Жизнь в стиле JAZZ
Лично я уже с четырехлетнего возраста имел склонность к музыке, 6-летним ребенком был принят в музыкальную консерваторию Штерна в Берлине.
1910–1928
Берлин
Будущий трубач-виртуоз, чье имя войдет в историю джаз, но будет незаслуженно забыто на территории страны, которой он отдал свои лучшие творческие годы, родился 26 мая 1910 года в Берлине.

Адольф Рознер, начало 1930-х годов
В 1920 году десятилетний Адольф (такое имя дали своему сыну польские эмигранты Рознеры) на отлично закончил консерваторию по классу скрипки и продолжил свое образование в берлинской Высшей музыкальной школе. Именно здесь Рознер переходит со скрипки, которую в те годы называли царицей симфонического оркестра, на трубу, которая становилась королевой джаза. Этот выбор и определил дальнейшую карьеру музыканта. Под псевдонимами «Ади», «Джек» он выступает в оркестре Марека Вебера в Гамбурге, и в возрасте 18 лет становится солистом-трубачом.
Я там был единственным профессионалом. Они же не умели играть, я им сделал программу.
1930-е
Европа
Следующий знаковый этап в карьере Рознера – джаз-банд Weintraubs Syncopators Стефана Вайнтрауба, вместе с которым Адольф записывал пластинки, гастролировал по Европе и работал на трансатлантическом круизном пароходе «Гамбург». Его коронный номер – игра на двух трубах.

В 1934 году Рознер знакомится с Луи Армстронгом, совершавшим европейское турне. Встреча состоялась в Италии, в Милане, где проходил Международный конкурс джазовых музыкантов.

Weintraubs Syncopators
Армстронгу понравилась игра Рознера, и его антрепренер решил устроить своеобразное соревнование. В городе появились красочные афиши: «Борьба двух труб! Кто победит: Америка или Европа?». Победа досталась американцу. Тогда музыканты обменялись фотографиями: «Белому Армстронгу» – написал Луи, «Черному Рознеру» – ответил Адольф, которому еще предстояло прославить имя Эдди. Удивительно, но через 30 лет Армстронг снова сыграет вместе с Рознером, правда встреча будет виртуальной. Но об этом позже.
Знаете, в 39-м году быть евреем и играть негритянскую музыку было непросто. Даже если твое имя Адольф.
1936–1938
Лодзь
Звание «Второй после Армстронга» помогло в музыкальной карьере. Пресса называла Рознера лучшим джазовым трубачом в Европе, но это признание для сына польских евреев в гитлеровской Германии не имеет никакого значения.

Во время гастролей в Швейцарии Рознер покидает Вайнтрауба и перебирается в Польшу, где собирает музыкантов и отправляется в турне. В 1938 году он покоряет французскую публику и получает предложение записать грампластинку для американской «Columbia Records». На титульном листе каталога этой фирмы была помещена фотография Рознера, под которой стояло клише «Всемирно известные музыканты».
Мир не так уж прекрасен. Но иногда с ним случаются приятные неожиданности.
1938–1939
Варшава
Приятной неожиданностью для Рознера стало знакомство в Лодзи с будущей супругой Руфью. Дочь польской актрисы еврейского происхождения Иды Камински не сразу ответила согласием: хрупкий, невысокий, темноволосый, с аккуратно подстриженными усиками – он не был в ее вкусе. Маме плейбой-картежник тоже не понравился.

Эдди Рознер с женой Рут Камински и дочерью Эрикой
Рознер уговаривает Рут бросить театр и переехать в Варшаву, где она могла бы петь и танцевать под его музыку. Он полон творческих планов: джаз-банд Ади собирал полные залы самых изысканных клубов Варшавы, Рознер мечтал создать первый польский национальный джазовый оркестр.

Но в амбициозные планы вмешивается война: немецкая армия вторглась в Польшу. Позже Рознер будет вспоминать о первой бомбежке Варшавы: «В кинотеатрах идет "Этот прекрасный мир" (It's a Wonderful World) с Джеймсом Стюартом. На Варшаву падают первые бомбы. Крыша Эспланады рухнула прямо на нас. Мы с Руфью бросились под рояль. Этот рояль спас нам жизнь».

Единственный инструмент джаз-банда, который уцелел после этой бомбежки – контрабас, с ним труппа и переходила через границу. Рознер и Рут вместе с другими беженцами с оккупированных территорий пересекли границу Советского Союза и оказались в Белостоке, куда уже вступила Красная Армия.
Пономаренко был коммунистом и много пил. Но у него была одна страсть в жизни: он любил музыку, особенно джаз.
1940
Минск–Москва
В апреле 1940 года музыканты переезжают из Белостока в Минск. Эдди Рознер, по предложению руководителя БССР Пантелеймона Пономаренко, возглавил Государственный джазовый оркестр республики.

