Первый боевой поход
«Адмирала Кузнецова»
Самый мощный корабль российского военно-морского флота, про него часто говорят «единственный и уникальный авианосец российской армии» хотя бы потому, что этот корабль еще и самый большой в России. Таким же уникальным и даже историческим в министерстве обороны назвали и сам средиземноморский поход 2016 года
15 октября 2016 года из города Североморск в Мурманской области в зарубежный поход к берегам Сирии отправилась самая мощная в истории российского флота группировка кораблей.
В состав группы вошли тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» и суда обеспечения. Все вместе – это уже грозная боевая сила. Но чтобы получилась суперэскадра, нужен был он, тяжёлый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов».
Почти 30 самолётов и 25 вертолётов на борту, ракеты «Гранит», способные уничтожить авианосную группу противника, мощнейшая система ПВО и противолодочной обороны и почти 2000 человек экипажа. «Кузнецов» — это целая плавающая дивизия, корабль размером с жилой квартал
В списке самых крупных авианосцев мира «Адмирал Кузнецов» занимает 2 место, больше него только американские корабли класса «Нимиц». Французский «Шарль де Голль» или итальянский «Гарибальди» существенно меньше. При этом по скорости «Адмирал Кузнецов» не уступает ни одному из этих кораблей.
Уникален 115-метровый трамплин «Адмирала Кузнецова». Фактически это обычная взлётная полоса, только загнутая кверху в конце, чтобы при отрыве самолёт как бы «подбрасывало» вверх. У американских авианосцев другой принцип. Вместо трамплина у них катапульта, выталкивающая самолёт с авианосца. У катапульты много достоинств, но именно трамплин позволяет «Адмиралу Кузнецову» единственному в мире размещать на борту тяжёлые истребители
С самого начала похода силы НАТО тщательно следили за передвижением авианосца до точки назначения. Только во время прохождения Ла-Манша российскую эскадру сопровождали разом британский эсминец «Дункан», британский фрегат «Ричмонд», нидерландский ракетный фрегат «Эверстен» и бельгийский фрегат «Леопольд Первый». И это не считая вертолётов, самолётов и беспилотников НАТО. К «Кузнецову» подходили Dassault-Breguet BR.115 Atlantic, самолёт-разведчик Grumman E-2 Hawkeye (палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения), самолёт-разведчик Lockheed P-3 Orion, легкие истребители F-16 Fighting Falcon, многоцелевой ударный вертолёт Westland Lynx.
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» пересек Ла-Манш в сопровождении корабля ВМФ Норвегии
Конечно, это вызывало внимание прежде всего стран НАТО. До восьми боевых кораблей нас сопровождали сразу с выходом в район Великобритании, но никаких нарушений международного морского права не было, это обычная практика, когда мы занимаемся сопровождением тех группировок, которые выходят в море.
Владимир Королёв
Главнокомандующий Военно-морским флотом
Российской Федерации
ТАВКР «Адмирал Кузнецов»
Боевая работа авиации у берегов Сирии
Понятно, что такой корабль не имеет права уходить в море в одиночку. В классической схеме в группу сопровождения авианосца должны входить: крейсер, который обеспечивает его боевую устойчивость, не меньше
3–4 фрегатов, подводная лодка и транспорт снабжения.
Транспортное судно, помимо выполнения своих задач, отвлекает внимание от боевых кораблей. Противнику придётся выбирать на экране индикатора, где транспорт снабжения, а где авианосец.
«Адмирал Кузнецов» – настоящий боевой корабль, который может постоять за себя. Самое мощное его оружие – 12 тяжёлых ракет «Гранит». Вес каждой – 7 тонн, дальность поражения – до 700 км. От атаки с воздуха флагман ВМФ России защищают ЗРК «Кортик», корабельные артиллерийские установки АК-630 калибром 30 мм и ЗРК морского базирования «Кинжал».
Для противоторпедной защиты есть реактивные бомбомётные установки на носу корабля. Одновременно с пуском такой бомбы «Кузнецов» может совершать манёвр уклонения от торпеды. Кроме того, есть постановщики помех, которые отвлекают торпеду на себя. Торпеда уходит в сторону, давая возможность уклониться и подготовиться к атаке.
Группа шла в Сирию на максимально возможной скорости. В рекордно короткие сроки, всего за 11 дней, достигла Гибралтара и на выходе из пролива встала на дозаправку в Средиземном море
Запас средств, взятых с собой, был достаточен для выполнения поставленной задачи.
Всё своё корабли несли с собой – не только топливо, но и воду. Группа может выполнять задачи в автономном режиме как минимум 45 дней. После прохождения Гибралтара к «Кузнецову» был пришвартован танкер «Дубна», который передал на корабль воду и топливо. На 15-й день похода «Кузнецов» поднял якорь и двинулся дальше, на восток. До начала боевых вылетов в Сирию оставалось 10 дней.
