Акватория Северного морского пути
Граница акватории СМП
Главные порты СМП
Порты-хабы
Время прохождения
СМП – 7-15 дней без заходов
в промежуточные порты при
средней скорости движения
5-13 узлов
Продолжительность
навигации – 2-4 месяца
(на отдельных участках
больше, с помощью
ледоколов)
Особенности использования СМП
Для плавания по
Северному морскому
пути необходимо
получить разрешение
Администрации СМП
и соблюдать правила
навигации, установленные
для его акватории
По СМП могут следовать
только суда ледовых
классов
Отечественные суда имеют
исключительное право на
перевозку по Севморпути
углеводородов и угля,
добытых на российской
территории
Суда, которые
не способны преодолеть
льды самостоятельно, могут
воспользоваться услугами
ледокольной или ледовой
лоцманской проводки
Альтернатива Суэцкому каналу
Маршрут
с использованием
Северного
морского пути
Маршрут,
проходящий через
Суэцкий канал
и Индийский океан
7 300
12 500
Расстояние, морские
мили
Расстояние, морские
мили
20
33
Время в пути, сутки
Время в пути, сутки
Преимущества СМП при транзитных перевозках
Отсутствие
очереди
Сокращение расходов
на фрахт судна и оплату
труда команды
Экономия топлива
Отсутствие риска
нападения пиратов
Объём грузовых перевозок по трассам СМП,
млн тонн
80,0
71,0
61,0
51,0
41,0
26,0
9,7
9,9
7,3
5,4
4,0
2023*
2015
2016
2017
2018
2019*
2020*
2021*
2022*
2024*
2014
*Планируемый объём перевозок
Финансирование СМП, млрд рублей
145,6
142,1
114,9
66,1
69,2
49,5
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Будущее Северного морского пути
План модернизации и расширения магистральной
инфраструктуры, утверждённый правительством России,
предусматривает ряд мероприятий по развитию СМП
Намеченные мероприятия
Совершенствование навигационно-
гидрографического обеспечения судоходства
Развитие портовой инфраструктуры,
в том числе строительство терминала
сжиженного газа и газового конденсата
«Утренний» в порту Сабетта
Строительство четырёх ледоколов
на сжиженном природном газе
Строительство объектов Глобальной
морской системы связи при бедствии
и для обеспечения безопасности (ГМССБ)
Строительство гидрографических,
лоцмейстерских, аварийно-спасательных
судов ледовых классов
Сроки реализации, годы
2019-2024
2019-2024
2019-2024
2021
2019-2024
Источники: ria.ru, nsra.ru, rosatomflot.ru, будущее-арктики.рф, mintrans.ru
Акватория Северного
морского пути
7
1
6
3
1
5
4
2
2
Граница акватории СМП
Главные порты СМП
Сабетта
Тикси
5
1
Дудинка
Певек
6
2
Провидения
Диксон
7
3
Хатанга
4
Порты-хабы
Арктическая гавань
1
Петропавловск-Камчатский
2
Время прохождения
СМП – 7-15 дней без заходов
в промежуточные порты при
средней скорости движения
5-13 узлов
Продолжительность
навигации – 2-4 месяца
(на отдельных участках больше,
с помощью ледоколов)
Особенности
использования СМП
Для плавания по Северному
морскому пути необходимо
получить разрешение
Администрации СМП
и соблюдать правила
навигации, установленные
для его акватории
По СМП могут следовать
только суда ледовых классов
Отечественные суда имеют
исключительное право на пере
возку по Севморпути углеводо
родов и угля, добытых на россий
ской территории
Суда, которые не способны прео
долеть льды самостоятельно,
могут воспользоваться
услугами ледокольной или ледо
вой лоцманской проводки
Альтернатива Суэцкому каналу
Маршрут с использованием
Северного морского пути
7 300
20
Расстояние,
морские мили
Время в пути,
сутки
Маршрут, проходящий через
Суэцкий канал и Индийский океан
33
12 500
Расстояние,
морские мили
Время в пути,
сутки
Преимущества СМП
при транзитных перевозках
Отсутствие очереди
Экономия топлива
Сокращение расходов
на фрахт судна и оплату
труда команды
Отсутствие риска
нападения пиратов
Объём грузовых перевозок
по трассам СМП, млн тонн
80,0
71,0
61,0
51,0
41,0
26,0
9,9
9,7
7,3
5,4
4,0
2014
2015
2016
2017
2018
2019*
2020*
2021*
2022*
2023*
2024*
*Планируемый объём перевозок
Финансирование СМП, млрд рублей
142,1
145,6
114,9
69,2
66,1
49,5
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Будущее Северного
морского пути
План модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры,
утверждённый правительством
России, предусматривает ряд
мероприятий по развитию СМП
Совершенствование
навигационно-гидрографического
обеспечения судоходства
Сроки реализации – 2019-2024
Развитие портовой
инфраструктуры, в том числе
строительство терминала
сжиженного газа и газового
конденсата «Утренний»
в порту Сабетта
Сроки реализации – 2019-2024
Строительство четырёх
ледоколов на сжиженном
природном газе
Сроки реализации – 2019-2024
Строительство объектов
Глобальной морской системы
связи при бедствии
и для обеспечения
безопасности (ГМССБ)
Сроки реализации – 2021
Строительство
гидрографических,
лоцмейстерских,
аварийно-спасательных
судов ледовых классов
Сроки реализации – 2019-2024
Источники: ria.ru, nsra.ru, rosatomflot.ru,
будущее-арктики.рф, mintrans.ru