5-14 июня 1940 года в Москве с большим успехом прошла Декада белорусского искусства. Сроки ее проведения переносились дважды: осенью 1939 – в связи с воссоединением Западной и Восточной Белоруссии; в январе 1940-го – из-за начавшейся войны с Финляндией.

Коллектив из Беларуси поразил публику новым звучанием самых известных пьес мировой эстрады: Эдди Рознер (труба) и Лотар Лямпель (вокал) солировали в пьесах «Тигровый рэг» Н. Ла Рока (шла под названием «Где тигр?») и «Караван» Х. Тизола – Д. Эллингтона. Павел Гофман (скрипка) и Луи Маркович (гитара) исполняли «Шуточный вальс» (вальс И. Штрауса в аранжировке Ю. Бельзацкого). Конферансье Казимир Круковский выступал с пародией на «Сердце» (песню И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята»). Кроме того оркестр с блеском представлял попурри из традиционных джазовых тем «Негритянская деревня» и мелодий, основанных на латино-американских ритмах, – «Аргентинская фантазия».
По преданию, послушав выступление, Леонид Утесов сказал своим музыкантам, что им на эстраде больше делать нечего. >>
С таким большим успехом выступил Государственный джаз-оркестр БССР под управлением трубача-виртуоза Эдди Рознера. Москвичи также тепло встретили белорусскую оперу. А Лариса Александровская, солистка оперного театра, стала звездой этой декады.
Эдди Рознер Юрий Бельзацкий – Концерт-вальс
В исполнении концертного духового оркестра «Немига»
Искусствоведы с сожалением отмечают, что при всем фантастическом успехе джазового оркестра БССР за год со дня первого выступления и до начала войны ни одной записи на грампластинки сделано не было. Существует лишь одна композиция, по которой можно судить, как же звучал тот легендарный оркестр: джазовые вариации на темы вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса», снятые для фильма «Концерт-вальс».
Был поздний вечер. И мы были не совсем в форме, но выложились на все сто перед пустым залом.
Весна 1941
Сочи
Это был, наверное, один из самых загадочных концертов в жизни маэстро. Оркестр спецрейсом доставили в Сочи. Музыкантов перед выходом на сцену тщательно обыскали, проверяли даже инструменты.
Когда занавес на сцене поднялся, они увидели перед собой совершенно пустой зал небольшого театра. >>
В течение двух часов бэнд играл все свои лучшие номера, перемежая их интермедиями, пародиями, песнями, танцами и т.п. После финала занавес закрылся, что было похоже на злую шутку.

Из книги Фредерика Старра по истории советского джаза

После концерта всех усадили на пароход и в тот же день отправили морем в Ялту. Только на следующий день администратор оркестра был вызван к телефону, стоя навытяжку, он выслушал сообщение, что концерт Сталину понравился. Это была путевка в советскую жизнь…
Пономаренко предоставил поезд для всего оркестра, который мы звали нашим домом на колесах.
1941–1944
Джазовый поезд
После загадочного концерта Госджаз-оркестр БССР по распоряжению Пономаренко получает два пульмановских вагона, которые на несколько лет станут родным домом для музыкантов и членов их семей. Жили одной большой коммуной, отдельное купе было только у семейства Рознеров (у Рут и Эдди родилась маленькая Эрика).

Владислав Андерс
Но первый состав оркестра Рознера просуществовал недолго. В конце 1941 года большая часть музыкантов присоединяется к армии Андерса – польскому воинскому формированию, созданному советским правительством и генералом Владиславом Андерсом из польских граждан, находившихся на территории СССР. Госджаз-оркестр БССР лишился 14 музыкантов из 26.
Первый секретарь доверил мне необычную миссию – давать джазовые концерты перед всем воинским руководством Беларуси. «Сент-Луи Блюз» услышала вся белорусская республика. Война не остановила наш поезд.
1941–1944
На фронте и в тылу
В войну рознеровский оркестр ездил с концертами по Союзу, бывал он и во фронтовых частях, получая благодарности, среди личных наград Рознера имелась медаль «За освобождение Варшавы».

Константин Рокоссовский


Огромный успех, необычная популярность сопутствовали этим выступлениям, и однажды, во время трехмесячного «турне» по дислокациям 1-го Белорусского фронта, оркестр оказался в городе Овруч, где со своим штабом располагался командующий Константин Рокоссовский.
Концерт состоялся в небольшом клубе. Зрительный зал имел в середине большой проход. И в этот проход на уровне первого ряда был поставлен стул для Константина Константиновича. >>
Он сидел, положив нога на ногу, прямой и спокойный, не реагируя, не улыбаясь, не аплодируя... В антракте Рознер был почти в нервном припадке: «Рокоссовскому ничего не понравилось... Я не могу играть... Он не хочет слушать!..» И как раз в этот момент за кулисы пришел адъютант командующего со словами: «Константин Константинович просил передать, чтобы вы не обращали на него внимания. Он никогда не улыбается и не реагирует. А концерт ему очень нравится...».

