1 февраля 1985 года в авиакатастрофе под Минском погибли 58 человек. Они были на борту Ту-134, который в то утро вылетел из строящегося аэропорта «Минск-2» в Ленинград. Выжившие 19 пассажиров и три члена экипажа более трех часов ждали помощи в лесу. До суда дело не дошло, главным виновником назвали… лёд

Потерпевший крушение 1 февраля 1985 года самолет Ту-134 рейса 7841 (Минск – Ленинград),
фото из западной прессы тех лет
Темно и музыка орёт. И тишина. Таким парадоксальным образом описывает последние мгновения до болезненного соприкосновения с лесом один из пассажиров той «Тушки». Олег, в ту пору студент, летел в Ленинград на каникулы – посмотреть город и потусить с друзьями. Тишина – это оттого, что исчез шум моторов. В течение минуты после взлёта один за другим отказали оба двигателя.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Всё было очень быстро. Один хлопок, второй – наступила мертвая тишина. Свет погас, только музыка играет, и девка какая-то закричала: а что с нами будет?! А я сижу и думаю: а чёрт его знает. Вроде же самолёт летит, планирует. Страха или паники не было, наоборот, скорее недовольство. Подумал: опять какая-то ерунда у них произошла. Надо будет возвращаться, и я сегодня не попаду в Ленинград.

В пассажирском салоне самолёта Ту-134А
© Sputnik / Виктор Толочко
А тут еще сосед говорит: «Давай прощаться…» Олег признается, что тогда разозлился, кажется, даже послал соседа. Ему же было 19, и он летел к друзьям. Но потом самолёт въехал в лес, начал прыгать по верхушкам.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
При этом происходит настоящий ад. В салоне свет погас, но музыка играла. И никто из стюардесс ведь не сказал, – это я потом уже в кино видел, – что надо было сгруппироваться, опустить голову и закрыть лицо. Они все куда-то исчезли. Пассажиры были пристегнуты, и вот когда началась тряска, когда самолёт врезался в лес, я хорошо помню, как я бьюсь лицом, носом о переднее кресло.

Лес в окрестностях места катастрофы
© Sputnik / Виктор Толочко
В итоге вместо Ленинграда он попал в больницу с ожогами руки и лица, дымовой ингаляцией и сотрясением мозга. Ему повезло. В отличие от 58-ми его попутчиков, которые задохнулись и сгорели в рассыпавшемся самолете. Погибли, в том числе, и трое членов экипажа: кабину штурмана оторвало ещё до соприкосновения с землей, штурмана ударило о сосну, бортмеханик и бортпроводник сгорели дотла.

«Не нашли никаких останков. Он как будто расплавился. Такой парень – из Иняза. Женат был на нашей стюардессе. Сын - копия его, 4 годика было. Собирался уже в том году уйти, заняться профсоюзной деятельностью, собирал бумаги, и вот, пожалуйста…» – вспоминает Александра Сенькова, которая в 1985-м возглавляла службу бортпроводников Минского аэропорта.

Остекление (фонарь) кабины штурмана Ту-134А
© Sputnik / Виктор Толочко
Виноватых в трагедии не нашли. Было установлено, что двигатели отказали из-за попавшего в них льда. Но на вопрос, как это стало возможным, в Минске и Москве отвечали и отвечают по-разному. Одни подозревают, что лёд оказался в двигателе из-за особенностей конструкции, недостаточного обогрева воздухозаборников в двигателе. Другие настаивают, что всему виной недоработка аэропортовых служб, которые готовили самолет к вылету.

Самолёт Ту-134А в музее авиационной техники Национального аэропорта Минск
© Sputnik / Виктор Толочко
(Не)обычный
полёт
Всё было очень обычно: ранний рейс, сонные люди, рассказывает Олег. По полю к самолёту шли пешком, поднялись, сели. Он занял место в середине салона у аварийного выхода, но стюардесса попросила пересесть.

Входная дверь самолёта Ту-134А, установленного в музее авиатехники Национального аэропорта Минск
© Sputnik / Виктор Толочко
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Сказала: вы один, а люди парами. Помню, я был недоволен, сказал, проводите хоть, покажите, куда сесть. В общем, меня пересадили – ближе к хвосту. Может, третье или четвёртое кресло сзади. Судьба же людей, кто остался на тех местах, мне неизвестна. Но по первым впечатлениям помню, что в живых остались те, кто сидел сзади и спереди.

