Главный спутник абхаза
История башлыка
Элемент абхазской мужской одежды. Наряду с черкеской, буркой, саблей башлык - один из главных атрибутов абхазского костюма.
Считается, что термин "башлык" происходит от тюркского "баш" – "голова". У абхазов же существует специальный термин для башлыка – ахҭарҧа, который означает "головной", или "чем окутывают голову".
Примечательно, что у абхазов и адыгов сущестуют специальные термины для башлыка – абх. Axtarpa, адыг. Saxapxon, которые этимологизируются на основании этих языков. В пользу исконности такой формы головного убора у абхазов, как башлык, говорит и множество способов его надевания и повязывания.
Этнолог Елена Малия
Головной убор и способы его ношения подчиняются традициям народного костюма
На голове абхазы носят суконный капюшон, называемый башлык, который они завязывают, как тюрбан, в хорошую погоду, а во время ненастья концы башлыка опускают.
Генерал-лейтенант Иоганн Бларамберг
Судя по изобразительным материалам, башлык давно был известен в Абхазии. Наиболее ранний рисунок головного убора был изображен на местной поливной керамике. В 1880 году вблизи замка Баграта был найден фрагмент сосуда с изображением башлыка. А уже в XVII веке итальянский художник Христофор Кастелли изобразил абхазского дворянина в башлыке, скрученном вокруг головы.
1. Ақә – конусообразный капюшон; 2. Ачыхә – кисточка;
3. Аҟаитан – тесьма; 4. Асырма – галун; 5. Алымҳацәқәа – лопасти
Элементы башлыка
Башлык имеет коническую форму, раньше его носили под шапку. Традиционно он шьется из цельного полотнища, сложенного вдвое и выкроенного в форме конусообразного капюшона и двух длинных овально закругленных концов. Капюшон и края башлыка украшают плетеной тесьмой, тонкой кожаной лентой либо золотым или серебряным галуном. Верх капюшона венчала сплетенная из тесьмы кисть, украшенная сложным ручным плетением в виде узлов. Она называется "ачыхә" (ачыху – прим.). Сложные узлы носили защитную функцию, то есть использовались в качестве оберегов. Подобные плетения встречаются на византийских, ирландских, кельтских орнаментах. Сейчас их в основном используют в качестве украшения.
Абхазы, в отличие от черкесов, имеют привычку обвивать башлык чалмою около шапки, когда концы его не распущены по плечам против дождя.
Барон Федор Федорович Торнау
Спереди к башлыку прикреплен шнур, который удерживает башлык на спине. Особенность абхазского башлыка в том, что он не был пестрым. Цветовая гамма всегда сдержанная: белый, коричневый, черный, темно-зеленый и реже красный. Башлыки представителей высшего сословия отличались богатством украшений, а также качеством материала. Их украшали серебряными или золотыми галунами и небольшим орнаментом. Крестьяне в основном использовали домотканые ткани. Размер башлыка был не менее полутора метров.
В условиях быстро меняющейся капризной атмосферы башлык служит шапкой, тюрбаном, дождевым зонтом, зонтом от солнца, шарфом и пелериной, смотря по обстоятельствам; свойство (этого капюшона) с бесконечной искусностью свертываться, скатываться и развертываться делает его радостной находкой для художников.
Эдуард Альфред Мартель
Куда и как носили башлык
Каждый способ завязывания башлыка зависел от возраста, социального положения и повода
На торжественных мероприятиях
На сельских сходах, торжествах и свадьбах башлык надевают, искусно обернув вокруг головы.
    На траурных мероприятиях
    На похоронах башлык распущен и накинут на голову со свисающими спереди лопастями.
      Зимой
      Башлык повязывают как платок, скрестив концы под подбородком и закинув за спину. Его концы можно обматывать вокруг шеи как шарф, можно прикрыть лицо.
      Для быстрой ходьбы в горах
      Башлык использовался вместо пояса. В таких случаях его плотно обвязывали вокруг талии.
      Во время походов
      Башлык носили на плечах поверх шинели. При этом колпак был за спиной, а концы укладывались на груди крест-накрест.
      Башлык у абхазов во все времена в почете. Он многофункциональный. Им могли перевязать рану, башлык использовали в качестве переноски младенца или вместо корзины во время сбора фруктов. Когда абхаз хотел обозначить меру веса, он говорил: "Хтырпак азна ажь" (полный башлык винограда – прим.).
      Житель села Хуап Роланд Зантария
      Бытует мнение, что женщины тоже носили башлык. Но достоверных подтверждений этому нет
      С недавних пор мастерицы начали шить и женские башлыки. Они отличаются от мужских тем, что последние – строгие, однотонные и одинарные. Женские головные уборы делают с подкладкой и красивым орнаментом. С конца XIX века башлык вместе с кавказской черкеской вошел в мировую моду. Головной убор получил широкое распространение в России и Европе. Этот факт отразился в русской литературе.
      Анна шла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском, но блеск этот был невеселый...
      Так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого "Анна Каренина".
      В последние годы в Абхазии возрождается интерес к традиционному головному убору. Людей в башлыке все чаще можно увидеть на улицах города.

      Материал подготовлен при содействии жителя села Хуап Роланда Зантария, историка Руслана Гожба, этнолога Марины Барцыц, мастера по шитью национальной одежды Елены Лабахуа. В тексте использованы научные труды Елены Малия.