Из воспоминания Ю. Цейтлина
1943–1944
Гомель
После освобождения Гомеля оркестр возвращается в Беларусь: в этот областной центр переехало белорусское руководство.

Пономаренко распорядился «отоварить» музыкантов в ангарах, где хранилась гуманитарная помощь из США и Англии. Коллектив, включая жен и детей, снова переоделся в модные костюмы и тем же вечером в знак благодарности отыграл концерт для делегатов сессии Верховного Совета БССР. Всего в Гомеле в те дни оркестр выступил 9 раз.
1946
Москва
1946 год был отмечен новыми успешными гастролями по стране, а в конце лета Госджаз-оркестр БССР вновь оказался в Москве. Положение Рознера было устойчивым: слава, всеобщее обожание, полный достаток, личный номер в гостинце «Москва».
«Прощай, любовь» – оркестр Эдди Рознера
И все это благодаря покровителю - Пантелеймону Пономаренко, который 7 марта 1947 года покинул Минск ради карьеры в Москве. Его даже называли преемником Сталина. Но не сложилось. Бывший хозяин БССР занимал пост заместителя председателя Совета министров СССР, затем был членом Президиума Верховного Совета СССР. И всегда поддерживал Рознера… только однажды он не пришел на помощь своему протеже.

14 августа 1946 года Госджаз-оркестр БССР записал на грампластинку танго Эдди Рознера «Прощай, любовь». Название этой пьесы оказалось символическим: это была последняя запись оркестра.

Спустя четыре дня, 18 августа, в «Известиях» появилась рецензия известного музыковеда Е. Грошевой на концерт оркестра с многозначительным названием - «Пошлость на эстраде».
Последний абзац звучал как приговор: >>
«Белорусским организациям так же, как и Всесоюзному гастрольно-концертному объединению, пора, наконец, понять свою ответственность перед зрителями, которым чуждо «искусство» джаза Э. Рознера».
У меня не оставалось выбора, и я решил вернуться в Лодзь.
1946
Львов
Рознер не сразу понял, что он стал одним из заложников большой политики: начала «холодной войны». Эдди и Рут решили, что, вероятно, власти хотят, чтобы они покинули Союз. Они поехали во Львов, откуда тогда имели право выезжать в Польшу те, кто ее покинул в 1939 году. Но официальный срок отъезда поляков уже закончился, и пришлось все организовывать «подпольно».
Во Львове ответственный чиновник потребовал у Рознера взятку в 25 тысяч рублей. Это были большие деньги, но Рознера это не остановило. >>
Однако 23 ноября вечером Рознер был арестован. Через несколько дней была арестована и Рут. За попытку нелегального пересечения границы Эдди Рознер на 10 лет отправился на Колыму, а Рут в ссылку в казахский город Кокчетав.

Из книги Якова Басина
Свое существование Государственный джаз-оркестр БССР прекратил 1 августа 1947 года, он был расформирован после ареста Рознера
1947–1954
ГУЛАГ
Начинается новый этап жизни трубача-виртуоза: лагеря Магадана, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре.
З/к Рознер Адольф Игнатьевич работает руководителем джаза 3-го отделения. К своим обязанностям относится добросовестно. >>
Имеет хорошие отзывы со стороны заключенных, имеет также благодарность от начальника лагпункта №2. Поведение в быту хорошее. Нарушений лагерного режима не имел. Административным взысканиям не подвергался

Из характеристики, составленной начальником лагпункта в 1949 году

Эдди Рознер с лагерным оркестром
Возглавляя лагерный оркестр, Рознер писал аранжировки и сочинял музыку, а в концертах дирижировал. Даже на Колыме Эдди Рознеру удалось сделать карьеру: в 1950 году он сочинил сюиту «За мир во всем мире», заслужив благодарность и повышение в должности – он был назначен руководителем Центральной культбригады.

Жизнь музыканта в лагере не была безоблачной: его «приговаривали» уголовные, и он чуть не погиб, он заболел цингой, от которой его спасла одна медсестра, ставшая его «лагерной женой». И все время Рознер писал ходатайства о пересмотре дела, но безрезультатно.
Меня вызвал к себе начальник лагеря и сказал: «Здравствуйте, товарищ Рознер!» Я чуть не потерял сознание.
1954
Минск
Освобождение пришло со смертью Сталина. Рознер вышел на свободу по амнистии 22 мая 1954 года. Деньги на билет до Иркутска вышедшая на свободу раньше Рут попросила у Аркадия Райкина.

