От парового буксира "Адмиралтеец" до салонного парохода-музея Admiral
Морской паровой буксир "Адмиралтеец" был создан по проекту 730, тип Аян. Он относится к классу судов технического, обслуживающего и вспомогательного флота, в который входят буксиры, толкачи, буксиры-толкачи.
Буксиры по проекту 730 выпускались в 1940-1950-х годах. Всего было создано более 120 судов. Строительство их обеспечивал весь Советский Союз: металл для корпусов получали из трофейной техники и из руды, добытой в рудниках всей страны, детали для внутреннего оборудования судов и котлы везли из Колпино, со знаменитых Ижорских заводов, а на Заводе им. Молотова в Таганроге изготавливали паровую машину.
Паровой буксир обладает валовой вместимостью в 239 регистровых тонн и дедвейтом в 89 тонн (дедвейт судна — это разница массы, которой не хватает до того, чтобы полностью загрузить корабль, за вычетом базового снаряжения корабля. При погрузке эту характеристику учитывают как максимум, который способно перевезти судно). Длина буксира составляет 32,80 метра, ширина — 7,62 метра. Стандартная высота его — 4,10 метра, осадка — 3,10 метра.
Этот класс судов оснащался уникальной паровой машиной.
Тип ГД (главного двигателя): паровая машина тройного расширения
Мощность ГД: 1 х 500 лошадиных сил
Скорость буксира: 10,5 узлов (по международному определению один узел равен 1,852 км/ч, или 1 морская миля в час, или 0,514 м/с)
Буксиры проекта 730 представляли собой суда на все случаи жизни и работали во всех портах большой страны: буксировали, кантовали, снабжали водой и топливом, ломали лёд, обеспечивали строящиеся суда и гидросооружения паром, были на подхвате у военных кораблей, работали спасателями, грузчиками, перевозчиками — всего не перечислить. Многие капитаны и механики начинали свой путь в профессии с первой морской практики на 730-х буксирах.
Трудяги "рюрики"

Маленькие пароходы-трудяги моряки стали называть "рюриками". Сейчас историю этого прозвища уже никто не может вспомнить. Возможно, оно олицетворяет некое смысловое сходство с варягом, новгородским князем и основателем царской династии на Руси Рюриком. А возможно, место рождения паровых буксиров навеяло столь необычное прозвище.

Место рождения — императорская верфь


Буксир "Адмиралтеец", заводской номер 415, начал свою жизнь 29 марта 1956 года на верфи Судостроительного завода "Петрозавод", носившего поначалу название "Охтинская верфь". Верфь была основана Петром Первым в 1721 году и располагалась на окраине молодого города Санкт-Петербург. В том же 1721 году Русское царство стало Российской империей во главе с императором всероссийским, а столица государства была перенесена в Санкт-Петербург.
"Адмиралтеец" был построен по специальному заказу. В капитанской каюте и в кают-компании по сей день стоит мебель из дуба. "Адмиралтеец" получил при постройке бронированную рубку, арт погреб (помещение для хранения боеприпасов) и усиленный набор палубы для установки пушки. А лебедка буксира позволяла даже тралить мины. Буксиры с таким оснащением фактически приравнивались к военным кораблям — минным тральщикам.

После спуска на воду 3 мая 1956 года буксирный пароход, как значилось в квалификационном свидетельстве, был приписан к Ленинградскому Адмиралтейскому объединению, во вспомогательный флот ВМФ СССР, обрел свое имя "Адмиралтеец" и позывной "УБАА". По техническим характеристикам "Адмиралтеец" мог совершать плавание в битом льду, и ему присвоили усиленный ледовый класс.
Служба в Эстонии

"Адмиралтеец" получил назначение на службу в Таллинн, в Беккеровскую гавань — сдаточную базу Адмиралтейского объединения, где проходили испытания и сдавались все последние военно-морские разработки.

Еще до Первой мировой войны в Беккеровской гавани, на Русско-Балтийском заводе и заводе акционерного общества "Беккер и Ко" строили ледоколы. Здесь же были спущены на воду три эсминца типа "Новик". Во времена СССР в корпусах и на верфи Русско-Балтийского завода располагался БСРЗ (Балтийский судоремонтный завод), а на месте завода "Беккер и Ко" — порт Беккери.
Корабль измерительного комплекса "Маршал Неделин"
"Адмиралтеец" за годы службы на сдаточной базе в Таллинне участвовал в обеспечении и сдаче около 200 различных судов, среди которых были подводные лодки и атомные ледоколы "Арктика" и "Сибирь", танкеры-четырехтысячники "Варшава", "Пекин", "София" и штабное судно космической связи "Маршал Неделин".