Задний пассажирский салон самолёта Ту-134А
© Sputnik / Виктор Толочко
Все места были заняты. Этим рейсом домой в Ленинград возвращались питерские лётчики, которые пригнали в Минск на авиаремонтный завод Як-42. Всего их было четверо. Но билеты нашлись только для двоих.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Два и полетели, другие сказали: ну и ладно, остались в гостинице. А если бы приехали, тогда б нам точно тюрьма. Мы бы, конечно, их взяли и без билетов.

Взлёт самолёта Ту-134А. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / Трушников
По его словам, оба двигателя Ту-134 – один за другим – завелись с первой попытки. Взлетели. Всё было нормально. Но когда стали убирать шасси, машину затрясло, задёргало, замигали табло, раздался хлопок, и самолёт повело влево.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Знаете, как лошадь поворачивает, когда тянешь поводья. Парировали. Отказал двигатель – ну отказал, лёгкая досада. Ну, думаю, сейчас развернёмся, сядем, и начнётся писанина до вечера: что да как, почему отказал двигатель… Я с диспетчером переговорил, он говорит: «Будете заходить таким-то курсом». А когда убрали закрылки, в этот момент – на высоте 240-250 метров – хлопнул второй.

Кабина пилотов в самолёте Ту-134А, рабочее место командира воздушного судна
© Sputnik / Виктор Толочко
У него была надежда, что это командир случайно выключил управление вторым двигателем. Дело в том, что после отказа двигателя командир должен выдержать процедуру – перевести кран в положение «стоп». Вот Хаустов и предположил, что Владимир Беляев что-то напутал.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Когда хлопнул второй двигатель, я Беляеву говорю: «Ты что, выключил второй двигатель?» Он убирает свой живот и показывает на рычаги: «Посмотри. Левый двигатель «обработан» как положено. Правый – всё на месте». У меня была надежда, что он по ошибке выключил, и мы сейчас этот двигатель запустим. Но нет…

Рычаги управления двигателями (РУД) на пульте командира Ту-134А
© Sputnik / Виктор Толочко
Хаустов настаивает, что самолёт не упал. Он до последнего был управляем: они выровняли самолёт, стали планировать в поисках подходящей площадки. На ста метрах вынырнули из облаков. Штурман рассмотрел площадку справа. Начали к ней поворачивать, успели создать крен в 5 градусов, даже успели, по словам Михаила Ивановича, запустить вспомогательный двигатель.

Кабина штурмана в самолёте Ту-134А
© Sputnik / Виктор Толочко
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Бортмеханик запустил, почему он и не покинул кабину. И штурман по инструкции должен был кабину покинуть, но некогда было – буквально 10 секунд, и мы уже «рубили» лес. Последняя надежда пропала.

Кабина пилотов Ту-134А: слева кресло командира корабля, справа – второго пилота, рабочее место бортинженера – на откидном кресле между пилотами. В центре под приборной панелью – проход в кабину штурмана
© Sputnik / Виктор Толочко
Правительственный
борт
Этот самолёт передали в Минск из Ленинграда, где он пробыл всего несколько дней. Предполагалось, что Ту-134А будет возить руководство Ленинградского обкома партии. Но возил ли, в Минске не знают. Более-менее достоверно известно, что этот борт был построен в 1982 году и передан в отдельный Правительственный отряд.

Самолёт Ту-134 в ленинградском аэропорту «Пулково», 1978 год. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / В. Барановский
В ноябре 1984 его перевели в Ленинград, а потом – буквально через пару дней – перенаправили в Минск в 1-й Минский объединенный авиаотряд. За свою недолгую жизнь с мая 1982 до конца января 1985 года Ту-134А с бортовым номером 65910 имел налёт всего 685 часов и 448 посадок.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Он вообще мало летал, этот самолёт. Его передали в Ленинград. Но там он простоял два дня, и потом его отдали в Минск. Не знаю, возил он за эти два дня руководство обкома или не возил. Он был немного другой компоновки. В обычном Ту-134 туалеты расположены в хвостовой части, а здесь один был впереди, а второй сзади. И немножко кресла развернуты. Вот и вся разница. А технически никакой разницы.
Нормальный самолёт, говорит о Ту-134 Хаустов. Без серьёзных проблем, быстрый. Разве что двигатели иногда запускались не с первого раза. Но не в то утро. Тогда всё как раз шло гладко и штатно. До хлопков в небе…