В том же году музыканту вернули звание Заслуженного артиста БССР. Он приехал в Минск с предложением возродить распущенный Госджаз-оркестр БССР. Это будет уже совершенно незнакомый ему город: обновленная Привокзальная площадь, на которой полным ходом идет строительство башен Рубаненко, кинотеатр «Победа», построенный по проекту архитектора Бакланова при надзоре Лангбарда на месте клуба имени Сталина, массивный памятник Вождю всех народов на Центральной площади, бульвар, разбитый прямо к бывшему дому Пономаренко.
1954
Москва
Новое руководство БССР и слышать не хотело о джазе. Зато в Москве министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко.
Михаил Финберг о московских эстрадных оркестрах
И вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Ему опять выделили финансирование, базу для репетиций, новые костюмы. Так началась новая жизнь Эдди Рознера, популярного советского шоумена, руководителя «Эстрадного оркестра» при Мосэстраде. Вернулась слава и благосостояние.
Михаил Финберг о заслугах Эдди Рознера
Собранный в Москве оркестр гастролирует по Союзу с колоссальным успехом, записывает музыку к «Карнавальной ночи».

Музыкальные критики называют Эстрадный оркестр Эдди Рознера выдающимся музыкальным коллективом 50-х. Но после перенесенной в лагере цинги игра на трубе дается Рознеру уже с трудом.
Луи Армстронг подыгрывает «Карнавальной ночи»
Когда знаменитые «Пять минут» в нью-йоркской студии радио «Свободы» услышит Луи Армстронг, он по-русски скажет: «Говорит Луи Армстронг по радиостанции», достанет свою трубу и начнет подыгрывать Людмиле Гурченко. Так Белый Армстронг и Черный Рознер еще раз сыграют дуэтом.
Семья Рознера распалась: основной причиной конфликтов были многочисленные любовные романы Эдди, а он так и не смог простить Рут «лагерного мужа». Расставшись с Рознером, Рут вместе с дочерью Эрикой перебралась к матери в Варшаву. А Рознер нашел утешение в объятиях молоденькой танцовщицы своего оркестра Галины Ходес.
1957
Москва
Судьба для маэстро отмерила еще один год успешной жизни: квартира в знаменитом угловом доме в Каретном ряду, семь сберкнижек, которыми он любил прихвастнуть, шкафы с дорогой одеждой, легковой автомобиль. Тот самый подаренный Пономаренко «Форд»…
На гастролях по дороге из Одессы в Днепропетровск, совершая обгон, он выехал на встречную полосу, по которой ехал груженный молодым картофелем грузовик. В аварии погиб администратор оркестра Миша Сантатур, сын Деборы Марковны Сантатур, которая воспитывала маленькую дочь Рут и Эдди Эрику в годы, когда ее родители были в лагере и ссылке. Серьезно пострадал, получив перелом ребер, тромбонист оркестра.

Виновнику аварии – Розенеру – нового срока удалось избежать благодаря амнистии к очередному юбилею Великого Октября. Но и выступать на правительственных концертах ему больше не доведется. Хрущевская оттепель подошла к концу, в «Правде», «Известиях» и «Советской культуре» вновь замелькали статьи о тлетворном влиянии Запада. 17 декабря 1962 года, на встрече деятелями с культуры Хрущев заявил, что от этого джаза его просто тошнит. Вышедшее в мае 1969 года постановление Совета Министров РСФСР за номером 319 («Вопросы главного управления культуры РСФСР») предписывало распустить ряд эстрадных коллективов.


В 1971 году «Росконцерт» вынудил Рознера уйти на пенсию. Так в жизни Рознера начинается очередной белорусский этап.
1971
Гомель
При Гомельской филармонии Эдди Рознер собирает свой последний биг-бэнд, в котором играли некоторые будущие создатели ВИА «Синяя птица».
Биг-бэнд Эдди Игнатьевича из Гомеля ездил на гастроли в Минск, Москву, Ленинград. Он устраивал настоящие американские джазовые шоу. >>
Сначала из-за кулис появлялась труба, в зале поднимался восторженный шум. А потом, под бурные аплодисменты, на сцену выходил маэстро. Но работал Рознер все же от областной филармонии. И от него требовали выполнения доведенных планов. Приходилось гастролировать по райцентрам и сельским клубам.

Из рассказа бывшего директора Гомельской филармонии Валерия Радькина журналистам «Комсомольской правды»
Михаил Финберг о работе Рознера в Гомеле
1973
Западный Берлин
В 1973 году после многолетних попыток Рознер получил разрешение на эмиграцию в Германию.

Рознер оказался в Западном Берлине, начал играть в небольшом ресторанном составе, но состояние здоровья ухудшалось, и 8 августа 1976 года он умер от сердечного приступа, случившегося на фоне обострения хронической болезни печени. При желании могилу заслуженного артиста Белорусской ССР Эдди Игнатьевича Рознера можно найти на одном из еврейских кладбищ Западного Берлина.