Видео 360
Взлёт истребителя с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»
Каждый вылет истребителя, даже учебный, – настоящая спецоперация. Здесь нет мелочей, особенно когда речь идет о жизни и здоровье лётчика. На корабле постоянно дежурят пожарные машины и служба техподдержки.
Именно поэтому перед вылетом самолёта в небо сначала уходит спасательный вертолёт Ка-27, и вслед за ним противолодочный Ка-29. Каждый из них прикрывает друг друга и вместе они страхуют лётчика на случай ЧП.
8 ноября 2016 года первым в полёт отправился не Ка-27 и не Ка-29, а вертолёт радиолокационной разведки Ка-31.
Началась боевая операция
Появление «Адмирала Кузнецова» в Средиземном море, конечно, серьёзно всполошило американскую военно-морскую группировку, которая там топчется. Но самое главное, что наш крейсер выполняет реальные задачи, его присутствие там – это знаковое событие.
Виктор Баранец
Военный обозреватель
СКР «Адмирал Григорович»
Подготовка к нанесению ударов по объектам
террористов в Сирии
На совещании с руководством военного ведомства и оборонными предприятиями, которое провел президент России Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия начала большую операцию по нанесению массивного огневого поражения по позициям «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры» (обе группировки запрещены в России) в провинциях Идлиб и Хомс
Основными целями были склады с боеприпасами и «заводы по изготовлению разного рода средств, довольно серьёзного массового поражения». Боевики хорошо наладили промышленное производство, и именно по этим целям, обнаруженным в результате тщательной разведки, наносятся удары.
Удары палубных истребителей Су-33 по позициям боевиков в Сирии
Профессионализм экипажа не коррелируется с количеством происшествий на авианосце. Чаще причиной аварий становятся сложные инженерные конструкции, системы надёжности и эксплуатация авиатехники в ограниченном пространстве (чего стоит посадка 20-тонной машины на 300-метровую палубу на скорости около 250 км в час). И случай.
Посадить истребитель на палубу — это «очень большое искусство». Лётчик, сажающий самолёт на раскачивающуюся палубу, должен действовать очень тонко – у него должны быть «филигранные движения», чтобы не выйти из заданных параметров. 14 ноября истребитель МиГ-29 из-за технической неисправности потерпел аварию во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера. Лётчик, пилотировавший МиГ-29, своевременно катапультировался и не пострадал.
5 декабря после выполнения боевой задачи в Сирии Су-33 при посадке на авианосец выкатился за пределы палубы. Инцидент произошел из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот истребителя успел катапультироваться, его доставила на борт поисково-спасательная служба. Инциденты не повлияли на выполнение поставленных задач. С 15 ноября удары палубной авиации по позициям террористов в Сирии не прекращались ни на один день, ТАКР «Адмирал Кузнецов» с группой кораблей Северного флота продолжал боевую службу в Средиземном море.
Это очень напряжённая, сложная и героическая работа. Речь идет в первую очередь о том, что пилот остался жив.
Дмитрий Песков
Пресс-секретарь президента России
Большой противолодочный корабль Северного флота «Вице-адмирал Кулаков» за время операции успел также оказать помощь потерпевшему бедствие украинскому рыболовецкому судну, взяв его на буксир. Судно потеряло ход в Средиземном море 21 ноября и двое суток находилось в дрейфе.
БПК «Вице-адмирал Кулаков» оказал помощь украинскому судну в Средиземном море

Лётчики морской авиации РФ за два месяца участия российской корабельной авианесущей группы в Сирии выполнили
420 боевых вылетов, из них 117 ночью.
Поражено 1 252 объекта террористов
Удары наносились по объектам инфраструктуры, скоплениям боевиков и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам незаконных вооруженных формирований. Находившийся в акватории Средиземного моря фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» 15 ноября 2016 года нанёс ракетный удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам ИГИЛ («Исламское государство», запрещена в РФ) на территории Сирии. Все цели поражены.
Подготовка авиации ТАвКР «Адмирал Кузнецов» к нанесению ударов по объектам террористов в Сирии
6 января 2017 года Минобороны России объявило об уходе авианосца «Адмирал Кузнецов» из Сирии в соответствии с решением президента Владимира Путина о сокращении группировки войск в САР.
29 декабря глава государства согласился с предложением министерства обороны сократить группировку войск в Сирии. При этом он подчеркнул, что Россия будет продолжать поддерживать Дамаск в борьбе с международным терроризмом и исполнять достигнутые договорённости.