В небе – один из первых Ту-134, серийно самолёт выпускался с середины 1960-х годов. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / Владимир Акимов
Жёсткая
посадка
Прежде чем остановиться, планирующий самолёт выкосил в лесу полосу с полкилометра.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Я потом видел это место – там были сначала спилены верхушки, а потом деревья. Может, метров 500. Но все это время, пока он стучался о деревья, я, хорошо помню, бился носом о переднюю спинку. Руками упереться было невозможно, потому что скорость была большая. И вот там уже был общий крик. Началась паника. Но это были доли секунды.
Когда самолёт врезался в землю, небольшой взрыв все-таки был, утверждает Олег. Во всяком случае, он помнит огненный вихрь, который пронёсся по салону.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Просто огонь столбом. У меня тогда причёска была такая же, как сейчас, то есть гореть особо нечему. И я помню, как инстинктивно провёл рукой по волосам – все концы были опалены. Тогда, мне кажется, я потерял сознание – вот тогда было очень страшно.

Олег, в 1985 году – пассажир самолёта Ту-134, потерпевшего катастрофу под Минском
© Sputnik / Виктор Толочко
Когда он очнулся, увидел ползущих назад людей. Оглянулся – а там дырка, хвоста нет. Оторванный хвост лежал в метрах двух. А края фюзеляжа, где был хвост, горят – как в цирке, когда тигры прыгают, вспоминает Олег.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
И вот я смотрю, люди ползут, вылезают в эту дырку и прыгают. И я думаю: мне же тоже надо вылезать, что я тут буду сидеть… Пытаюсь выбраться, не получается – что-то меня не пускает. В какой-то момент понял, что это же ремень. Отщелкнул, а всё равно выбраться не смог. Оказалось, ноги зажаты… Извивался и так, и сяк – вот сейчас с вами разговариваю и смеюсь, а тогда было ни разу не смешно. Ноги в итоге вырывал, просто вырывал. Правда, кроссовок там остался и кусок мяса с голени. Но тогда думал: всё, супер, свобода. В общем, как-то добрался до края и спрыгнул сквозь этот огненный круг в снег.

Фрагменты обшивки самолёта у мемориала в честь погибших в авиакатастрофе Ту-134
© Sputnik / Виктор Толочко
Те, кто сидели в хвосте и рванули в поисках выхода назад, уцелели. Спаслись и питерские пилоты, которые сидели на первых рядах и вылезли через треснувшее багажное отделение. Те же, кто искал выход в привычном месте – в передней части самолёта, скорее всего, задохнулись и сгорели. 58 человек из 80-ти бывших на борту.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Если бы народ рванул назад, то многие бы уцелели. Те, кто бегали по земле, они вылезли через хвостовой отсек.
Сам он вылез через форточку командира. Израненного Беляева к тому моменту уже оттащили. Его кресло вырвало, и он застрял в проёме, ведущем к кабине штурмана. Штурмана и кабины к тому моменту уже не было. Кабину оторвало во время соприкосновения с лесом, а Вячеслав Дубинин погиб.
Первая
помощь
Пилот Хаустов говорит, что ещё в воздухе успел сообщить об отказе второго двигателя, но затем связь прервалась. В результате точных координат упавшего Ту-134 у диспетчеров не было. Поэтому и помощь пришлось ждать долго.