В 1987 году Михаил Финберг начнет проводить в Минске джазовый фестиваль, которому в 1996 году предложат дать имя Эдди Рознера. Но чуда не свершится. Имя маэстро будет под запретом еще долгое время после развала СССР.
Минские места Эдди Рознера

Имя композитора и виртуозного исполнителя, которого музыковеды называют «второй трубой мира ХХ века», активно «эксплуатируют» Берлин, в котором Эдди Рознер родился и умер, и Львов, где он был арестован. Мемориальная доска с надписью: «Здесь выступал заслуженный артист Белоруссии Эдди Рознер» есть в Иркутске. В Сочи увековечена площадка уникального концерта для единственного зрителя – Иосифа Сталина. Между тем, в Минске места, связанные с именем Эдди Рознера, никак не обозначены, о них мало знают жители города и тем более их не показывают гостям столицы.
1
Ул. Советская, 11 (Площадь Независимости)
Дом правительства
Сегодня мало кто помнит, джаз в СССР не насаждался чуждым Западом, а появился… решением сверху. Поэтому нашу экскурсию-импровизацию по минским местам Эдди Рознера мы начнем с главного административного здания республики.
О Доме правительства
Дом правительства БССР строился как единое здание для высших государственных учреждений республики по проекту архитектора Иосифа Лангбарда. Строили здание вручную, без экскаваторов, бульдозеров и башенных кранов (башенные краны появились только в 1940 году) в условиях жесточайшего дефицита цемента и металла. В начале 1930-х годов здание Дома правительства было самой высокой постройкой в Минске.
В 1936 году Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР принимает решение о создании государственных музыкальных коллективов в каждой союзной республике – симфонического оркестра, хоровой капеллы, оркестра народных инструментов, духового и джаз-оркестров.

Пантелеймон Пономаренко
Воплощением инициативы сверху в БССР занимался Пантелеймон Пономаренко, который в середине июня 1938 года был избран первым секретарем ЦК компартии Белоруссии.

30 декабря в «Советской Белоруссии» было опубликовано краткое сообщение о создании управлением по делам искусств при СНК БССР республиканского джаз-оркестра в составе 25 человек.



В газетной заметке отмечалось, что коллектив работает в Белостоке и готовит специальный репертуар к Декаде белорусского искусства в Москве. В числе участников назывались фамилии Наделя и Петербурского.

Юрий Бельзацкий
В это же время в Белостоке из числа польских музыкантов-эмигрантов собирал оркестр композитор и джазовый пианист Юрий Бельзацкий, известный в музыкальных кругах и тем, что в течение двух часов импровизировал на сцене вместе с Луи Армстронгом. Представители Комитета по делам искусств, прослушав оркестр Бельзацкого, оценили его потенциал более высоко, чем тот, о котором они уже поспешили заявить как о Госджаз-оркестре БССР. Ошибка была исправлена, и Юрий Бельзацкий начал подбирать музыкантов, среди которых был и Рознер.
2
Кинотеатр «Победа», ул. Интернациональная, 20
Клуб пищевиков им. Сталина
Здание клуба серьезно пострадало во время войны. На его фундаменте и с использованием материалов предшественника был построен кинотеатр «Победа», открытый в 1950 году.
О клубе им. Сталина
Имя Сталина было присвоено открытому в 1929 году клубу Союза работников пищевой промышленности. Основную часть здания, построенного в стиле конструктивизма, занимал зрительный зал, по бокам которого были соединенные с ним внутренними углами двухэтажные клубные корпуса, - получался своеобразный внутренний дворик, где стояла скульптура Ленина работы Грубе и росли цветы. В июле 1932 г. в помещении клуба состоялась встреча белорусских и английских боксеров. В 1935 году здесь прошла Всебелорусская выставка игрушек со 150 тысячами экспонатов. В этом клубе до Рознера уже выступали Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.
В апреле 1940 года джазовый оркестр переезжает из Белостока в Минск. Звезда номер один в коллективе – трубач-виртуоз Рознер, а первый официальный концерт, состоявшийся в помещении клуба имени Сталина, стал настоящей сенсацией.
Bei mir bist du schön – Эдди Рознер