А еще периодически "Адмиралтеец" приводил через Ломоносов в Таллинн на испытания ракетные катера, которые в целях соблюдения секретности обшивали фанерой. Капитан "Адмиралтейца" Олаф Ваармаа в своих воспоминаниях о том времени отмечал, что вообще вся работа его буксира проходила в условиях секретности.
Четыре капитана

Первым капитаном буксира "Адмиралтеец", принявшим судно на воду, стал капитан Ковшарев, а первым механиком — старший механик Гуралюк. Уже в Эстонии на буксир пришел капитан Леонид Хуторецкий, а после него — капитан Пылдвер. В должности третьего помощника начал работу на "Адмиралтейце" и Олаф Ваармаа, который позже стал последним капитаном буксира. С капитанами "Адмиралтейцу" повезло: они очень заботливо относились к судну, ухаживали за ним и содержали в полном порядке сердце парохода — его паровую машину.
Всегда думаю, почему "Адмиралтеец" так хорошо сохранился. У него были четыре капитана, и мы содержали "Адмиралтейца", как свой пароход. Как собственный.
Олаф Ваармаа
капитан "Адмиралтейца"
Вторая жизнь буксира

На сдаточной базе в Таллинне "Адмиралтеец" проработал 33 года, в 1989 году закончился срок его документов Морского регистра. Буксиру требовалось докование и ремонт корпуса. В стране шла перестройка, и судьба парохода особо никого не волновала. Но на металлолом не отдали — решили попытаться найти ему нового хозяина. Так в газете "Советская Эстония" появилось объявление о продаже судна.

Салонный пароход


Буксир купил молодой предприниматель и яхтсмен Игорь Гройич. И началась для "Адмиралтейца" новая жизнь...
Новый владелец сразу же отремонтировал судно. "Адмиралтейца", отогнав в док в порту Локса, покрасили, поменяли ему вал. После в Гидрогавани (Лётная гавань) в Таллинне заменили изоляцию, одну из кают перестроили в салон, соорудили фекальные танки. На надстройке судна появилась изящная синяя полоса. Игорь Гройич владел ремеслом шлюпочного столяра и собственными руками обшил кают-компанию дубом-ясенем.

Первый переход из Гидрогавани в яхт-клуб в Таллиннский Олимпийский центр парусного спорта "Адмиралтеец" прошел своим ходом на дровах.
Из "Адмиралтейца" в "Адмирала"

В 1990 году обновленный пароход "Адмиралтеец" баловал своих гостей прогулочными выходами на Таллиннский рейд. Об этом писали в СМИ и рассказывали по телевидению.

В тот же год экипаж буксира впервые пригласили на Дни моря в финский город Котка. В Финляндии членов экипажа буксира замучили вопросами, где служил и какие подвиги совершил "адмирал Теец". Так пароход получил новое имя — "Адмирал".

До 1996 года пароход "Адмирал" несколько раз принимал участие в Днях моря, в парадах старинных судов в Хельсинки, Гамбурге и Котка. По их примеру с 2004 по 2006 годы команда парохода организовывала собственные дни моря в Таллинне.
Бороздил "Адмирал" Балтику от Санкт-Петербурга до Гамбурга и по своим прямым обязанностям: буксировал суда, водил подлодки на разделку в Финляндию, а в Санкт-Петербурге отапливал строящиеся крейсеры и ледоколы, в том числе и тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий".
Ресторан "Адмирал"

В 1996 году буксир "Адмирал" был перестроен в пароход-ресторан. Процесс перестройки буксира под сугубо гражданский объект был очень трудоемким и кропотливым.

При этом судну сохранили его уникальную паровую машину и судовую оснастку.
Исторический пароход-музей

Сегодня салонный пароход "Адмирал" — своеобразный музей. На борту собрана уникальная коллекция исторических документов и артефактов по истории и "Адмирала", и эпохи парового флота. Салон и каюты украшают коллекция моделей старинных судов, картины и графика с изображением исторического судна.
Само судно стало также живым экспонатом эпохи парового судоходства. Оно соответствует международным требованиям по безопасности и находится под контролем Российского Морского регистра. Капитан Олаф Ваармаа отмечал в свое время большой запас остойчивости буксира (остойчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен, и возвращаться в состояние равновесия). "Это маленькое, но отличное мореходное судно. Судно, как утка, не ныряло в волну, а выходило на волну", — пояснял капитан.

Паровое судно "Адмирал" включено в состав "флота" Европейского морского наследия и в список исторических судов Эстонии. Историческим судном значится "Адмирал" и по документам Водного департамента Эстонии.
В странах Балтии нет ни одного морского парового судна, кроме "Адмирала", которое способно выйти с пассажирами в море. В России есть речной пароход "Н.В. Гоголь", который с пассажирами может пройти по Двине. А больше в Морском регистре подобных морских судов не значится.
Игорь Гройич
владелец "Адмирала"
На всю территорию Балтии паровой буксир "Адмирал" — единственный исторический пароход, который может принимать на борт до 60 пассажиров и совершать морские рейсы по Таллиннскому заливу.
Он живой. Если его не поддерживать, тогда другое дело. А так он живой. Котел запаривай — и пошли. Он живой.
Петр Барсук
котельный машинист "Адмирала"
Последнее обследование буксира в доке проводилось в 2014 году, следующее плановое посещение дока должно пройти в 2019 году. И до сих пор "Адмирал" выходит в море, используя свою родную паровую машину.
© 2018 Sputnik Эстония
редактор: Татьяна Меркулова, журналист: Светлана Бурцева
фотограф: Вадим Анцупов, дизайнер: Денис Грабусов