Лес в месте авиакатастрофы уничтожил ураган 2017 года, и добраться сейчас сюда не проще, чем 30 лет назад
© Sputnik / Виктор Толочко
Первое время уцелевшие люди грелись у догорающих обломков. Олег помнит, что спасался от холода на куске крыла – он тлел с одного края, на другом можно было стоять, было тепло.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Стюардессу помню. Потому что у меня правая рука обгорела. А я думал – она стюардесса, должна знать, и спросил у нее: а что мне с рукой-то делать? Кожи на руке вообще не было. Ещё летчик лежал… Мне показалось, что человек был в умирающем состоянии. Он был при памяти, разговаривал. Не ныл, ничего. Иногда он просил его повернуть. Но повернуть его было невозможно, потому что – у меня в мозгу отложилось – он был как студень. То есть его берешь за плечи, начинаешь шевелить. Плечи шевелятся, а тело где-то там… Казалось, что у него все кости поломаны.
Над местом трагедии пролетал поисковый вертолёт, питерские летчики пытались привлечь внимание, стреляли из командирского пистолета в воздух. Но безрезультатно – был сильный туман. И снег по пояс.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Первые люди – милиционер и человек в лётной телогрейке – появились почти через три часа. Где-то в полдвенадцатого. Кстати, очень хорошо, что была оттепель. Потому что если бы был мороз, то там половина бы просто замёрзла. В общем, пришли они, а выражения лиц у них были, по-моему, хуже, чем у тех, кто живой остался. Было такое ощущение, что они думали: боже, куда мы попали. Первые вообще боялись, не знали, что делать: просека, куски самолета и люди, кто сидит, кто стоит.

Олегу посчастливилось остаться в живых, и все государственные инстанции посчитали, что этого достаточно
© Sputnik / Виктор Толочко
Помнит укол и 50 граммов спирта, которые медики наливали пострадавшим прямо в лесу. Брезентовые носилки – сам идти он не мог. Первая помощь в больнице в Смолевичах и ещё одно опасное путешествие – на сей раз в карете скорой помощи в Минск.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
В скорой помощи очень страшно было ехать. Они загрузили двух людей. И меня на носилках подвесили во второй ярус. И я думаю: там так страшно не было. И вот он едет километров 50 с сиреной. На втором ярусе эти носилки, как гамак. В общем, было очень страшно.
Почему отказали
двигатели
Более-менее достоверно установлено, что двигатели отказали из-за попавшего в них льда. Однозначного ответа на вопрос, как лёд попал в двигатели, найдено не было. Лёд во время катастрофы растаял, потому определить его природу было невозможно.

Буксировка самолёта Ту-134. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / Лев Поликашин
Предположений было два. В Минске, в Белорусском управлении гражданской авиации полагали, что причиной могла стать низкая надежность реактивных двигателей. Потому как весь комплекс противообледенительных мероприятий был проведён: перед вылетом самолёт обработали «Арктикой» и противообледенительные системы на борту были включены.

Сборка двигателя самолёта Ту-134 на Пермском моторном заводе, 1972 год. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / Э. Котляков
По второй версии, лёд попал в двигатель из-за неудовлетворительной обработки самолёта перед вылетом. Самолёт – вопреки правилам – несколько дней простоял на открытой площадке заправленным. Его планировали на какой-то рейс, а потом сняли. Топливо при этом сливать не стали.

Накануне было очень холодно, 28 и 29 января температура опускалась до минус 20. А когда самолёт стали готовить к вылету, температура на верхних поверхностях кессон-баков за счёт переохлаждённого топлива была ниже температуры воздуха. Из-за этого на поверхности крыльев, в которых находятся кессон-баки, в момент подготовки самолёта к вылету вполне мог образоваться лёд.

Заправка самолёта Ту-134 горючим. Москва, аэропорт Шереметьево, 1972 год. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / А. Князев
Разбирательство по этому делу длилось около 4 лет. Все материалы расследования, судя по ответам, которые получил Sputnik из Верховного суда и Генеральной прокуратуры Беларуси, остались в Москве. Так или иначе, до суда это дело так и не дошло.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Ответа, почему это произошло, нет. И не будет. Потому что спор между белорусским управлением и ГосНИИ с КБ Туполева давно прекращен. Все остались при своем мнении. Белорусское управление обвиняло конструкторов, что был недостаточный обогрев воздухозаборников в двигателе – противообледенительная система не справлялась. А те утверждали, что недостаточно обработали на земле.