В клуб послушать джаз пришло все руководство республики во главе с Пономаренко. На сцене все музыканты были в белых костюмах, Рознер дирижировал с золотой трубой в руке. Все ослепительно улыбались. «Smiling!» – это любимая команда маэстро во время концерта. И зажигательные звуки Bei mir bist du schön («Для меня ты красива»).
В антракте между первым и вторым отделениями Пономаренко пришел в гримерку, чтобы выразить свое восхищение игрой Эдди Рознера, похвалить Рут. Эту встречу позже журналисты «реконструировали» со слов очевидцев и воспоминаний артистов.>>
«Государственный джаз СССР у нас уже есть. Не хотите ли стать Государственным джазом Белоруссии?» – предложил тогдашний хозяин БССР. Эдди вежливо улыбался, но ничего не понял, он не знал тогда русского языка. Ему перевели предложение, и он ответил, что считает это большой честью.
«По-русски, значит, не говорите? Ну, нам и не нужно. Звуки вашей трубы все скажут за вас»,
– резюмировал Пономаренко.
Оркестру Рознера пришлось кроме запланированных трех выступлений 16, 17 и 18 апреля дать еще один концерт 19 числа, и по многочисленным просьбам трудящихся выступить еще и на следующий день.
3
Пр-т Независимости, 22
Кинотеатр «Красная звезда»
Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра сгорело и в послевоенные годы восстановлено не было.
О кинотеатре «Красная звезда»
Кинотеатр «Красная Звезда» («Чырвоная Зорка») находился на улице Советской, в двухстах метрах от исторического Дома Красной Армии. 10 ноября 1930 года здесь прошла премьера первого белорусского экспериментального звукового фильма производства Белгоскино – «Переворот». Минская «Красная Звезда» стала четвертым по счету звуковым кинотеатром в Советском Союзе. Наряду с Домом правительства и другими зданиями эпохи конструктивизма кинотеатр «Красная Звезда» был в тридцатые символом Минска. Зрительный зал в партере имел вместимость 870 мест, в двухъярусных ложах – 92 места, всего – 1010 мест. Стулья для зрителей – с откидными сиденьями. Сейчас на этом месте стоит дом по проспекту Независимости, 22.
Михаил Финберг о музыкальной жизни Минска 1930-х
Джазовые оркестры в Минске в то время в основном имели «прописку» в кинотеатрах. На летней эстраде кинотеатра «Родина» работали джаз-гол (вокальный секстет) Юрия Юранда, Московский оркестр Ильсарова (джаз-аккордеон), оркестр Генрика Гольда и Юрия Петербурского. В кинотеатре «Звезда» на центральной улице Минска – Советской – выступал оркестр Кунина (тоже из Москвы), на этой же площадке для минской публики играл и оркестр Эдди Рознера.

Именно в этот период Рознер окончательно отказывается от имени Адольф и становится Эдди. Эдди Игнатьевич Рознер – так будет записано в его документах и на афишах.
Музыкант-виртуоз демонстрирует и хорошие организаторские способности, добиваясь «фантастического» по тем временам финансирования. В результате в состав оркестра входит струнная группа и… невиданная для Минска экзотика – кордебалет.
4
Улица Карла Маркса
Сейчас сосредоточие музыкальной жизни Минска переехало в Верхний город, а еще совсем недавно улица Маркса была легендарным местом для меломанов.
Об улице Карла Маркса
Улица Карла Маркса (до 1922 года – Подгорная) лидирует по количеству мемориальных досок на стенах. Например, табличка на доме №29 напоминает о том, что здесь находилась женская Мариинская гимназия, в которой училась ставшая в советское время знаменитой артистка, исполнительница народных песен чуть ли не на всех языках СССР Ирма Яунзем. Ее воспитанницы в разные годы выступали солистками в оркестре Рознера.
В 40-е годы улицу можно было смело назвать одной из самых престижных в столице БССР, здесь предпочитала селиться советская элита, любили совершать променады минчане и гости города, среди них – семья Рознера и члены его музыкального коллектива.

Купаловский театр
По этой улице они ходили на спектакли Первого Белорусского драматического театра, который тоже готовился к выступлению на Декаде белорусского искусства в Москве. На его сцене играл Глеб Глебов – именно в его пользу Рознер позднее откажется от предложенной всесильным Пономаренко квартиры.

Дом по ул. Карла Маркса, 30
В бывшем доходном доме для богатых жильцов, построенном в начале ХХ века модным архитектором Генрихом Гаем (ул. Карла Маркса, 30), жил сам Пономаренко. В конце 30-х квартиры в этом доме заселялись новыми жильцами по нескольку раз в год: предыдущие были репрессированы целыми семьями. Рознер со своими музыкантами частенько здесь давал домашние концерты.

Дом по ул. Карла Маркса, 17
Репетировал оркестр Рознера тоже на этой улице, в одном из тогдашних залов минской филармонии (ул. Карла Маркса, 17). В то время у этого музыкального заведения в Минске не было одного здания.
5
Отель «Краун плаза», ул. Кирова, 13
Гостиница «Белорусь»
Домом для Рознера и его музыкантов стала лучшая в довоенном Минске гостиница «Белорусь», до которой из репетиционного зала было подать рукой.
О гостинице «Белорусь»
Гостиница открылась в ноябре 1938-го на углу улиц Володарского и Кирова (в то врея – Университетская). Как и Дом правительства, здание возводилось вручную. После войны гостиница была восстановлена, с 1987 года – переименована в «Свислочь». Сейчас здесь расположен пятизвездочный отель CROWNE PLAZA.
В 6-этажной гостинице имеется телефонная станция, ресторан, гостиные для отдыха... >>
...биллиардная, ванная, душ, номера отделаны в едином стиле. Мебель изготовлена из чинара, дуба, ореха. Среди 150 номеров гостиницы имеются номера «Люкс».

