Дорога к храму
паломнические туры в Абхазию
Христианство проникло в Абхазию в I веке нашей эры.
Сын святого праведного Иосифа от первого брака, сводный брат Иисуса Христа Симон из Каны и первый из призванных учеников Христа Андрей после вознесения Спасителя, как и другие апостолы отправились по миру распространять его учение. Симон Кананит и Андрей Первозванный, а также апостол Матфей пришли на побережье Черного моря.

В Абхазии пути Андрея Первозванного и Симона Кананита разошлись. Первый отправился дальше, а второй остался проповедовать среди местного населения.


В 55 году он был убит римскими легионерами на берегу реки Псырцха на территории современного Нового Афона, там же был и погребен.
Храм и грот апостола Симона Кананита в Новом Афоне
Небольшой грот в ущелье реки Псырцха стал кельей для апостола Симона Кананита. Тропа к гроту, вымощенная диким камнем, ведет мимо наскального следа от стопы святого и места, где он принял мученическую смерть. На предполагаемом месте погребения Симона Кананита в IX- X веках был возведен храм.
Во времена римского императора Диоктилиана, ярого преследователя христиан, в Абхазию римские власти ссылали неугодных им последователей Христа. Постепенно здесь сформировались первые на Кавказе христианские общины.

Центром христианства стала Пицунда. Известно, что в 325 году епископ Питиунта Стратофил принял участие в I Вселенском Соборе в Никее. Его имя значится в списках из числа 318 епископов христианского мира того времени.
Патриарший Собор Андрея Первозванного в Пицунде
Во времена правления византийского императора Юстиниана I (527 - 565 года) в Пицунде основали епископскую кафедру и построили первый в Абхазии большой храм.

На рубеже IX и X веков на руинах древней базилики абхазские цари возвели новый купольный храм, который освятили в честь апостола Андрея Первозванного. В середине X века он стал кафедрой абхазских католикосов.

Впоследствии с усилением роли Османской империи в странах Причерноморья и на Кавказе христианская культура в Абхазии приходит в упадок, храмы приходят в запустенье и разрушаются.
С 1975 года в храме действует орган, одна из достопримечательностей собора. Он был сконструирован немецкими инженерами компании "Александр Шуке" в Потсдаме.
Каманы
В начале V века в Абхазию сослали богослова Святого Иоанна Златоуста. По пути в Питиунт он скончался в местечке Каманы близ Сухума, где и был изначально погребен.

С селом Каманы в Абхазии связаны имена сразу нескольких святых. В частности, святого мученика Василиска и архиепископа Констатинопольского, одного из трех Вселенских святителей, Иоанна Златоуста. Оба святые, по преданию, умерли и были погребены здесь с разницей в сто лет, первый в 308 году, второй в 407 году. В 483 году мощи святителя Иоанна Златоуста с большими почестями перенесли в Константинополь.
В нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. Когда в VIII веке в Византии появилось движение против почитания икон, чтобы спасти реликвию, ее тайно вывезли и спрятали в Абхазии. В IX веке главу Иоанна Предтечи вернули в Константинополь. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы появился образ святого, который почитается христианами всего мира как нерукотворный.

Каманы известны еще одной святыней - источником Святого Василиска. Легенда гласит, что источник забил из-под земли в том месте, где он умер от жажды. На месте захоронения мученика Василиска был построен храм, позже на его руинах была построена деревянная часовня.
Драндский собор
Собор в селе Дранда был построен в VI-VII веках. В средние века он служил резиденцией местных епископов, однако с усилием роли Османской империи и ислама на Кавказском Причерноморье храм был разграблен и частично разрушен.

В 1883 году при восстановленном храме основали мужской монастырь, который имел два скита в окрестностях Дранды и подворья в Сухуме, Екатеринодаре, Новороссийске и Ейске.
VIII-X века в Абхазии ознаменованы расцветом христианской культуры в Абхазии. Это в частности было связано с образованием и становлением Абхазского царства. Именно в этот период на территории республики строятся лучшие образцы храмового зодчества.
Бедийский собор
Бедийский храм был построен в конце Х века по приказу абхазского царя Баграта III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится усыпальница Баграта III.

Главное достояние Бедийского храма - золотой потир (чаша), которая датируется 990 годом. Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов, на ней сохранилась надпись: "Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь".

В XVII веке в связи с усилением роли Османской империи в регионе церковная служба в Бедийском храме прекратилась, и возобновилась лишь в XIX веке.
Успенский собор в Мокве
Моквский Собор Успения Божьей Матери был построен абхазским царем Леоном III в конце X века на возвышенности у слияния рек Моква и Дуаб. Храм был знаменит своим внутренним убранством: фресками, мраморным иконостасом с колоннами и резными карнизами. В центре напольного орнамента был выложен круг из красного мрамора с узором в виде спускающихся лучей.

В XVII веке в период усиления турецкого влияния в Абхазии Моквский собор разграбили. Были утеряны напольные орнаменты, иконостас, драгоценности и святыни.
В середине XIX века собор отреставрировали. В этот же период он стал княжеской усыпальницей. Здесь покоятся последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе и его сын Георгий, поэт и общественный деятель.
Храм Успения Богородицы в Лыхны
Храм Успения Богородицы в селе Лыхны был построен в X–XI веках на месте древнего святилища абхазов Лых-ныха.

В середине XIX века российский император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь. В 1855 году Российским Императором Александром II храму была подарена икона Знамения Божьей Матери, именно тогда храм и был освящен в честь Успения Богородицы.

Лыхненский храм - усыпальница владетельного князя Абхазии Сафарбея (Георгия) Чачба-Шервашидзе, умершего в 1821 году.
Храм Святого Георгия Победоносца в Илоре
Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор был построен в XI веке на месте древнего святилища абхазов Елыр-ныха.

В XVII веке в связи с усилившимся влиянием турок в Абхазии Илорский храм, как и многие другие храмы, подвергся разорению и разрушению. В середине XIX века его реставрировали.

Сегодня в Илорском храме ежедневно проводятся богослужения. В церкви хранятся частицы мощей Cвятого Георгия Победоносца, мироточащие и даже кровоточащие иконы.
Монастырь Святого Апостола Симона Кананита
В 1874 году монахи русского Пантелеймоновского монастыря в Старом Афоне (Греция) получили земли в Абхазии для строительства монастыря. Через год началось строительство монастырского комплекса в местечке, который по аналогии с греческим Афоном получил впоследствии название Новый Афон.

Монастырский комплекс состоял из шести храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери "Избавительница". Самое величественное сооружение монастыря – собор во имя великомученика Пантелеймона.
Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов Новоафонский монастырь был разграблен и частично разрушен. В 1880 году началась реконструкция обители, которая продолжалась 20 лет. На освящении главного престола соборного храма побывал император Александр III с императрицей Марией Федоровной. Государь подарил Новоафонскому монастырю музыкальные куранты, сохранившиеся до наших дней. Тропу, по которой царь прошел от причала до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали Царской аллеей.
Вскоре Новоафонский монастырь превратился в один из самых крупных христианских центров в регионе. Подворья монастыря появились в Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, а также в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань и гидроэлектростанцию, открыли церковно-приходская школу. Число насельников обители в то время достигало 700 человек.

При монастыре было несколько заводов: свечной, кирпичный, маслобойный, конский. Здесь учили грамоте абхазских мальчиков и распространялась религиозная литература. Обитель имела собственную железную дорогу и небольшой паровоз для поставок древесины с гор.

Возрождение монастыря началось в 1994 году.