Приёмка отремонтированного самолёта Ту-134А авиакомпанией «Интерфлюг» (ГДР) на Минском авиаремонтном заводе. (Иллюстративное фото)
© Sputnik / Минкович
Сам пилот осторожничает в оценке причин катастрофы. Лишь замечает удивительное совпадение: оба двигателя – от момента запуска до отказа – проработали одинаковое количество времени.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Вопрос остаётся, почему двигатели проработали одинаковое количество времени. Секунда в секунду. Понятно, если бы мы их запускали одновременно – но в самолёте это невозможно – они бы отказали одномоментно. А так каждый отработал своё время. Почему?
Эксперты позже говорили, что лёд срывался с крыла в двигатели в разное время из-за бокового ветра. А то, что они отработали одинаковое время, просто совпадение.
Михаил Хаустов напоминает об аналогичной катастрофе, которая произошла в 1991 году в Стокгольме, с самолетом SAS MD-81. Тогда механик также перед взлётом сообщил, что «льда на крыльях нет», а потом самолёт рухнул при взлёте. Никто не погиб, но было много раненых.

Разбившийся 27 декабря 1991 года в окрестностях Стокгольма (Швеция) самолёт MD-81 авиакомпании SAS
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Один в один катастрофа. Так вот, они сделали выводы после той катастрофы: они поставили сверху кессон-баков дополнительный обогрев, чтобы прозрачный невидимый лёд не возникал. Когда снег лежит, его хорошо видно. А на гладкой поверхности не видно ничего. Они это сделали. А на Ту-134 ничего не было сделано. Так и продолжали летать.
Вместо
послесловия
Михаил Хаустов залечил переломанные рёбра, и уже в августе того же года снова сел за штурвал. Говорит, большого страха не было. Разве что первое время замирал в ожидании звука закрывающихся шасси. Второй двигатель во время того злополучного рейса отказал как раз в этот момент.
Михаил Хаустов
Второй пилот рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Тогда звука закрытия шасси не услышал. Только звук отказа двигателя. Так вот, когда вернулся, первое время, пока шасси не станет на замок, чувствовал напряжение. А потом, как звук раздастся, он звучал для меня радостно, всё шло нормально.

Михаил Хаустов, в 1985 году – второй пилот самолёта Ту-134
© Sputnik / Виктор Толочко
Командир экипажа Владимир Беляев после авиакатастрофы долго лечился, в авиацию он уже не вернулся.

Олег в больнице был недолго. Залечил ожоги и вернулся в институт – нужно было сдавать сессию. На самолётах продолжает летать – говорит, в мире много мест, куда наземным транспортом или не доберёшься, или добираться неудобно. Но при этом, вспоминая свой болезненный опыт, каждый раз удивляется поясному ремню безопасности, который сначала не спас его от ударов о переднее кресло, а потом мешал выбраться из дымящегося самолёта.
Олег
Пассажир рейса 7841 (Минск – Ленинград)
Почему в автомобилях системы безопасности совершенствуются, а в авиакомпаниях – как был этот поясной ремень, так и остался. Никаких подушек безопасности. Почему каждый раз, когда летишь на самолёте, они показывают этот свой жилет, хотя я лечу в города, где по пути нет моря. Какая разница, как пользоваться этим жилетом… Для меня это странно. Есть же другие средства безопасности.

Олег, в 1985 году – пассажир самолёта Ту-134, потерпевшего катастрофу под Минском
© Sputnik / Виктор Толочко
Для 55-ти пассажиров и трёх членов экипажа эта история закончилась в феврале 85-го. В память о них на месте падения самолета был установлен мемориал: камень, таблички с именами, обломки лайнера.

Добраться сюда – по-прежнему непростая задача. Хотя леса, в который планировал борт, уже нет, его уничтожил прошлогодний ураган.
Поваленные после урагана деревья переработали, древесину пустили в дело, но дорожку к мемориалу так и не проложили. Чтобы попасть сюда, нужно прошагать несколько километров пешком по пересеченной местности.

Но цветы у монумента есть – яркие, не успевшие выцвести. То есть, несмотря на бездорожье, потерявшие здесь близких приходят к нему и спустя 33 года после катастрофы.
Перепечатка данной публикации разрешается в размере не более 50% от объема текста, фотографий, графики и видео с обязательным указанием «Полный текст материала читайте на sputnik.by» и прямой открытой для поисковых систем гиперссылкой на материал, опубликованный на ресурсе sputnik.by
Лонгриды Sputnik Беларусь
Источники
Над проектом работали
Автор:
Дизайнер:
Фотограф:
Руководитель:
Вера Аркинд
Дмитрий Хороших
Виктор Толочко
Олеся Лучанинова
© Sputnik 2018