Из репортажа Ефима Садовского, опубликованного в газете «Советская Белоруссия» 27 октября 1938 года
Сегодня в отеле «Краун плаза» располагается казино. Что тоже весьма символично. Помните, Ида Камински не хотела отдавать свою Рут за Рознера, потому что он не только плейбой, но и картежник? Так вот, своей страсти к азартным играм Эдди не изменял и в СССР.
По рассказам, свою первую мелодию Рознер написал, сидя за карточным столом. >>
Фанатичный картежник, он заражал этой страстью окружающих. Но однажды кто-то из партнеров в разговоре спросил у Рознера: «Что, слабо написать мелодию?» Рознер взял со стола салфетку, подумал недолго, пожевал губами, а потом расчертил нотный стан и через несколько минут предъявил друзьям готовый.

Из книги Якова Басина
6
Привокзальная площадь, 3
Вокзал
В 1940 году Государственный джаз-оркестр Белорусской ССР под управлением и при участии Эдди Рознера отправился из Минска на свои первые гастроли по маршруту Ленинград – Одесса – Ростов. Так начинается жизнь Рознера на колесах.
О минском вокзале
Железнодорожный вокзал, который сейчас находится в центре Минска, был построен в 1873 году и назывался Виленским или Либаво-Роменским. В начале 30-х годов здание, которое в те годы украшала вывеска «Менск», было реконструировано, появился второй этаж. Обновленное здание вокзала по проекту архитектора И. Рочаника было открыто в 1940 году. Во время войны здание пострадало, и в 1949 году его восстановили в довоенном виде. Так оно простояло до 1991 года.
Концерты оркестра Эдди Рознера в Ленинградском Саду отдыха в мае 1940 года произвели впечатление разорвавшейся бомбы.
Вспоминал в ноябре 1988 года старейший джазовый музыкант страны (ныне покойный) саксофонист Аркадий Котлярский
Нашу экскурсию невозможно представить без железнодорожного вокзала. Скульптура трубача-виртуоза украсила бы привокзальную площадь, задав таким образом тему «вечного скитальца». Именно так называли Рознера его друзья и ученики… И еще мы бы предложили встречать и провожать берлинский поезд под звуки трубы Рознера (так же, как московские поезда сопровождают звуки «Прощания славянки»).
7
Администрация президента Республики Беларусь, ул. Карла Маркса, 38
Здание ЦК КПБ
Госджаз-оркестр БССР стал первым коллективом, который выступил в Минске почти сразу же после его освобождения.
О здании ЦК КПБ
На центральных улицах Минска после войны уцелело совсем немного крупных построек, среди них здание ЦК КПБ, которое начали возводить по проекту Поинова и Вараксина в 1939 году, но не успели. Во время оккупации гауляйтер Вильгельм Кубе обратил внимание на недостроенное сооружение с необычными архитектурными формами, напомнившее ему рейхсканцелярию в Берлине. Так что стройкой дальше занялись немецкие специалисты. Кабинет Кубе находился на втором этаже, а его окна выходили на сквер Янки Купалы. В 1944 году при освобождении Минска в здании случился сильный пожар.
С этим домом связано первое громкое коррупционное послевоенное дело. На всесильного Пономаренко пожаловались в Москву – белорусское руководство обустраивает свой личный быт за казенный счет, чиновники в Минске присваивают себе гуманитарную помощь, предназначенную для пострадавшего населения. Для личных нужд Пономаренко и других руководителей республики за деньги, которые были выделены для восстановления здания ЦК, закупались фарфоровые сервизы, мебельные гарнитуры, хрустальные люстры, легковые автомобили.
Встречной проверкой Минского аэропорта установлено, что для ряда руководящих работников Белорусской ССР трофейное имущество в большом количестве доставлялось непосредственно из Германии и Польши... >>
…для этой цели широко использовались рейсовые самолеты Белорусского управления гражданского воздушного флота и самолет типа СИ-47 за № 927, предназначенный для обслуживания Пономаренко П. К. и фактически находившийся в бесконтрольном распоряжении его помощника Абрасимова П. А.
Часть трофеев Пономаренко передавал и для своих «крепостных музыкантов», в том числе и автомобиль «Форд», который сыграет роковую роль в жизни Эдди Рознера.
8
Большой театр оперы и балета Республики Беларусь,
площадь Парижской коммуны, 1
Оперный театр
В Государственном Театре оперы и балета прошел первый концерт Эдди Рознера в освобожденном Минске.
Об оперном театре
Открытие собственного здания театра на Троицкой горе (ныне пл. Парижской коммуны) состоялось 10 марта 1938 года премьерой белорусского композитора Евгения Тикоцкого «Михась Пидгорны». Грандиозный дворец со множеством скульптур и барельефов, который минчане тут же окрестили «торт со взбитыми сливками», вырос на месте старейшего городского рынка. Здание театра – образец советского довоенного конструктивизма (авторы — И. Г. Лангбард и Г. Лавров), имеет статус памятника архитектуры национального значения. Кстати, со строительством здания театра также была связана крупная афера — хищение 1 миллиона 800 тысяч рублей. Дело вел НКВД. Расхитители были разоблачены.

