже расположились на эстонском берегу. Финны также воевали с Советским Союзом. Кругом были враги, и "Калев" мог пройти только через самое глубокое и самое опасное место Финского залива — немецкие минные заграждения Юменда, другого выбора не было. Проследовать мимо острова Гогланд можно было только в надводном положении, после чего курс "Калева" лежал на бухту Ихасалу близ Каллавере.
Велло Мясс
эстонский подводный археолог
В подобных условиях подлодка могла всплывать только в темное время суток, чтобы продолжать путь в Эстонию.

Сразу же после десантирования на эстонский берег разведгруппа должна была связаться со штабом. Но разведчики на связь так и не вышли. Не вернулась на кронштадтскую базу и подлодка "Калев". В штабе флота пришли к выводу — подлодка погибла, не дойдя до эстонского берега, вероятнее всего, подорвавшись на мине.
Тайна гибели подлодки
Некоторые исследователи морской истории публиковали информацию о радиосообщении разведгруппы, которое поступило в штаб гораздо позже установленного для связи времени, что свидетельствует о выполнении подлодкой главной части поставленного задания.

Велло Мясс убежден, что это ошибочное заключение. При близком изучении архивных материалов точных сведений о разведгруппе обнаружить не удалось.
По мнению Велло Мясса, если бы подлодка прошла остров Гогланд и попала на мину, взрыв и детонация разнесли бы ее на куски. Эстонские воды, в которых предположительно могла затонуть подлодка, если она прошла остров Гогланд, в мирное время превратились в район рыбного промысла, где на протяжении многих десятилетий рыболовные суда работают тралами. Рыбаки за долгие годы помогли морскому археологу обнаружить большое количество затонувших судов, но никаких следов "Калева" найти не удалось.

Кроме того, на острове Гогланд не был зафиксирован проход подлодки "Калев".
В 1941 году на Гогланде, расположенном на пути к Кронштадту и Ленинграду, служил специальный отряд военных, которые должны были вести круглосуточное наблюдение за всем, что происходило вокруг. Нереально, чтобы целое подразделение ничего не заметило. Поэтому я предполагаю, что лодка пропала еще по дороге от Кронштадта до острова.
Велло Мясс
эстонский подводный археолог
Константин Богданов
водолаз, руководитель экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы"
Оснащение международной финско-российской команды, занимающейся поисками кораблей Великой Отечественной войны, позволяет опускаться на большие глубины и находить не только целые, но и разорванные минами корабли.
Мы планируем к 75-летию Победы завершить скорбный список, найдя все погибшие корабли, в том числе и подлодку "Калев". Признаться, если "Калев" затонул между Гогландом и Кронштадтом, найти его будет сложнее, потому что территория поиска очень велика и район поиска непонятен.
Константин Богданов
водолаз, руководитель экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы"
Несмотря на трудности поиска, специалисты все же надеются однажды найти "Калев" и вернуть морскую реликвию Эстонии, а имена ушедших с подлодкой подводников и разведчиков — их потомкам и истории.
Перепечатка данной публикации разрешается в размере не более 50% от объёма текста, фотографий, графики и видео с обязательным указанием "Полный текст материала читайте на Sputnik Эстония" и прямой открытой для поисковых систем гиперссылкой на материал, опубликованный на ресурсе Sputnik Эстония.
© 2018 Sputnik Эстония

Редактор Татьяна Меркулова, журналист Светлана Бурцева, фотографии Вадим Анцупов, дизайнер Денис Грабусов
Источники: по материалам Морского музея Эстонии, архивов Велло Мясса, Клуба ветеранов флота Эстонии