В 1944 году Рознер одним из первых музыкантов получает звание заслуженного артиста БССР, он становится первым в СССР джазовым солистом-инструменталистом, удостоенным звания заслуженного артиста республики. Известие о награде застало оркестр в Москве на репетициях программы «Привет тебе, родная Беларусь».

Во второй половине 1944 года оркестр надолго «заперли» на Кавказе. 9 мая 1945 года музыканты встретили на гастролях в Баку, где они начали готовить свою первую послевоенную программу «Вот мы и празднуем». Премьера состоялась 10 сентября 1945 года в саду «Эрмитаж», а со второго ноября 1945 года коллектив возвращается к месту «прописки» в Беларусь.
9
Центральный Дом Офицеров Вооруженных Сил РБ ГУ,
ул. Красноармейская, 3
Дом офицеров
В 1956 году на сцене Дома офицеров состоялось последнее в Минске выступление Рознера вместе с московским Эстрадным оркестром.
О Доме офицеров
Это здание было хорошо знакомо музыкантам по их довоенной минской жизни, его как раз в 1939 году достроили. Для довоенного Минска здание являлось просто уникальным: четыре надземных и четыре подземных этажа, 100 комнат и залов, общей площадью равные трем футбольным полям, лучшая по оснащению сцена в республике, первый крытый плавательный бассейн, соответствующий европейским стандартам того времени. 3 июля 1944 года, когда Минск был уже полностью освобожден, в здании взорвалась одна из заложенных фашистами мин, что вызвало большой пожар, который тушили почти два дня. Здание удалось спасти, оно, почерневшее от огня, было одним из немногих уцелевших.

Майя Кривошеева (слева) с подругой Инной Туркиной
Майя Кривошеева попала на тот концерт: студентке-пятикурснице, председателю студклуба БГУ повезло, она жила в одном доме с кассиром ЦДО, и только благодаря этому получилось купить билеты. Достать их в свободной продаже было просто невозможно. Вместе с Рознером в Минске выступали 4 музыканта из первого состава оркестра.
Мне довелось сидеть под правительственной ложей в 3-м ряду. Зал был переполнен. Студенты в основном сидели на галерке. Меня тогда поразило, что Эдди Рознер – «золотая труба Европы» – сам вел концерт: объявлял номера, рассказывал об истории оркестра. >>
В правой руке он держал свою знаменитую золотую трубу, а локтем левой руки дирижировал оркестром. И точно так же демонстративно он стоял спиной к правительственной ложе.
Когда он объявил «Караван» Эллингтона, зал буквально взорвался аплодисментами. Зрители просили повторить на бис, но маэстро отказался. А в конце он объявил «Сан-Луи блюз». Я не могу передать вам, что происходило в зале. Вся галерка поднялась и просто орала, потому что «Сан-Луи блюз» был не то чтобы запрещен, но не исполнялся на концертных площадках.
10
Пр-т Победителей, 19
Гостиница «Юбилейная»
Здесь состоялась знаковая встреча для молодого музыканта Михаила Финберга.
О гостинице «Юбилейная»
Гостиницу «Юбилейная» открыли в 1968 году. Здание строили для объединения «Интурист», и фактически это был первый современный отель Минска, куда не стыдно было селить не таких уж, впрочем, и частых в столице Советской Белоруссии зарубежных гостей.
В Минске Рознер появляется в поиске музыкантов. Город встречает маэстро новостройками. На центральной площади уже нет памятника Сталину. Начинается стройка на Парковой магистрали (позже переименованной в проспект Машерова, а затем и проспект Победителей).
Михаил Финберг о знакомстве с Эдди Рознером
Еще стоит мечеть, пережившая годы воинственного атеизма и лихолетье Второй мировой и закрытая в 1949 году. В 1962-м магометанский храм был взорван, а на его фундаменте построен ресторан гостиницы «Юбилейная», где Михаил Финберг познакомился с великим Эдди Рознером.
Автор: Вероника Антонова-Тризно
Руководитель: Олеся Лучанинова
Дизайнер: Дмитрий Хороших

Иллюстрации: фотобанк Sputnik, НАКФФД, Wikimedia Commons, кадры из документального фильма «Джазмен из ГУЛАГа» (The Jazzman from the Gulag, 1999, Франция), интернет-издание «Живой Берлин» (liveberlin.ru), фото из личных архивов собеседников.

© 2017 Sputnik
Все права защищены
18+